Мартин Эмис «Зона интересов»
Новый роман корифея английской литературы Мартина Эмиса в Великобритании назвали «лучшей книгой за 25 лет от одного из великих английских писателей». Книга, которая рассказывается с точек зрения трёх начальников концлагеря и изобилует немецкой лексикой, была отвергнута всеми немецкими издательствами. Новый роман классика современной литературы Мартина Эмиса «Зона интересов» — это глубоко оригинальное, отчасти провокативное высказывание, вновь — и совсем по-новому — фиксирующее внимание читателя на теме Холокоста и Второй мировой войны. Эмис привносит в разговор об ужасах прошлого интонации и оттенки, никогда прежде не звучавшие в подобном контексте. «Зона интересов» — это одновременно и любовный роман (двое из трех героев-рассказчиков — комендант концлагеря и служащий в нем офицер — любят одну женщину, а третий — еврей-заключенный — готов на убийство или самоубийство ради спасения жены, попавшей в лапы нацистов), и антивоенная сатира в лучших традициях «Бравого солдата Швейка» (комендант лагеря выведен в откровенно комических и гротескных тонах), и классический пример литературной полифонии. Однако ключевая идея романа далеко выходит за рамки предсказуемых «всюду жизнь» и «банальность зла»: мелодраматизм и обманчивая легкость сюжета служат Эмису лишь средством, позволяющим ярче высветить абсурдность и трагизм ситуации и, на время усыпив бдительность читателя, в конечном счете высечь из него искру по-настоящему глубокого сопереживания.
Награды и премии:
лауреат |
Премия за лучшую иностранную книгу / Prix du Meilleur livre étranger, 2015 // Роман или книга стихов (США; роман) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Вальтера Скотта / Walter Scott Prize, 2015 // Историческое произведение |
Экранизации:
— «Зона интересов» / «The Zone of Interest» 2023, США, Великобритания, Польша, реж. Джонатан Глейзер
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 23 мая 2024 г.
Зло
«Быть храбрым в Третьей Германии трудно. Для этого требуется готовность умереть – и умереть после предварительных пыток, здесь даже мученик умирает, как жалчайший преступник, в позоре и унижении, помышлять о которых немцу особенно страшно.»
Тринадцать с половиной часов боли, такая «Зона интересов». На самом деле, меньше, стоит поблагодарить свою привычку слушать аудиокниги с ускорением за менее протяженную по времени боль. Зачем брала? Затем, что это Фантом, все книги которого последние несколько лет читаю по мере выхода. Затем, что перевел Сергей Ильин, который лучший. Затем, что аудиоверсию для ВИМБО исполнили Кирилл Радциг, Александр Гаврилин, Григорий Перель, для аудиалки сильно не все равно, кто расскажет ей историю. Затем, что выход из зоны комфорта, ненадолго вычищает от накопившейся душевной мути, хотя приятным процесс никто не назвал бы.
Роман Мартина Эмиса не страшный, он чудовищный. Хроника повседневности Аушвица, рассказанная тремя его функционерами верхнего, среднего и нижнего звена. Первый комендант Долль, целенаправленно доведший себя до полной утраты человеческого, руководит машиной уничтожения, оставаясь заботливым мужем и отцом, разве что злоупотребляющим алкоголем. Заботится о бесперебойном функционировании вверенного ему объекта, хочет повысить эффективность и минимизировать расходы на содержание. Такой менеджмент по-нацистки, с расово-неполноценными, низведенными до твердого. жидкого и газообразного вещества. Второй офицер снабжения Томсен, красавец-мужчина с внушительным донжуанским списком, не к месту и не ко времени полюбивший жену коменданта Ханну. «Хороший немец», трезво оценивает ужас дела, которому служит, но также понимает, как легко в этой системе переместиться на противоположную сторону колючей проволоки. Вредит помаленьку, осторожно вставляет палки в колеса, некоторый иммунитет дарует ему родство с Борманом.
Третий голос принадлежит заключенному Шмулю, начальнику зондеркоманды. В любой системе интернирования есть люди из числа контингента, чьими руками власть исполняет грязную работу. В Освенциме она грязна в обоих смыслах, обязанности зондеркоманды уборка трупов, обрезка волос с тел людей. умерщвленных «Циклоном Б», выдирание зубных коронок и освобождение от любых украшений, которые мы носим на себе, включая неснимаемые обручальные кольца — ну, вы понимаете. Также загрузка в крематорий, это Шмулю принадлежит рационализаторское предложение: костер должен гореть непрерывно, 24 часа, а поддерживать горение можно при помощи вытопленного человеческого жира — экономия на керосине. Вся его семья давно убита, он не знает, зачем длит существование. Вернее знает — чтобы описать все это. Когда придет время, Шмуль зароет свои записки в термосе под розовыми кустами в оранжерее (а как вы думали, там не только немецкий орднунг, но и красоте место есть). И еще, иногда ему удается спасти от газовой камеры одного из тысяч привезенных сюда, шепнув, что нужно говорить при селекции.
Говорят, это черный юмор. Не знаю, у меня внутри все время стоял неумолчный визг, иногда милосердно заглушавший голоса любимых артистов. Но это надо было услышать. Ну, потому что, если надо объяснять, то не надо объяснять.
Bladeness, 24 июня 2024 г.
Когда первый раз читаешь книгу о холокосте — становится жутко. После нескольких раз — неприятно. А потом оно приедается и становится скучно. И тут мне пришла в голову идея — а почему бы не почитать что-нибудь, написанное не от лица идущих в газовую камеру, а от лица тех, кто туда отправлял. И вот такой роман нашелся.
Поначалу Зона интересов полностью оправдала мои ожидания. Вот нацики в рабочее время отправляют людей на убой, а после работы развлекаются, крутят романы и живут простой жизнью. Но скоро это начало приедаться. А все потому, что у романа банально нет сюжета. Есть скучная мелодраматическая линия о любви племянника Бормана к жене коменданта Освенцима, но даже она слишком медлительная и неинтересная.
В общем-то и все. Больше сказать о романе нечего, он — абсолютно переоцененная пустышка. В нем нет ничего, кроме так и нереализованной интересной идеи.