Майкл Флетчер «Без надежды на искупление»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Религия, придуманная автором ) | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Двойники и раздвоение личности | Культы | Мессия | Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Вера формирует ландшафт, определяет законы физики и смеётся над истиной. Общеизвестные факты не аксиомы, но силы природы, то, во что верят люди. Безумие — это меч, убеждение — это щит. Наваждения рождают новых порченных богов.
Жестокий и мрачный мир населён гайстескранкенами — мужчинами и женщинами, проявление психических отклонений которых изменяет реальность. Первосвященник Крониг стремится создать из хаоса порядок. Он определяет веру своих последователей, ведя их к единственной цели: мальчик Морген, должен вознестись, чтобы стать богом. Богом, которого они смогут контролировать.
Но есть многие, которые видят будущего бога на собственном поводке, включая доппелей самого первосвященника и рабовладельца, воле которого никто не может сопротивляться. Троица отщепенцев: величайший мечник мира, клептик-убийца и возможно последний оставшийся нормальный человек, так же имеют коварные планы на юного бога.
Когда эти силы сходятся в борьбе за мальчика, возникает ещё один осложняющий всё фактор — время поджимает. Ведь чем сильнее чьё-то безумие, тем сложнее его контролировать. Неотвратима судьба гайстескранкенов — перейти в Посмертие. И тогда остаётся только один вопрос:
Кто будет там править?
Входит в:
— цикл «Manifest Delusions»
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Фэнтези года |
- /языки:
- русский (1), английский (1), немецкий (1), польский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- Д. Бабейкина (1), М. Монь (1), А. Таггезелле (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Verveine, 19 августа 2015 г.
У меня с этой книгой вышла забавная история: сразу три человека НЕ советовали её читать, поскольку она слишком мрачная для меня, не вписывается в круг моих интересов и так далее. Должна признаться, если бы такая антирекомендация поступила от одного знакомого, я бы послушалась. Но трое? Это было странно. Я помедитировала некоторое время над аннотацией, потом заглянула на Goodreads, увидела высокий средний балл при достаточно большом количестве оценок… и, в общем, решила рискнуть.
Как выяснилось, не зря.
Да, действительно — книга необычайно мрачная. Я не разбираюсь в дарке, гримдарке и прочих жанрах тёмной фэнтези, но есть ощущение, что даже по стандартам этих жанров “Beyond Redemption” представляет собой нечто особенное, способное вогнать в трепет даже начитанного знатока. Мир в романе безумен в самом прямом смысле слова, поскольку его боги безумны, и вся магическая система основана на различных видах сумасшествия. Например, гефаргайст (социопат) способен внушить окружающим, что он великий воин, и если ему поверят, это станет правдой. Мерере (шизофреник) на физическом уровне делается несколькими людьми — чем глубже расстройство, тем их больше, вплоть до целой толпы. Хассебранд (пироманьяк) способен призывать огонь силой мысли. Дисморфик превращается в монстра, вендигаст — в оборотня-людоеда, а котардист (страдающий синдромом Котара) — в живой скелет. Как любая болезнь, безумие прогрессирует и в конце концов достигает пика — максимума магических возможностей и, одновременно, переломной точки, за которой следует смерть или мучительные страдания. До пика многие безумцы наслаждаются своими способностями, властью и неуязвимостью, но все знают, что рано или поздно этому придёт конец.
Вторая необычная особенность книги, которую вы могли уже подметить, заключается в том, что бОльшая часть терминологии, имён и топонимов имеет немецкое происхождение. Mehrer, например, переводится с немецкого как «множитель», Gefahr+Geist наводит на мысли об «опасной душе», а Hassebrand объединяет «ненависть» и «пожар». Имена в большинстве случаев также переводимые, говорящие, но я надеюсь, что переводчик этой книги оставит их на немецком, ради сохранения своеобразия.
И вот на этом необычном фоне разворачивается история о том, как Кёниг Фуриммер, глава религиозного ордена Геборене Дамонен, пытается воплотить в жизнь дерзкую идею: он хочет воспитать и создать нового бога, который стал бы служить Геборене Дамонен и уберёг бы самого Кёнига от окончательного погружения в безумие. Кёниг — могущественный гефаргайст, превративший захудалую секту в мощную религиозную организацию, но собственная мощь губит его с каждым днём всё быстрее. За ним по пятам следуют три двойника, воплощающих разные стороны его личности, а в зеркалах толпятся обретшие самостоятельность отражения, с нетерпением ожидая момента, когда он утратит бдительность и подойдёт слишком близко… Отведённое Кёнигу время истекает, и у него остался всего один кандидат на роль бога — мальчик по имени Морген (Утро). Остальные дети за годы экспериментов погибли или наложили на себя руки. Моргену, впрочем, тоже предстоит умереть — иначе он не обретёт божественность. Кёниг планирует убить его собственноручно, ибо таков закон: убитый служит убийце в Посмертии.
Но череда случайностей приводит к тому, что стройные планы Кёнига рушатся. Не последнюю роль в этом играет троица наёмников — Вихтиг (Самый Лучший Мечник в Мире; как нетрудно догадаться, гефаргайст), Штелен (воровка-клептоманка, способная украсть что угодно у кого угодно) и Бедект (как ни странно, нормальный… или он просто считает себя нормальным?). А ещё свою лепту в развитие сюжета внесут Эрбрехен Геданке, гефаргайст-поработитеть, способный одним словом отнять свободу воли у населения целого города, и Гехирн Шлехтес, хассебранд с комплексом неполноценности и паранойей.
Я не стану раскрывать сюжетные перипетии, потому что за их динамичным и совершенно непредсказуемым развитием очень интересно следить в процессе чтения и не хочется портить удовольствие тем, кто отважится взяться за эту книгу. А отвага понадобится, ибо на страницах постоянно проливается кровь. Кого-то убивают, подвергают мучительным пыткам и издевательствам, лишают воли и унижают — ни один, подчёркиваю, ни один герой не имеет иммунитета против всего перечисленного. Если вы такой же неискушённый в тёмной фэнтези читатель, как я, вам предстоит не раз вздрогнуть и поморщиться, но если эта книга вас также зацепит, как меня, вы её не отложите.
Ведь за кровищей и прочими ужасами кроется по-настоящему интересная история с глубоким смыслом, и герои этой истории — живые, совсем как настоящие, пусть и совершенно аморальные. Высокомерный и властный Кёниг, окружённый врагами, которых сотворил он сам; грубый и практичный Бедект, самый нормальный из всех героев (нормальный ли?..); смертоносная и уродливая Штелен, не утратившая способность любить; забавный в своей самоуверенности красавчик Вихтиг, променявший поэзию и семью на странствия и меч; и, наконец, Морген… вы ведь помните, с кем связан образ Утренней Звезды, верно?
Про Эрбрехена и Гехирн ничего не скажу.
Героям предстоит расти и развиваться, умирать и возвращаться с того света, доходить до предела своих возможностей и пересекать границы невероятного. Специфика мира, построенного на безумии, диктует необходимость погружения в глубины человеческих душ — пусть даже в этих глубинах и водятся жуткие чудовища. Впрочем, прошу меня простить, я вместе с лукавым автором невольно повторила фразу, которая способна перевернуть восприятие сюжета с ног на голову и обратно. Мир “Beyond Redemption” — об этом говорится на первой же странице, но это так легко упустить из вида — построен не на безумии, а на вере. На вере, которая определяет реальность.
А во что верить — каждый решает сам… в меру своего безумия.
ЫМК, 1 ноября 2024 г.
Кратко — Если бы Зигмунд Фрейд писал фантастику, он написал бы — «Без надежды на искупление».
Это уникальная вещь. Сразу по нескольким показателям.
1. Оригинальный мир. Открытие такого уровня настигают меня последнее время очень редко. По-настоящему яркий и самобытный мир. Со своей физикой-мистикой и философией. Мир, развитие которого определяется не авторским произволом, а сделанными автором фантдопущениями. Полноценная логически завершенная окружающая действительность. Да, в базисе мира лежит откровенное безумие, но и безумие развивается по своим внутренним законам, и хороший автор тем и отличается от графомана, что не перестраивает законы создаваемого им мира по ходу написания произведения, подстраивая их под сюжет и развитие персонажа.
2. Это действительно dark. Что называется «без соплей» (хотя один из заглавный персонажей практически всю книгу и страдает жестким насморком помноженным на воспаление легких). Перерезанные глотки случайных прохожих, каннибализм, пытки. «Доктор Менгеле» ради местной «науки», пытающий детей на глазах их матерей. При этом, что удивительно все это без грязного смакования и потаканию садизму читателей. Нет, все это просто часть жизни персонажей книги и неотъемлемое составляющее этого мира. Тот случай, когда – «из песни слова не выкинешь». Опять же, все это следует из той системы магии, что правит этим миром.
3. Чернуха развлекательного даркфэнтези, построена на уникально сложных философских парадигмах и ненавязчиво заставляет задумываться об особенностях нашего сознания. Хоть и достаточно однобока в отношении избранных в качестве базовых скреп мира, теориях психиатрии.
Удивительный мир, где сознание определяет бытие (и битие, впрочем тоже), вплоть до плодородия почвы. Сбывшийся кошмар фрейдистов – Ид, ставящие Эго на колени, и они оба, вместе и по очереди, имеющие в извращенной форме суперЭго. Мир, где психопатии становятся реальностями, уродующими жизнь тем, кто не страдает психическими заболеваниями. И на всем тексте, по диагонали – ЖИРНЫМИ буквами главный философский вопрос человечества. Что первично – Бог или Человек. Создан ли человек Богом по своему образу и подобию или же бог(и) созданы человеческой верой. И подстрочником, прямо из пролога – раз человеки созданы богами по своему образу и подобию, значит и бог(и) страдают всеми теми психическими заболеваниями, что одолевают человечество. Впрочем, для автора верно и обратное вера психически не здоровых людей может создать только психически не здоровых богов.
Автор, следует Фрейду и в максиме – «все психические проблемы заложены в детских травмах». Иначе не объяснишь, почему такое большое число заглавных персонажей книги начали свою карьеру живорезов(маньяков, серийных убийц...подставь по вкусу) с убийства своих родителей.
Общее впечатление – достаточно тяжелое, в силу физиологической правдоподобности и большого количества описаний психических отклонений (пусть и замаскированных под «магию») чтение. Вместе с тем, у текста есть глубина, причем эта глубина символична и обладает многослойностью смысла. Если отбросить физиологичность в описании (дань современности), текст, как это не странно, напоминает мне позднюю советскую фантастику. Эдакие перешедшие на темную сторону Стругацкие. В поздней советской фантастике стремление описать величие человечества и всесильность его духа,
На фоне всего вышеперечисленного, такие традиционные для современных писателей мелочи, как регулярные рояли, неправдоподобная живучесть персонажей, мелкие сбои в логике повествования (например, понятно, что псих может представить себя кучей скорпионов, а вот как куча скорпионов может обратно представить себя человеком?) и фрагментарность окружающего мира, меркнут и отступают в сторону, подавленные величием авторского замысла.
**********************************************************************************************************************************************
Перевод – у меня особых нареканий не вызвал. Так, мелочи в стиле превращение поселения на 30 человек на одной странице последовательно в деревню, хутор, а затем город.
Впрочем, добуквенная передача авторских псевдонемецких слов, ломает язык даже когда их читаешь про себя. Но это уже особенности самого произведения…
katikris, 29 октября 2018 г.
Лидер религиозного культа Кёниг намерен воспитать собственного бога, чтобы безраздельно править миром. Теократ — один из могущественных гайстескранкен, безумцев, что способы своими убеждениями менять окружающую реальность. Он внушил тысячам последователей, что наивному и невинному мальчику Моргену предстоит вознестись и стать любящим и всепрощающим божеством.
Однако о замысле Кёнига узнаёт троица наёмников — они решают похитить ребёнка и потребовать у культа выкуп. План начинает рушится, когда в борьбу за влияние вступает ещё одна сторона.
***
Первое и главное, что стоит знать о романе — это беспринципное, жестокое и порой омерзительное тёмное фэнтези, в котором постоянно описываются сцены насилия, унижений и пыток. После прочтения книги Флетчера даже книги Бэккера и Аберкромби воспринимаются не такими уж и мрачными. Впрочем, если вас это не страшит, то «Без надежды на искупление», как бы парадоксально это ни звучало, наверняка станет очень приятным открытием.
Действие романа разворачивается в типичном средневековом фэнтезийном мире с единственной особенностью — убеждения определяют бытие. Если множество людей поверят в хорошую погоду, то так обязательно и случится. Если поверят в удачу фехтовальщика на поединке, то тот непременно победит. Выдающиеся безумцы и умалишённые — их называют гайстескранкен — способны превращать в реальность свои бредовые иллюзии. Социопаты (гефаргайсты) заставляют людей подчиняться их воле, а пироманты (хассербранд) могут метать огонь силой мысли.
Этот фэнтезийный элемент — главная особенность, вокруг которой Флетчер выстраивает сюжет и взаимоотношения персонажей, а также выводит авторские размышления. Необузданные способности безумцев добавляют неожиданности к исходу любого противостояния. Скажем, в первоначальный конфликт между троицей главных героев и религиозным культом Геборене Дамонен вмешивается ещё одна сторона — поработитель по имени Эрбрехен. Его неуёмные амбиции и почти безграничная сила становятся для действующих лиц чем-то вроде неостановимого природного катаклизма, который напрочь рушит все планы героев. Такая непредсказуемость добавляет роману динамичности — при том, что экшен-сцен в книге не так уж и много.
Кроме того, особенности сеттинга позволяют Флетчеру порассуждать о свободе воли, вере и божественности. Хитроумные манипуляторы-гефаргайсты в романе постоянно заставляют своих слуг выполнять различные приказы, и писатель зачастую показывает эти сцены «из головы» подчинённого. И нередко случается так, что в размышлениях персонажа невозможно однозначно ответить на вопрос, почему тот соглашается выполнять поручения — из-за сверхъестественных способностей, дара убеждения или какой-то привязанности? Писатель будто ставит под сомнение само понятие свободы воли — и речь не столько о вымышленном мире, сколько о поведении людей в целом.
Жуткая атмосфера, безумства и зверства в романе создают выразительный контраст, который позволяет Флетчеру подчеркнуть несколько особенно трогательных сцен и характер главных героев. Например, за слоем «чернухи» и грязи проглядывает аккуратно выписанная драматичная любовная линия — пожалуй, одно из самых «светлых» пятен в этой мрачной истории. А за сверхспособностями практически каждого гайстескранкен можно увидеть измученную безумием и личными трагедиями душу. Подобный противоречивый образ лежит в основе многих персонажей — например, с одной стороны девушка-хассебранд Гехирн всегда проявляет заботу к родным и близким, а с другой — она вымещает неконтролируемый гнев на ни в чём не повинных людях. Наверняка бы Гехирн могла стать любящей матерью, сложись всё иначе.
***
Выдающийся образчик тёмного фэнтези, который может стать новым определением жанра. «Без надежды на искупление» полон жестоких и омерзительных сцен, а среди героев нет ни одного положительного — отвращение вызывают все, просто кто-то чуть меньше. Однако вся «чернуха» лишь подчёркивает трагизм обречённого мира, а фэнтезийный элемент даёт основу для авторских размышлений.
scafandr, 12 декабря 2024 г.
«Без надежды на искупление» — на мой взгляд является редким представителем тёмного фэнтези, потому что в нём абсолютно уникальный мир и абсолютно уникальные действующие лица. Я лично как-то уже устал от королевств, пустых тронов, тайных убийц-ассасинов, тайных братств, могущественных колдунов и драконов, которые вроде как умерли, но где-то вроде ещё один есть. Флэтчер вообще эту фэнтезийную методичку выбросил в мусорку и начал лепить фэнтези по своим лекалам. Возможно именно поэтому первые страниц 50 было сложно понять, про что я читаю и кто все эти люди. Мир раскрывается по мере прочтения. Условно говоря есть город и в нём есть своя церковь-секта, глава которой решил, что идеальным вариантом будет создание своего уникального бога, в которого будут неистово верить все прихожане. Бога нужно сделать из человека. Сначала нужно сделать из него святого, а потом убить. Вознесённый бог — именно то, что нужно наивным овцам.
3 головореза ,старик, мужчина и женщина, ищут, на чём можно заработать. родился план похитить мальчика, которому пророчат статус будущего бога, а потом вернуть его назад за большие деньги. Денег хватит на всю оставшуюся жизнь.
Собственно, сам сюжет — что-то типа «Карты, деньги, два ствола», когда всё в какой-то момент пошло не по плану. Если подняться высоко-высоко над романом и с высоты взглянуть на сюжет, то он очень прост. Да, в нём много размышлений и философских нюансов, но в целом герои не сделали почти ничего. Похитили-обломались-задумались. Это не ах как приключения с кучей сцен и перемещений по карте.
Но роман цепляет не этим. Мне он залетел сеттингом. Мир отвратительно ужасный. грязный, мерзкий, вонючий. Просто какая-то глубокая задница мира. И герои под стать этому миру. Они все отрицательные, все испорченные. Как будто бы тебя пригласили в мир Вархаммер 40000, но сугубо в гости к Нурглу, богу разложения. Герои и многие действующие лица обладают какими-то уникальными способностями. Например, глава секты плодит своих доппельгангеров. Мужик из тройки мастер фехтования. Женщина — ассасинка-клептоманка. И ещё в романе до кучи встречается разных монстров и чудовищ. Разложившаяся женщина, с которой клоками слетает кожа. Ужасный толстый урод, умеющий подчинять людей своей воле. И т.д. и.т.п. Ад, чистилище — что-то такое. Ни к кому нет доверия, нет героев, только одни павшие подлецы и преступники.
Имена действующих лиц, названия город и разные специфические термины поданы как псевдонемецкий язык, что мне показалось весьма неудобным. Некоторые названия городов я просто пробегал быстро глазами, даже не пытаясь прочесть эту тарабарщину. Не скажу, что это минус, скорее просто фича, которой роман и запоминается.
Если ставить оценку истории — 7/10. Если ставить оценку сеттингу и героям — 9/10. Мерзко, пошло, отвратительно, но очень вкусно и хочется ещё. Саундтреком может быть Disgorge (хоть мексиканский, хоть американский), Obituary и Gutalax.
Ravenor, 12 декабря 2024 г.
Довелось мне не так давно познакомиться с творчеством
канадского фантаста Майкла Флетчера, творящего на ниве киберпанка и тёмного фэнтези, произведения о высокотехнологичном будущем у нас не издавались, а вот первые две книги из цикла «Manifest Delusions», относящиеся к поджанру фэнтези, где очень мало добра я прочел.
И в первую очередь должен похвалить автора, это действительно ТЁМНОЕ фэнтези, а не как некоторые любят делать: придумают героя, который немножко вор, немножко грубит окружающим, может обманывать кого-то по мелочи.
Нет, тут у нас все серьезно, в главных ролях выступают конченные мрази, так по крайней мере кажется большую часть первой книги и частично второй.
Но изюминкой цикла является не это, изюм вызревал на ветке самобытной и очень оригинальной системы магии, которая является краеугольным камнем, а так же причиной всех бед этого мира.
Забудьте про волшебство четырех стихий, забудьте про некромантов и магию крови.
Здесь рулят психи, в прямом смысле этого слова. Любое из существующих видов психических нарушений в фантазии Майкла Флетчера — это разновидность магических умений.
Есть, к примеру, дисморфики — это ребята, верящие в то, что с их телом что-то не так, похожие на Халка или высокие и худые под 10 метров ростом.
Есть котардисты — это те, которые dead inside, не зомби, просто их очень трудно убить.
Териантропы — это оборотни, во всем богатстве их форм и размеров, могут принимать как классический облик шерстяного волчары, так и клубка змей и даже дракона.
Гефаргайсты — элита мира поехавших, социопаты и манипуляторы, способные подавлять волю целых народов, внушая бесконечное обожание к себе. И есть еще множество других, зеркальщики, верящие в свои ожившие отражения, хассебранды-пироманты и т.д и т.п...
На фоне такого изобилия сумасшедших, те несчастные люди, кому не посчастливилось родиться психически здоровыми обречены влачить жизнь слуг и рабов своих безумных повелителей.
Хотя те рано или поздно обречены достичь Вершины- пика их силы и могущества, а так же окончательной деградации личности, за которой, чаще всего, следует смерть.
Ранее я вскользь упомянул главных героев, а потому, знакомьтесь:
Бедект — старая покрытая шрамами с ног до головы развалина, с неполным комплектом пальцев, дезертир, бандит, убийца, мрачный, хмурый тип который без раздумий стукнет вас по голове в темном переулке и ограбит, убьет только если будете сопротивляться.
Штелен — страшная, как смертный грех, тощая злобная бабища, от которой разит как от помойной ямы, клептик, что означает, что ворует она инстинктивно все, всегда и у всех, включая у напарников , при этом обладает сверхъестественной способностью подкрадываться и быть невидимой для жертвы, до тех пор, пока сама не захочет обнаружить себя.
Убьет вас...потому что ей понравился ваш носовой платок или не понравился ваш взгляд брошенный на нее....да вообще без повода может выпустить вам кишки и еще дюжине человек рядом, ибо пребывает вечно в хмуром настроении, разрываясь между ненавистью к себе и к окружающему миру.
Вихтих — единственный из троицы, кто постоянно не хмурит рожу, даже весел, благодушен, а также является средненьким гефаргайстом, а потому эгоистичен до мозга костей, самолюбование возвел в ранг искусства, при этом красив, даже смазлив, атлетично сложен и заслуженно является отличным мечником. Но хочет большего, а именно быть признанным Величайшим Фехтовальщиком в Мире. Убьет вас только если вы тоже претендуете на звание лучшего мечника, ибо нефиг...
Вот такой чудесный мир придумал для своих читателей автор.
Однозначно стоит обратить на него внимание, понравится такое может далеко не всем, но запомнится оригинальной задумкой уж точно).
Не хочу спойлерить, но при всей отталкивающей сущности центральных персонажей, все они, что и не удивительно в таком мире, глубоко травмированные и несчастные люди. Это раскрывается постепенно и возможно, для кого-то из них еще не все потеряно.
narsyy, 28 января 2019 г.
Посредственный роман, на каждой странице которого сквозит неопытность автора. В мире его бродят только описываемые герои, остального окружения не существует: города похожи один на другой — их названия даже нет смысла запоминать, простые люди — серая масса без потребностей, кроме выпивки.
Как оказалось, автор умеет логично закончить свою историю, но ни черта не знает про средневековую жизнь. В романе герои просто с мечами ездят на конях, перебираясь от одной таверны до другой. Все это в полном вакууме:иногда у них на пути лес, иногда леса нет. В плане описаний автора хватает на то, как светит солнце и то, как хмурятся тучи. Самоповторы тоже не добавляют изыску: в десятый раз читать про то, каким цветом у героя на этот раз вышла мокрота совершенно не интересно. От такое погружение по Флетчеру.
Герои прописаны слабо. Более-менее адекватна только линия Кёнига. Жаль, что она самобытна и существует только как средство привлечения в сюжет новых персонажей.
От основной троицы героев тошнит. Их персонажам не верится, их целям и мотивам и совместимости тоже. Действуют они как дети, общаются как дети. Их взаимодействия странны в плохом смысле этого слова. Автор постарался раскрыть характеры этих героев в концовке, но вышло не очень.
Добавлять много суперспособностей , много магии и т.п. — это плохая идея. Продумать и сбалансировать такой мир крайне сложно. У автора вот не получилось.
Послесмертие вообще выглядит шуткой, ненужной и непонятной. Для́ того, чтобы там никому не служить, следует сделать очевидную вещь, который и сделал один из героев в концовке.
Faul Paul, 10 августа 2024 г.
Камерная история про подонков и душегубов, путешествующих с корыстными мотивами по грязным средневековым городам, служащим только театральными декорациями, ведущих тарантиноподобные диалоги в промежутках между убийствами, воровством и развратом, и, тем не менее, сохранивших в себе некоторые черты человечности и любви и, в конечном итоге, борющихся за добро, как они его понимают. Читать рекомендуется одновременно с прослушиванием первых двух альбомов немецкой медиивал-индастриал группы Heimataerde под названиями Gotteskrieger и Kadavergehorsam для погружения в атмосферу злобного тевтонского мира. Особое удовольствие доставили имена героев, сконструированные из немецких слов. Когда следишь за похождениями персонажей, зовущихся Покрытый Кровью (Бедект Имблют), Выкладывайте Все (Штеллен Зиаллес) и Важный Лжец (Вихтиг Люгнер), тебя не покидает ощущение некоторой несерьезности и гротескности происходящих в книге событий, хотя там кровь льется рекой и совершаются всякие-разные непотребства. Так и вижу мерзко похихикивающего в кулачок автора: «Темное фэнтези сели читать? Сейчас я вам покажу темное фэнтези. Ужо будет вам кровь, дерьмо, блевотина и стрррашшные-ужжжасные злодеи с мозголомными именами, на лицо ужасные, добрые внутри!» Люблю такое, 10 из 10. Кроме очевидной «Печальной истории братьев Гроссбарт» Джесса Буллингтона атмосфера книги также напомнила мне «Закон ордена» Петра Гурского. Буду читать дальше, тем более, что продолжение на русском вышло.
Harlekin667, 24 августа 2023 г.
Достойное фэнтези!
Я тут задумался, а стоит ли говорить, что книга куда мрачнее чем гримдарк? Данная мысль была второй по счету, которая пришла мне в голову после ее прочтения. Самая первая была такой – «Вот это было действительно круто!»
Начнем? Значит так, термин – «Гримдарк» обычно используется для описаний фэнтезийной литературы в основном это связанно с антиутопией и другими около, но не менее жестокими темами. Чаще всего в них фигурируют самые аморальные персонажи. Все эти тезисы полностью верны в отношении этого романа, который является таким же жестоким и нигилистским. По сути это самая удачная форма где отсутствуют какие-либо атрибуты положительных сторон. Все ужасно и все отвратительны.
Что нужно знать о вселенной Флетчера? Мир им воссозданный буквально погряз в хаосе, безумии и в форме различных заблуждений. Это мир где безумство проявляется как реальность. Более того, в нормальных обстоятельствах сила психоза формируется коллективными убеждениями поэтому чем больше людей верят вашим фантазиям, тем больше эти идеи становятся истиной.
Прежде чем приступить к прочтению будет полезно ознакомится с глоссарием. Я редко такое рекомендую или не рекомендую вообще, но в случае с этой книгой описание поможет разобраться с фауной разновидности тех самым Гайстескранкен. Кстати, это довольно впечатляющий список, в котором каждое описание страшнее предыдущего. Хассебранды, например, любят поджигать все за счет своей подавленной ярости и глубокому одиночеству. Териантропы считают, что они одержимы духами животных и поэтому способны в них превращаться естественно только из-за силы веры в это заблуждение. Список разительно разбавляет такое гнусное явление как Гефаргайст (т.е. социопат) которым движет отчаянное желание быть в центре внимания и соответственно управлять другими. Но самым ужасным проявлением как оказалось является Гайстескранкен с некой формой коморбидности. По сути это тот же безумец, но как правило его отклонения сопровождаются несколькими формами заболеваний. Да, в этой книге есть и такой персонаж. Это Верховный Жрец Кёниг Фуриммер, самый извращенный безумец пытающийся навести порядок в окружающем хаосе. В планы этого ненормального входит создание бога, с помощью которого в дальнейшем сможет управлять своей церковью и не только. Невинного бога в лице мальчика зовут Морген которого раздумывают убить, как только будет установлено что он готов к Вознесению. Но прежде чем этому всему удается произойти его благополучно похищают трое самых несчастных головорезов на моей памяти. По действующим лицам расклад такой. Бедект — старый, дряхлый, всегда ворчливый и изживший себя воин. Штелен – самая кровожадная клептоманка из всех возможных. Вихтих, очень напыщенный гефаргайст считающий себя лучшим фехтовальщиком в мире. У Кёнига не остается другого выбора кроме как отправить за ними в след самых отчаянных убийц, чтобы они уничтожили троицу наглых злодеев и тем самым успели спасти его планы до того, как Морген будет навсегда испорчен. В этой абсолютно дикой истории можно ожидать всего чего угодно, но гарантирую одно, число жертв от рук сумасшедших будут исчисляться сотнями.
Не виню тех, кто посчитал этот роман глупым или нелепым. По большей части это все именно так. Объявленные герои полностью ошибочны, как и сам мир, но я лично был очарован их эксцентричностью. Также считаю, что в эту историю невозможно не погрузиться полностью, не подумай, что я ее стану навязывать к прочтению, просто она чрезвычайно интересна, где ты еще встретишь настолько изобретательный мир в концепции таких героев.
Deliann, 30 ноября 2018 г.
«Без надежды на искупление» Майкла Флетчера — пример очень ожидаемого романа, который все ожидания оправдывает. Книга прошла долгий и наверняка тяжелый путь до своего читателя. Ее выход переносился с удручающей регулярностью, дошло до того, что роман стал локальным мемом и его называли «Без надежды на Флетчера».
Первое, что хочется сказать – книга действительно стоит прочтения. Автор разворачивает все действие вокруг одного фантастического допущения и получается у него очень увлекательно. Тем забавнее, что источником вдохновения для него было нечто вроде справочника по психиатрии. Да, вся магическая система мира Флетчера строится на психологических отклонениях. Чем человек безумнее, тем он магически сильнее, ну а сам тип магии зависит от рода безумия. То есть у нас есть шизофреники, которые способны распадаться на несколько людей, клептоманы, способные растворятся в тенях, люди с навязчивыми идеями, из-за которых перестраивается реальность и так далее. Здесь даже Бога можно создать, достаточно лишь правильно подойти к вопросу. Именно в таком почти безумном мире мы и знакомимся с основными персонажами.
Трое главных героев – эдакие бандиты с большой дороги. Бедект является неформальным лидером, который постоянно строит планы и хочет уйти на покой. Что удивительно: Бедект один из наиболее психически здоровых персонажей книги. Штелен страдает от клептомании со всеми вытекающими последствиями. Вихтих же наслаждает своей навязчивой идеей, что он величайший фехтовальщик в мире (он это не устает доказывать, убивая других великих фехтовальщиков). Все вместе они решили похитить ребенка, из которого хотели сделать Бога, но что-то пошло не так…
Флетчер не зацикливается только на этих персонажах, он регулярно показывает ситуацию с разных сторон, временами посвящая целые главы даже не самому персонажу, а его двойнику, порожденному больным разумом. Роман при этом не отличается динамикой, большую часть времени концентрируясь на внутреннем мире персонажей, погружаясь в их психические отклонения все глубже и глубже. Ну и как итог – шикарнейшие герои, во многом сломленные из-за постепенной потери рассудка, но слабо прописанный мир, который представляет собой три города и набор случайных локаций между ними и минимум зрелищных схваток.
Книга достаточно жестокая, рейтинг «18+« получила абсолютно заслужено, но в ней нет совсем уж чернушных моментов. Зато есть юмор, конечно, черный, но вполне уместный.
Российское издание стильное, но связи иллюстрации на обложке с сюжетом я не уловил. Зато аннотация прям вообще шикарная: так мастерски описать фантастическое допущение, большую часть сюжета, заинтриговать и проспойлерить финал – это надо уметь.
«Без надежды на искупление» — качественное темное фэнтези с живыми персонажами и интересным фантастическим допущением. Очень надеюсь на выход продолжения в нашей стране.
sergej210477, 4 января 2023 г.
Шикарный роман, но, почему то, не попавший в список самых известных и популярных шедевров «темного фэнтези». Жаль.
Не буду рассказывать, о чем эта книга, просто, в двух словах, поделюсь своими впечатлениями:
- Тому, кто хочет понять, что же такое типичное «dark fantasy», стоит обратить внимание на это произведение. Тут все по канонам: мир — одна большая помойка. Герои — отвратительные. Убийства — кровавые. Секс — мерзкий. Жестокость — на пределе. Хэппи-эндом не пахнет. А пахнет кровью, дерьмом, тухлятиной и блевотиной. Мрачно, грязно и уныло. Атмосферно.
- На мой взгляд, оригинальный сюжет. Интересная задумка про мир, где безумные фантазии и твердая вера создают реальность.
- Яркие герои. Нет, это не тот привычный, и, уже, наверное, классический вариант для «темного фэнтези», когда, на первый взгляд, жестокий и «плохой» центральный персонаж, на самом деле, харизматичный и, по-своему, благородный принц, правда, не на белом коне, а на черной лошади. Нет. В этом романе все герои отвратительные. Мерзкие как внешне, так и в душе. Негодяи, подлецы, убийцы, мерзавцы, злодеи и т. п. Совершенно не симпатичные. Сопливые, страшные и вонючие. И, отвратительная гусеница в финале не превратится в красивую бабочку. Все честно — к завершению книги окружающий мир и, люди его населяющие не станут лучше. Беспросветная жуть.
- Вот какая у меня возникла мысль: обычно, в своих отзывах, я часто жалуюсь на то, что герои ведут себя глупо, неестественно. Да, даже в фэнтези, это, порой, режет глаз — ну, не бывает так! Здесь же, автор делает гениальный ход: все герои романа — безумны. И, никаких претензий к логичности происходящего! Что взять с сумасшедших?! Их мысли поступки почти не предсказуемы.
Перед тем, как прочесть книгу, просмотрел отзывы. Думал, что запутаюсь в сложных построениях, классификации психических отклонений, безумной вселенной. Нет. Ничего такого хитрого, сюрреалистического и психоделического, трудного к восприятию, того, чего я опасался, в романе нет. Ломать голову не пришлось.
Наверное, я бы, оценил это произведение ещё выше, но... Единственный, но, большой минус, на мой взгляд, это — труднопроизносимые имена и названия, взятые из некого псевдонемецкого языка. Практически, нечитабельные. А, если, читать эту книгу вслух?! Язык сломаешь. Нет, в немецком языке есть куча звонких и «гладких» имён и фамилий. Но, тут, писатель специально, не знаю, правда, для чего, нагородил такого... Ну, может быть, это и необычно, но, мне было реально сложно запинаться на каждой строчке.
В целом — отличная и запоминающаяся книга. Специфическая, это точно, поэтому, понятно, почему много как хвалебных, так и отрицательных отзывов. Да, мерзкая, грязная и жестокая, но, это — такой жанр. Любителям изящных эльфов и прекрасных рыцарей тут делать нечего. А, тем, кто хочет «потемнее» — понравится.
Архонт, 11 июля 2020 г.
Абсолютно отвратительное чтиво, непонятно с какой целью написанное. Безусловно свежая идея, где безумие меняет окружающую реальность. Но реализация оставляет желать лучшего. Никому из героев не сопереживаешь, никакого глобального развития событий — возня в песочнице. Мир не прописан от слова совсем: все города как под копирку: грязные, зловонные, смрадные; их жители — непримечательные манекены. Совокупления, оргии, нетрадиционная «любовь».
Как итог, читать не рекомендую никому, даже истинным любителям тёмного фэнтези, ибо это не оно, а бессмысленный поток воспалённого сознания автора.
Михаэль, 20 февраля 2022 г.
Утрированно «мрачный и брутальный» роман из волны новейшего darker then dark-фэнтези.
Не то, что бы сильно оригинальная, но хорошо использованная магическая система — мир под себя меняет вера, а самая сильная вера — у безумцев. Потому все местные маги — клинические сумасшедшие. Правда, хочется добавить, безумие их какое-то слишком уж рационально-структурированное, но это уже издержки жанра. В рамках такого мира, идея местного Глав Злодея — создать собственного бога верой паствы, воплотима.
Но на пути у стремящегося в Темные Властелины встает троица наемников, причем не борьбы со злом ради, а хабара для.
Тон моего отзыва может показаться юмористическим, но в книге юмора как раз нет, несмотря на гротескность происходящего. Все очень угрюмо и дарково, на серьезных щах. Все герои — более-менее конченные подонки того типа, с которыми братья Гроссбарты дела бы иметь не стали. При том en masse они еще и чисто физически — уроды. Все время дождь, слякоть, лужи, все простужены, у всех сопли, на которых у автора какой-то бзик. Мир, описанный немецкообразными, но не немецкими, именами-названиями-терминами, в общем-то сводится к декорациям в стиле «темный замок», «заплеванный трактир» и «раскисшая от слякоти дорога».
В отличие от близких по жанру похождений Гроссбартов, полностью отсутствует грубое, свинское, но жизнелюбие, которым всегда отличались подонки общества. Тут все более-менее обреченно влекут себя чрез нагромождение ужасов к несчастливому концу.
В принципе, я не самый большой адепт «розовых единорогов», меня циничными головорезами и каннибальскими пирами от книги не отвратишь.
Что хуже, роман как-то неказисто написан, логики, даже учитывая фантдоп «безумие — это магия» мало, персонажи, несмотря на броские комиксовые черты,
безлики, одни и те же описания например, внутренних мучений кого-то из героев, идут по кругу, повторяясь теми же самыми словами. В темпе есть явные провисания, персонажи объясняют читателю суть происходящего (да еще и не по разу), вокабуляр составленный на искалеченном немецком, мало того что непроизносим, так еще и неудобозапоминаем.
Быть может, достань автору чисто литературного мастерства, сумей он придать своему «мрачному, грязному и обреченному» миру хоть какое-то второе измерение, намек на обаяние, оценка была бы выше.
А так, дочитал в основном потому, что не имею привычки не дочитывать, о финальном «твисте» догадался ближе к началу романа.
Рекомендовать можно тем, кто ценит в новой фэнтези-волне именно «жесть», как таковую.
Хотя она (жесть) в силу своей повсеместности и утрированности не дает никакого хоррор-эффекта, но это уже вкусовщина.
ireadtoomuch, 11 февраля 2025 г.
Прочитал потому что в опросе в блоге Марка Лоуренса этот роман победил в смысле максимальной «гримдарковости».
Ну довольно заслуженно, чо. Виды безумия как несущая часть магической системы, мягко говоря не привлекательные герои,
Большую часть попадавшегося мне фэнтези хочется рецензировать просто упомянув схожие произведения — идей в жанре сильно меньше чем книг. Здесь не так. Это, при всех шероховатостях, определенно новое слово в жанре. Хотя я и не уверен что хотел бы дальше в эту сторону углубляться.
Валар моргулис, 27 ноября 2018 г.
Эта добрая и нежная сказка никого не оставит равнодушным. Особенно тех, кто любит счастливый конец. Ведь в ней каждый получит свое искупление или по крайней мере надежду на него.
Бог протянет руку маленькой девочке, которой нужна только любовь. Старик решит одним своим поступком перечеркнуть весь ужас прожитых дней и спасет себя и не только… Воровка заплачет, а лучший в мире фехтовальщик услышит слова одобрения от человека, скупого на похвалу.
Стоп. А, может, все это мне привиделось и я увидел это в отражении собственного ножа. Может, это одна из самых страшных и сумасшедших историй, когда-либо рассказанных у костра в темном лесу случайным прохожим прежде чем перерезать им глотки. История о мире, где даже после смерти в сапогах не найти золота, не говоря уже о мече, чтобы защититься.
Решать вам. Ведь вера определяет реальность!
Croaker, 19 июня 2015 г.
Построив причудливый мир и населив его интересными и достоверными маньяками, которые задействованы в динамично развивающемся сюжете, автор рассказывает нам следующую историю: «идеальное» религиозное государство волею великого во всех смыслах лидера ставит перед собой задачу выиграть местную гонку вооружений = добиться собственного первенства в контроле над сумасшествием мира, для чего ударяется в педагогические эксперименты. К несчастью этот процесс обращает на себя взоры некоторых личностей, внимания которых настоятельно рекомендуется избегать: например, троицы отъявленных и закоренелых преступников-неудачников, или, очень мягко говоря, эксцентричного рабовладельца. Добавьте к этому тот факт, что собственные элитные кадры нашего религиозного образования уже очень давно и сильно не способны сойти за нормальных людей, а оппоненты и того безумней, то вы можете представить к какому хаосу всё приходит в конечном итоге. И это только «развлекательная» ипостась романа, а при учёте скрупулёзного расчленения человеческих душ и лёгкого квеста в поисках духовности аморальных персонажей, книга приобретает глубину и объемность идей.