Вера Панова «Спутники»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Автор на фоне панорамных картин формирования поезда, подбора кадров, движения состава к фронту и обратно, горящего вагона, лечения и оперирования раненых, обычных бытовых дел, бесед и разговоров, влюбленностей и размолвок высвечивает, как на большом экране, судьбы главных героев повести — комиссара (а потом политрука) поезда Ивана Данилова, доктора Белова, медсестры Юлии Дмитриевны, Васки, Лены Огородниковой, Фаины...
Государственная премия СССР (Первой степени), 1947.
Впервые — «Знамя», 1946, № 1–2; Спутники. Повесть. Молотов: Обл. изд-во, 1946. Первоначальное авторское название повести — «Санитарный поезд».
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 1947, № 3», 1947 г.
— сборник «Спутники. Кружилиха. Ясный берег», 1951 г.
— сборник «Избранные сочинения», 1956 г.
— сборник «Спутники. Кружилиха. Сентиментальный роман», 1960 г.
— сборник «Спутники. Кружилиха. Времена года», 1963 г.
— антологию «Повесть о настоящем человеке. Спутники», 1965 г.
— сборник «Спутники. Ясный берег. Серёжа», 1969 г.
— сборник «Избранное», 1972 г.
— сборник «Кружилиха. Спутники. Серёжа», 1972 г.
— антологию «Проза второй половины XX века», 2000 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Великая Отечественная. Книга 4», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
Сталинская премия в области литературы, 1946 // Художественная проза. Первая степень |
Экранизации:
— «Поезд милосердия» 1964, СССР, реж. Искандер Хамраев
— «На всю оставшуюся жизнь» 1975, СССР, реж. Петр Фоменко
— «Спутники» 2015, Россия, реж. Иван Шурховецкий
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 2 октября 2021 г.
Поезд шёл на восток...
Авторский стиль Веры Пановой настолько изысканно прост и одновременно художественно привлекателен, что после прочтения «Кружилихи» захотелось продолжить с ней свои читательские отношения. И выбор пал на эту повесть, одну из первых в череде крупных произведений автора (раньше была только «Евдокия»).
Мне кажется (хотя, может быть, просто мал мой читательский багаж), что тему работы/службы санитарных поездов во время Великой Отечественной войны до Пановой никто не раскрывал. Да и позже тоже ничего не припомню. Конечно, то в книгах, то в фильмах то и дело мелькают коротенькие эпизоды, связанные с этими спецпоездами, но именно только как эпизоды.
Безусловно, повесть художественная и потому наверняка многие детали организации этой работы и какие-то конкретные рабочие и организационные ситуации в книгу не попали. Однако всё-таки читатель имеет возможность побывать в качестве незримого работника такого поезда начиная с момента его формирования (т.е. буквально с первых дней войны) и до самых последних недель Великой Отечественной. И перед нами, перед читателями, пройдут вереницей судьбы многих людей, которые так или иначе оказались призваны на эту непростую службу.
И Панова открыто без приукрашиваний и умалчиваний пишет о первых сумбурных днях и неделях войны, о явных ошибках в организации эвакуационной медицинской службы (первые месяцы войны санпоезда ходили за ранеными непосредственно к линии фронта и потому часто подвергались атакам с воздуха и риску атак с земли в случае внезапных прорывов, и только чуть позже отгрузку раненых в такие поезда стали осуществлять со специальных сборных пунктов). И не менее открыто пишет о том, какие были разные люди среди личного состава — хоть врачи, хоть медсестры, хоть санитары и технические работники и специалисты. И некоторые показанные нам люди как раз и демонстрируют беспристрастность Пановой в их описаниях — кто-то из героев книги подвержен зелёному змию, другой одержим страхом, третий бабник, четвёртый зажат в своей медицинской специализации и никак не хочет быть шире и глубже в своих врачебных умениях. Однако все они, вместе и каждый в отдельности, делают одно большое и важное дело — обеспечивают эвакуацию раненых из прифронтовой полосы вглубь нашей территории, где они могли затем получить квалифицированную медицинскую помощь.
Однако Панова не только сосредоточена на описаниях рабочих будней. Люди в этом поезде ещё и живут, сдруживаются и сживаются в коллектив, имеют симпатии и даже строят какие-то планы на будущее, воспитывают младших по возрасту и пишут письма родным и близким, ищут следы потерявшихся членов семей и горюют от горьких весточек. И Панова показывает нам несколько таких людей поглубже, раскрывает характеры пошире. Комиссар (а затем замполит) Данилов и машинист Кравцов, главный врач Белов, санитарка Лена Огородникова и перевязочная сестра Юлия Дмитриевна, медсестра Фаина и подобранная девочка-подросток Васка, врач Супругов — разные характеры проходят перед нами. Но вместе они составляли одно — военно-санитарный поезд.
Конечно же не обошлось без главного конфликта. Который на самом деле не такой явный, но для нас Панова этот конфликт обрисовывает во всей его неприглядности (в действиях одной его стороны) и терпимости (со стороны другого участника противостояния). Однако некоторые мысли одного из персонажей дают вполне серьёзные основания опасаться за дальнейшую судьбу комиссара/замполита Данилова. Не буду здесь раскрывать суть этого противостояния, ибо для будущего читателя важно будет самому всё узнать непосредственно из книги и расставить оценочные акценты на свои места.
O.K., 25 декабря 2016 г.
Как и во всех повестях о войне, явно недостаёт сюжета. Но «Спутникам» это можно простить. Отчасти из-за новизны самих декораций: не повседневные боевые действия, везде как под копирку похожие, а санитарный поезд. Прекрасные образы, разнообразные и яркие, что достигается, в том числе, обилием женских образов, отсутствие которых сильно обедняет военную литературу.
Да и в целом, несмотря на отсутствие сюжета, всё равно возникает ощущение целостности и полноты: и всего хватает, и ничего лишнего. Каждый эпизод, каждая мысль, каждый характер бьёт в точку и по содержанию и по исполнению.