Лев Кокин «Из будущей жизни Путинцевых»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Семья Путинцевых — Витя и Лена — является практически обычной семьёй будущего, ну, почти обычной. Вот только проблемы их не совсем обычны: то задумают ребёнка через фирму заказать, заранее определив пол, возраст и характер, то новое лекарство против лжи изобретают, то эксперименты над мозгом Вити Путинцева проводят, то омолаживаться захотят. В общем, жизнь у них нескучная, но главное, что из любой ситуации они выходят с честью.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 36», 1992 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ГРОМ, 25 сентября 2019 г.
Типичный пример Советской фантастики. Описанное в цикле базируется действительно на научных принципах, но читать как фантастику не интересно.
Этот цикл напомнил мне телевизионный сериал: «Саша+Маша». Такая же семейная бытовая обстановка, капля юмора, ну и тут в рассказах еще добавлен НИИ и научная фантастика.
Такой сплав, как видим по оценкам, не пришелся по вкусу любителям фантастики. Может и вправду лучше было из этого телевизионный или мультипликационный сериал сделать?
Sawwin, 18 февраля 2011 г.
Цикл рассказов, объединённых именами главных героев и абсолютной несамостоятельностью сюжетов. Циклы коротких рассказов о гениальных изобретателях были у Евгения Филенко, Лилианы Розановой и многих других. Первый рассказ и вовсе вываливается из цикла: его действие происходит в пусть близком, но будущем, в то время, как остальные рассказы в лучшем случае, можно отнести к настоящему (хотя герои в первом рассказе ещё совсем молоды, а там, где действие происходит в настоящее время -- значительно старше). Никакого завершения циклу не дано, последний рассказ попросту обрывается на полуслове. Язык грамотный, но до предела сухой, даже научно-популярную статью, написанную таким языком, читать не захочется.
В целом -- скучновато. Читать это не стоило.
Стронций 88, 24 мая 2010 г.
Тут говорили: «утопическое социалистическое будущее, в котором то и проблем совсем не осталось… А если и есть… чтобы преодолевая их можно было показать… лучшие моральные качества воспитания в идеальном обществе…» Я не согласен с таким взглядом на рассказ. И честно говоря, не понимаю, чем это мнение вызвано. Да, может быть первая новелла на что-то такое и тянет, но только она, а дальше… И вообще первая новелла выглядит прилепленной «до кучи». Герои те же, но как-то не совсем похожи. Да и духа остальных трёх новелл здесь нет. Но зато ясно, что действие происходит в будущем. Фирма, в которой ребёнка можно заказать «под ключ», выбрать внешность, характер до мельчайших подробностей (ну и пол, само собой), не бьющая новизной идея (хоть мне пока не доводилось читать что-то подобное, но упорно кажется, что где-то это уже было, причём не раз). Хотя интересным показались слова консультанта о мире, в котором будут жить одни «сыновья» – есть над чем подумать, хорошее замечание. Так вот, эта первая новелла кажется мне оторванной от остальных. В отличие от остальных именно здесь ¬– и только здесь – видны приметы будущего. Дальше такого нет (если не брать во внимания слова Б. Ш. о том, что была, де, в его молодости игра в футбол – но это может сойти за шутку). И «крошку Катеньку» вы дальше не увидите. Даже намёка на неё нет. Странно, не правда ли? Такое ощущение у меня сложилось, что был какой-то отдельный рассказ, и Автор решил изменить имена героев на Витю и Лену и присовокупить к уже готовому рассказу. По крайней мере, различия между первой и остальными новеллами я лично чувствовал…
Вторая новелла начинается просто. Идея незатейливая. Кажется, так и будет продолжаться история, шепчущая на ухо: «правда не всегда хорошо, особенно когда резко, в лицо. Много проблем может быть от правды. Особенно от такой». Истинна не новая. Каждый для себя это давно уже знает, наверное. Однако тут, в этой новелле (и до самого конца рассказа) начинается то, за что этот рассказ мне категорически нравится. Язык. Великолепно написано, по-моему. С эрудицией, с мягким юмором. Позитивно, приятно – отрываться не хочется. Чем-то напомнило даже стиль Стругацких, их «Понедельника…» (а «ВОПЛи» по-моему, мягкий тому реверанс). Но и вторичным к «Понедельнику…» и его стилю рассказ лично мне не кажется. И даже не чем ему не уступает в плане удовольствия от чтения. И главное что мне нравится здесь – ощущение, великолепный дух. Дух бурной, молодой, вдохновенной науки. Я прямо влюбился в этот дух. Даже жаль стало, что я не учёный и не работаю в компании таких смелых людей – не боящихся экспериментировать, ставить опыты на себе, толкающих поезд науки своими плечами. Да, наверное, всем, что мы сейчас имеем, мы обязаны таким вот людям. Поглощенным своим делом, одержимым наукой. Они не работают для галочки, они создают, экспериментируют и после того как день закончен: вот для таких людей дело – жизнь. Такой дух – редкость. И для меня такой дух – чистое удовольствие… Да и новелла в конце преподносит небольшой сюрприз. Оказывается «таблетки правды» не существует пока. Эффект плацебо. В головах всё дело…
Третья новелла, по-моему, самая лучшая. Идеей лучшая. Этот блокатор межполушарных связей. «Ночной» и «дневной» человек. Цифровой компьютер левого полушария, и интуиция, образное мышление, подсознание правого. «Чистые», без помех со стороны друг друга. Два мозга, два сознания, две личности в одной физической оболочке. Гений-учёный днём, гений-художник ночью. Причём могут они друг о друге и не знать… И часть выходит больше целого… Мне понравилось. Я в прочем не учёный. И может быть, такая идея где-то и была, не берусь судить, но в первый раз я увидел это здесь. И мне жутко понравилось. Плюс подробность биографии Пастера меня просто свалила с ног. Это ж надо, придумал самые значимые вакцины, владея лишь одним полушарием мозга! Не знал раньше. Потрясающий факт. Это для меня открытие. Я впечатлен. Надо бы поискать что-нибудь про этот факт ¬– так ли, даже не верится (в хорошем смысле этого слова).
Четвёртая новелла начинается так же неплохо. Про идею продления жизни при помощи уменьшения температуры тела я уже слышал (читал где-то, точно не помню где). Но Автор идёт в вроде бы обратном порядке – показывает несостоятельность такого дела – замедленный метаболизм, например. И всё вроде бы идет к тому, что лучше старой доброй зарядки способов омоложения нет… Но концовка меня поставила в тупик. Этот последний короткий абзац… который я лично не очень-то понял… И ощущение какой-то оборванности…
Да, такие дела… Есть ли тут «утопическое социалистическое будущее»? И почему именно «социалистическое»? Да, будущее есть и есть намёки на утопию, но это всё в первой новелле, а к ней я свои претензии уже высказал. Дальше-то ничего такого нет. Я не увидел «ах какого хорошего и справедливого мира». Я не видел общества. Я видел людей и их круг. Возможно даже, очень узкий круг. Может этих учёных осталось ровно столько, сколько героев рассказа, а всех остальных граждан вешают на столбах на завтрак, обед и ужин. Ничего ведь не сказано. Есть только круг людей, которые денно и нощно занимаются тем, чем и должны – наукой. И всё – больше ничего нет. Как там, за этими героями, за их спинами можно было разглядеть общество, да ещё определить какое оно там, социалистическое, капиталистическое – я не очень-то понимаю. Таким макаром можно про рассказ, в котором, например, показаны будни какого-нибудь дворника и его круг, сказать, что это антиутопия, тирания, весь мир деградировал… а то и попросту назвать всё это постапокалипсисом, миром после ядерной войны, где всё человечество обреченно на постоянную уборку мусора ¬– иначе им совсем каюк. А что касается проблем… Ну, по-моему, великие открытия делались не из-за того, что у людей совершивших их были какие-то проблемы. И люди занимаются любимым делом не из-за того, что у них проблемы. Вот такое моё мнение. А рассказ мне понравился. Прекрасным стилем, героями, научными идеями, позитивом и этим великолепным, потрясающим духом. Я мало произведений читал с таким духом. Рассказ обогатил меня кое-какими знаниями и мыслями. Да, не экшен, но так и не в этом соль. Другим он берёт. А если бы не эта, как мне кажется, привязанная первая новелла и невразумительный конец новеллы последней – рассказ был бы просто шикарный.
Лев Кокин. Надо бы что-нибудь ещё найти этого автора.