Игорь Николаев «Город Тьмы и Дождя»
Мегаполисы, залитые холодным неоновым светом, жестоки и безразличны к людям. Здесь правит закон сильного, правило абсолютной ответственности. Ты можешь взять все, до чего дотянешься, но будь готов к ответу.
В этой жизни есть место приключениям, славе и конечно же большим деньгам. Однако в киберпанке за все надо платить. А цена, в конечном итоге, всегда оказывается слишком высока...
Входит в:
— цикл «Советский киберпанк»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 11 ноября 2024 г.
цикл «Советский киберпанк»-1
Когда скапливается несколько книг ещё нечитанного автора, это повод, чтобы таки начать знакомство. А книги скопились следующие: имеющий культовый статус «Гарнизон» — переосмысление Вахи; «Железный ветер» — мир дирижаблей, подвергшийся вторжению нацистов; и собственно «Город» — забег автора на территорию киберпанк-экшна.
Во-первых и в главных — хочу артбук по роману! В крайнем случае — иллюстрированное издание! Можно мультфильм!
Огромное количество ярко выписанных экзотических персонажей, необычная эстетика другого мира. Всё просто пир для визуала.
История параллельного мира, в котором оказывается промальпинист Алексей Постников, пошла иначе где-то в 1918-м. Революция случилась на год позже. Главное отличие — нарыв Второй Мировой не был вскрыт до конца и в восьмидесятые годы случился очередной Конфликт, Великая Война. Сильно пострадали Кореи и Европа. СССР из-за этого не распался, но сильно мутировал. Во многих странах к власти пришли хунты, которые потом превратились в предпринимателей. Сращение бизнеса и власти. Напоминает, скорее, современный Китай: коммунистическая риторика и капиталистическое нутро. Названия институций из совка, но суть другая. Особенно порадовали боевики Фининспекции. СССР разделен на красные и синие зоны. Синие — мир де-факто победившего звериного капитализма; красные — больший уклон в социалку и пестование советской атрибутики. Синие — хай-тек и финансы; красные — старые капиталоемкие производства и добыча ресурсов. Да, наивное и надуманное противостояние, но в рамках книги смотрится уместно. В Америке примерно также — Ржавый Пояс против Побережий.
Действие, правда, происходит только в Городе — агломерации Москва -Ленинград.
Что не понравилось — главный герой. И знаете почему? Слишком реалистичный. Парень оказался действительно в жуткой ситуации: ни навыков, ни понимания реалий, ни денег, ни документов. И реакции на стресс очень натуральные: рвота, тремор, истерики. Всё так. Но сопереживать хочется чуть более собранному товарищу. Герой постоянно на грани смерти, но постоянно ему что-то помогает избежать ее. Не он сам, нет. Счастливые случайности. Очень сильный «достоевский» момент, когда Алексей опускается до грабежа пьяного с отягчающими.
Как ему сообщают ближе к концу — «Ты щепка, которая плывет по течению».
В романе нет какого-то, хотя бы фонового, глобального конфликта, который мог бы придать масштаб злоключениям персонажа.
Есть только его крайне сомнительная карьера: объект для изъятия аугментированного железа-«хрома», помощник в тире, нелегальный курьер, телохранитель на подхвате, нечаянный свидетель и участник кровавой бани в ночном клубе.
«Можно, конечно, каким-нибудь чудом покинуть агломерацию, забиться в глухую нору, пробавляться малой копейкой там, где никого не интересуют документы и куда не заглянет всевидящее око преследователей.
Только... что это будет за жизнь?..»
А тут у тебя что за жизнь? Контролировать распил бедолаг с киберимплантами? Охранять дельцов-убийц? И главное, денег особо не прибавляется. Живет в конуре, женщины нет и не предвидится. В конце всё-таки приходит к условному успеху, но, фактически, через предательство бывшего работодателя.
История с насильственным отъемом киберимплантов очень напомнила мне книги по мотивам игр Deus Ex. К тому же на страницах «Города» мелькала корпорация «Шерраф» — явная отсылка к «Шариф», корпорации, где работал главный герой игр и книг Deus Ex.
Закончив с «Городом», я скачал ознакомительную версию «Синдиката», второй части «Советского киберпанка». В предисловии автор подтверждает мои догадки:
»...окончательным «бустом» [к написанию «Города»] стала игра «Deus Ex: Human Revolution». ...
Пройдя ДЕХР я понял, что это ОН, тот самый олдскульный модем-панк, пусть завернутый в современную обертку. А еще, что мне не хватает продолжения, не хватает этого мира, образов, штампов. Ну и для писателя вполне естественно, что если у тебя чего-то нет, а хочется — напиши сам.»
Хорошо, что автор, видимо, не знал о книгах по Deus Ex, а то, может быть, так и не собрался бы писать своё видение.
Из малого типового набора киберпанка отсутствуют ИИ и виртуальность. Остальное на месте: дистопия, хай тек лоу лайф, импланты, корпорации, наёмники, оргпреступность, неоновые небоскрёбы.
Прекрасный визуально и концептуально роман с очень неоднозначным главгероем.
Понравилось.
9(ОТЛИЧНО)
andreyby, 13 августа 2024 г.
Прекрасно.
Название цикла исчерпывающе описывает содержание. Полноценный хардкорный киберпанк в самом его каноничном виде — high tech, low life. Очень органичный мир. Описывающий, кстати, ту самую замусоленную «конвергенцию систем» — но выросшую совсем не в том, о чём грезили продвигавшие эту идею прекраснодушные идиоты. Очень органичные герои — нормальные, целостные, живые, в чём-то мрази, в чём-то честные и отзывчивые — не плоские картонные куклы. Захватывающее действие, с непредсказуемыми заворотами.
И всё это написано традиционным для Николаева отличным — богатым и выразительным — языком. Читается на одном дыхании.
Крайне рекомендую.
eugals, 25 октября 2021 г.
Главное достоинство этого романа является и главным его недостатком.
Проработка мира выше всяких похвал. Все эти колоритные термины, уличный язык («районщики», «шахматисты», «дегры») и прочий политэкономический «обоснуй» впечатляют и убеждают.
Но в этом-то и проблема. Автор уж слишком сильно увлечён антуражем киберпанка, так что не может удержаться и использует любой повод, чтобы вставить ещё какую-нибудь сигнатурную деталь. А потом ещё подпустить нуара. А затем не забыть в каждой третьей главе дать герою хорошенько почувствовать свою беспомощность. А потом для самых непонятливых читателей закрепить ещё парой сцен, чтобы не забывали что тут блин вам не сказка, а брутальный мир корпораций, у каждой из которых кстати своя история и своя повестка, и их тоже нужно обязательно раскрыть.
Ну и понятно, что времени на серьёзный сюжет и на развитие ГГ совсем не остаётся. Как по мне, так основные антагонисты, а то и безымянные побочные персонажи получили, хоть и более лаконичное, но часто и более яркое и глубокое описание, чем сам протагонист.
Хотелось надеяться, что это просто была такая затянувшаяся экспозиция в первом романе цикла, а а дальше начнётся собственно какая-то нетривиальная история. Но судя по второму роману (осилил из него только 5 глав), похоже, что надежда оказалась тщетной -- безжалостный мир трестов и корпораций, сперва поглотил всю планету, потом воображение автора, а следом по их общей задумке видимо должен восторжествовать и над нами, читателями?
А кому милее личность и история, тем точно тут не место. Ведь как говорил классик:
-- Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. – Полн. собр. соч., т. 1, с. 415.
Oinarysama, 22 января 2018 г.
Развернутая иллюстрация выражения «Не мы такие, жизнь такая». Описываемый альтернативный мир полностью лишен человеческих качеств, удивительно, но хороших людей в произведении не выведено вовсе ни одного человека. Видимо, бездушность населения обусловлена местным социально-экономическим развитием. Однако, не совсем ясно какова же ключевая особенность строя, препятствующая возникновению в людях доброты, альтруизма, сочувствия, совести итд. итп. Вроде бы заявляется, что все еще жив СССР, в то же время выясняется, что он давно обладает всеми признаками акульего капиталистического беспредела, так что ничего такого, что критически отличало бы этот мир от нашего. Более всего описанное напоминает 90-е годы или конец 80-х, но через призму киберпанка. Главный герой, сталкиваясь с ужасными трудностями в этом жестоком и хищном мире, теряет человеческие черты так быстро, что кажется их у него с самого начала и не было. Мол, ему так плохо, что он готов убивать, резать, предавать, грабить, торговать свежевырезанными органами и не морщиться. Довольно быстро гг начинает внушать такое презрение и отвращение, что кажется неплохим выходом, если б он повесился с отчаянья. Вроде как надо его понять, но как-то не выходит. Даже удивительно, что его взяли в ту военнизированную контору, ведь нафига нужен сотрудник, который готов всех заложить, да вообще на все что угодно готов, когда его прижмет. Как быстро он спрашивает «Что я должен сделать?» Он абсолютно ненадежен, мерзок, беспринципен, жесток, слаб, действительно настоящий подонок, и жаль что его не пришибли в итоге, было бы только логично и с сюжетной и с моральной точки зрения.
Raal, 22 марта 2017 г.
Интересная идея и завязка заинтриговала. Читал запоем. Немного напрягал язык повествования. Чтобы не повторяться, автор каждый раз старался называть главного героя иначе. На одной странице могло быть запросто 3-4 разных эпитета для ГГ и часто приходилось притормаживать, чтобы понять о ком речь идет.
Но после прочтения я понял, что мне чего-то не хватило в книге. Дело в том, что роман получился ни о чем. Без сюжета. Герой — безвольный нытик, который забивает на свои высокие моральные устои как только подворачивается возможность. В течении книги он ничего по сути не делает, только страдает от того, что у него нет денег и клевых протезов.
соло, 24 ноября 2016 г.
Отличный киберпанк. Напряженный, тяжелый, кровавый. Почти постоянное действие
Сама концепция советского киберпанк с попаданием очень свежа. Герой живой, он проходит метаморфозы, меняется, живет, ему страшно и это отлично описано. Отлично. Может, чуть суховат язык, но если только чуть.
belash, 27 мая 2017 г.
По настроению вспомнилось —
«Нет, не обещай мне безоблачных дней,
безбpежной лазуpи и солнца.
Мне по сеpдцу дождь, этот сеpый туман,
не надо, оставь мне плохую погоду.
Пускай меня хлещут
и ветеp, и дождь.
Что может быть лучше
плохой погоды?»