Эбнер Дж. Гелула «Chapter 9: Menace of the Automaton»
Входит в один цикл с https://fantlab.ru/work677223, но их действие разделено тысячей лет.
Входит в:
— условный цикл «Automation»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 19 августа 2024 г.
С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/m7M0D).
По сравнению с первым рассказом цикла (https://fantlab.ru/work1669266), который Гелула ради экономии усилий решил интегрировать во вселенную романа-капустника «Cosmos», положение человечества только усугубилось:
Но это ведь Золотой век пальпа, так что есть и хорошие новости: спустя целую тысячу лет далекий потомок Алана Мартина означенные качества развил и таки добился частичного успеха в противостоянии с разумными машинами. Правда, для этого потребовалось очень сильное запоздание с освоением дальней радиоастрономии, а вот когда такие передатчики и приемники все же были построены (разумеется, в домашних лабораториях гения и его верной подруги, никаких радиотелескопов), так сразу же прибыло послание из космоса, предупреждающее об угрозе вторжения инопланетных захватчиков. Если учесть, что захватчики выдвинулись к Солнечной системе от Альфы Центавра, уместно заподозрить, что такое торможение развития УКВ-радиосвязи на Земле у Гелулы вызвано было трудностями численного решения задачи трех тел, но это не точно.
Сам же Гелула предлагает объяснение, родственное тому, какое недавно в усовершенствованном варианте использовал для своей «аргонавтики» Джеймс Ганн (https://fantlab.ru/work800212 ):
Сюжет подчинения и попытки истребления роботами человечества у Гелулы в этих двух рассказах, надо отдать должное, исследован не только на полвека с лишним ранее «Терминатора» Кэмерона, а и за два года до Лоуренса Мэннинга (https://fantlab.ru/work1336030). Впрочем, как и Мэннинг, Гелула уже к середине 1930-х оставил не слишком доходные в пору Великой Депрессии занятия фантастикой и сосредоточился на научной работе, а также подработках в газете и на радио. После Второй мировой войны от фэндома он окончательно отошел и утратил даже тот умеренно культовый статус, которым (не исключено, по милости Азимова, включившего «Человека, который проснулся» в свою влиятельную антологию) поныне в кругах ценителей НФ и пальпа пользуется Мэннинг.
Нелишне отметить также проницательность, с какой Гелула живописует губительное воздействие социального обеспечения на космонавтику.
Действительно, исторический пик бюджета НАСА в % от общефедерального был достигнут в 1966-м, когда агентству выделялось 4.4%. Через три года человек ступил на Луну, но внимательные исследователи расходов федерального бюджета могли с сожалением предсказать, что он там не задержится: в 1969-м на НАСА расходовали уже только 2.3%, а на протяжении нынешних 2020-х — менее 0.4%, с тенденцией к уменьшению, вынуждающей хоронить даже сравнительно дешевые проекты исследования Луны и планет робозондами. Для сравнения, на разнообразную социалку, включая такие экзотические статьи, как операции по перемене пола, тратился в прошлом фискальном году 21% федерального бюджета, и уже более полувека эти статьи бюджета непрерывно разбухают.
Самое интересное даже не это: несколько лет назад опрос общественного мнения в США показал, что участники исследования на полном серьезе полагают, будто НАСА получает из федерального бюджета аж 6.4% средств, и, так уж и быть, неохотно согласны поднять эти ассигнования примерно до 7.5%.
А меры экономического принуждения, позволившие роботам подавить первые по-настоящему массовые протесты, у Гелулы отнесены… в приближающийся 2025 год. Кто сказал “фальстарт шестого технологического уклада” и “пузырь ИИ-альткойнов”?