Николай Блохин «Реплики»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Клоны и клонирование
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Знаменитый пианист Журавин Игорь Александрович в результате прыжка с парашютом получает сложную травму головного мозга. Для его спасения создаётся искусственный человек, который используется в ходе операции в качестве аналога, подопытного экземпляра. Журавина спасают, но вот его двойник в результате операции теряет память. Встаёт вопрос — что делать с искусственным человеком? Узнав о своём происхождении, последний сбегает. Его пытаются вернуть с помощью милиции. Неизбежно приближается встреча двойников.
Входит в:
— журнал «Знание-сила 1983'10», 1983 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 29», 1984 г.
— журнал «Soviet Literature, 1985-6 (447)», 1985 г.
— антологию «Притяжение», 1991 г.
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (2)
- /перевод:
- Е. Филиппов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 4 августа 2023 г.
Качественная НАУЧНАЯ фантастика, предлагающая читателю задуматься над некой морально-этической проблемой.
Итак, клон. Выращенный для спасения умирающего человека и чудом оставшийся после этого в живых. Кто он: ни паспорта, ни местожительства, ни работы, ни семьи. Не помнящий своего прошлого, но усиленно пытающийся вспомнить. Никто — и в то же время реальный человек. Выращенный для спасения человека — и сам оказавшийся в положении, когда его самого надо спасать. Вопрос возникает вечный — кто виноват и что делать....
Рассказ написан довольно своеобразно — в виде череды коротеньких реплик — но читается при этом совсем неплохо. Впрочем, заслуга в этом не только оригинального построения текста, но и того, что вещица получилась и серьёзной, и умной. Хотя, может быть, и немного надуманной — оптимальным же вариантом решения проблемы видится своевременное разъяснение клону сложившейся ситуации и совместное обсуждение путей её разрешения.
Но главное, что у произведения не отнять — оно написано интересно, даже очень интересно. И подумать есть над чем. К чтению рекомендуется. И вообще, хорошо бы издать сборник вот таких малоизвестных рассказов, когда-то опубликованных в журнале «Знание-сила». Ведь вот для журнала «Химия и жизнь» в своё время такие сборнички выпустили. И хорошие сборники получились....
БондаренкоЕА, 15 апреля 2023 г.
Замечательный рассказ. Как советские люди отнесутся к клону-копии человека? Как к расходному сырью? Или отшатнутся в ужасе? Такие бездумные и порой даже бесчеловечные реакции рисуют чаще всего в западной фантастике. Но даже там постепенно пробилась мысль, что копия человека (если она возможна) — тоже человек.
А здесь главный герой исходный отнёсся к главному герою — копии, как к самому себе. И это совершенно правильно.
Sawwin, 27 октября 2015 г.
Разумеется, автор не знает, что такое клонирование, путая его с копированием, которое абсолютно невозможно (принцип неопределённости не позволяет) и это полностью обрушивает рассказ. Кроме того, непонятно, с чего бы копии испытывать при встрече с оригиналом шок несовместимый с жизнью. Причём шок испытывает только копия, с оригиналом всё в порядке. У кого-то из американцев я уже видел подобную бредовую идею, и Николай Блохин совершенно зря повторяет её в своём рассказе. Две бредовых идеи для одного рассказа, как мне кажется, многовато, хотя словом автор владеет и сюжет держит.
С этим рассказом связана ещё одна история. В 1983 году рассказ был напечатал в журнале «Знание — сила», который в ту пору был очень популярен. А в Москве в это самое время жил известный хирург, президент Академии Медицинских наук Николай Николаевич Блохин. Уж он-то прекрасно знал, что такое клонирование, как проводятся операции на мозге, и в каких случаях бывает шок, несовместимый с жизнью. И тут вдруг друзья, родственники и коллеги начинают спрашивать его: «Вы что же, Николай Николаевич, фантастику писать начали?» Академик ознакомился с рассказом, пришёл в ярость и написал в редакцию журнала гневное письмо, требуя немедленного опровержения и наказания виновных. Не знаю, как выпутывался из ситуации Роман Подольный, который в ту пору заведовал отделом Фантастики в журнале «Знание -сила».
Veyo, 3 февраля 2015 г.
Для 80х задумываться над проблемами клонирования весьма актуально, хотя рассказ и фантастический, мне он, например, напомнил о моральной проблеме выращивания клонов для изъятия и/или консервации органов, стволовых клеток. Подход автора несколько наивный, но написан рассказ хорошим и лёгким языком, к тому же приятно структурирован.