Оноре де Бальзак «Брачный договор»
Безвольный щеголь Манервиль хочет женится на прекрасной Натали Эванхелисте, не подозревая, что приданое ее растрачено, а будущая теща составила коварные планы.
Входит в:
— цикл «Человеческая комедия» > Этюды о нравах > Сцены частной жизни
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
shakko, 11 августа 2022 г.
Ну вот я, похоже, сглазила -- плато отличных произведений Бальзака прерывает эта новелла. Впрочем, наверно, это я пристрастна и она мне кажется хуже предыдущих из-за моих эмоций. Дело в том, что я не люблю размазню. Нет, гречневую кашу люблю. А людей этой же консистенции -- нет. В жизни еще куда ни шло, можно просто перестать с ними разговаривать. Но когда автор делает размазней стержневого персонажа повествования -- меня это раздражает, и не дает наслаждаться книгой.
Я люблю персонажей преодолевающих, барахтающихся, «соберись, тряпка», «встал и пошел». Даже если кончается плохо, то все равно: герой старался, молодчина, мне волнительно. Но Бальзак -- писатель без жалости, реалист. Он делает, как в жизни -- он знает, что если человек тряпка, он тряпкой и будет, и все будет дальше усугубляться, никаких хэппи-эндов. Думаю, в Голливуде он бы с большим интересом снимал фильмы-катастрофы, с такими крупными планами, наездом камеры, как все рушится.
Вот «Брачный контракт» -- это как раз такие наезды камеры про то, как всё рушится. Главный герой-тряпка -- молодой человек, который поработав дипломатом во французских посольствах по всей Европе, привык жить красиво, но состояние почти промотал. Он милый, нежный, очень приятный человек. Недаром его лучший друг -- де Мерсе, который, завлекательно мелькав в предыдущих произведениях цикла, наконец появляется здесь как важный второстепенный персонаж (зная модус операнди Бальзака, предположу, что следующий текст тогда будет про де Мерсе целиком).
Главный герой хочет женится на красавице, у которой тоже денег нет, но зато хитроумная мегера-мать. Если кратко -- это книга-ужастик про тещу. Она воспитала дочь бессердечной стервой, она научила ту всем супружеским манипуляциям, в итоге спустя несколько лет две эти гадины главного героя загнобят совсем. Характеры всех троих описаны великолепно, интрига (в том числе юридическая) -- четка и увлекательна... Но «роман про тряпку» + «роман про злодейку-тещу»?... Мое «нет, не моё» теперь умножено в два раза.
У главного героя, кстати, великолепный адвокат (умный потасканный старичок, у которого тут мало страниц, а вот зря). Но герой постоянно сопротивляется его мудрой помощи.
Вообще эта книга -- такой текст-предостережение от Бальзака. Мол, мужчины, вот что с вами будет, если вы станете выбирать невест, не изучив характер будущих тещ (по их личику методом Ломброзо) и не слушаясь своих адвокатов по поводу брачного контракта. И что будет, если вы в браке будете потакать своей жене во всех ее капризах. Плохо будет, жену надо в ежовых рукавицах держать, считает Бальзак, а то она все ваши деньги растратит.
Парным к «Брачному контракту» в цикле является «Дочь Евы»: те персонажи, которые здесь главные, там становятся третьестепенными, и наоборот. А завязка ситуации примерно такая же: муж слишком любит свою жену и поэтому она распустилась и это грозит погубить брак. Однако в «Дочери Евы» Бальзак описывает мужчину-не размазню, который берет-таки ежовые рукавицы, в смысле, вооружается НЛП, инструкцией по доставлению супружеских оргазмов (почему спелл-чекер подчеркивает это слово?) и, опираясь на свой жизненный опыт, показывает своей гораздо более молодой жене, что в жизни есть гораздо более любопытные вещи, чем тратить деньги на посторонних молодчиков.
В общем, зря мне наверно не понравилась эта книга, слишком эмоциональна я. Написано великолепно, увлекательно. Есть логический конец!!! А не так как, в прошлый раз. Еще причина читать -- это очередной «перекресток», где встречаются ключевые персонажи, важный кирпичик в биографиях де Мерсе и Феликса де Ванденеса.
asakuro, 21 января 2018 г.
Молодой и богатый граф Поль решает жениться. В жены себе выбирает провинциальную красавицу Натали, рассчитывая с помощью связей ее матери получить хорошую должность. А невесту с матерью в первую очередь интересуют деньги Поля, потому что их состояние находится на грани банкротства, а жить они привыкли ни в чем себе не отказывая.
По сути, данная повесть мало чем отличается от гламурных книг середины нулевых Робски или Собчак про то, как выйти замуж за миллионера. Такие же пустоголовые персонажи, думающие только о деньгах, приемах и одеждах. Никаких переживаний они не вызывают даже в конце повести.
Да, в 19 веке таких книг было написано множество и в английской, и в французской, и в немецкой, и в русской литературе. Только, например, у Уайльда больше легкости и юмора, а у Тургенева — больше глубины. У Бальзака же получилось просто салонное чтиво.
Единственная деталь, которая привлекла мое внимание — это описание красавицы Натали: пышное тело, сросшиеся брови, тяжелый подбородок, вечно сжатые губы и громкий голос. Стандарты красоты, действительно, значительно изменились.