Роберт М. Вегнер «Память всех слов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система ) | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Культы | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Артефакты | Обмен разумов, перемещение разума
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Далеко в море есть остров, скрывающий древнюю тайну, остров, где льется кровь и царит черное колдовство – и где, если верить легендам, живет настоящее божество, исцеляющее одержимых. Именно туда отправляется Альтсин – бывший вор, а теперь монах. Пытаясь избавиться от бога войны, который поглощает его разум, он пойдет на все, но даже отчаяние не подготовило Альтсина к тому, что происходит на острове... А далеко на юге возвышается огромный белый город. В жилах здешних князей течет святая кровь, а подданным их не скрыться от взгляда всеведущего огненного ока. Сюда, чтобы найти своего брата Йатеха, прибывает Деана Д’Кллеан. Она осталась без собственных народа и семьи – и еще не подозревает, во что превратился ее брат. Тем более – какая роль уготована каждому из них в грядущей игре богов.
Входит в:
— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2016», 2016 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2015 // Роман | |
лауреат |
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2016 // Серебро | |
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора |
Номинации на премии:
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2015 // Книга года (Польша) |
- /языки:
- русский (3), украинский (1), польский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (5)
- /перевод:
- С. Легеза (3)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
M.Richter, 17 августа 2018 г.
Книга разочаровала меня глубочайшим образом. Подумав, я даже снизила оценку на два балла, потому что, хотя это и нельзя назвать полным провалом, все же намного слабее предыдущих великолепных книг. Основная претензия — сюжет не движется. Практически вообще. Альтсин все-так же мается с куском чужой души, но он это делал и в сольнике «Запад». Йатех путешествует с Каной, но это он делал в сольнике «Юг». Чем-то полезным занята Деана, но ее похождениям в королевстве фанатиков опять же уделено слишком много внимания, они растянуты ненужными описаниями, но в итоге ключевые события скомканы и их подноготная изложена наивно, как в учебнике за 5 класс. Да, эту часть довольно интересно читать, но раскрыты особенности жизни коноверенцев не так интересно и тонко, как раскрывали нам иссарам через диалоги той же Деаны в «Юге». Начались описания ради описаний, филлеры — сюжетные ответвления истории, которые не ведут никуда, просто занимают страницы, создают объем. Ровно одна сюжетно значимая вещь открылась в этой книге (какая, говорить не буду), однако это буквально пара оброненных предложений! А все остальное мы уже видели и знаем. Герои не растут (кроме, может быть, Деаны, и то она не растет, а тупеет, встретив мужика), не меняются, их истории не развиваются, а топчутся на месте. По итогу на конец второго романа (до этого были сборники рассказов) у нас все те же, на тех же местах.
А да, в конце герои «Севера» получают заманчивое предложение... которое они уже получили в конце «Неба цвета стали«! И соглашаются. Притом, что уже соглашались раньше. Очень неожиданно, отличный клиффхэнгер. Был. В первый раз.
scafandr, 25 сентября 2023 г.
В любых правилах есть исключения. Так бывает, что ну вот всем нравится, а ты понять не можешь, что в этом такого. И в признании сего факта есть два момента — либо ты мимикрируешь под тех, кто хвалит, чтобы тебя не назвали дураком, который ничего вообще в этой жизни не понимает, либо говоришь правду, но получаешь в ответ критику и дизлайки.
Это уже четвертая книга Вегнера, которую я прочитал, но он так для меня и не выстрелил. Мои руки дрожали, когда я брался за первый сборник, потому что ожидал шедевра современной фэнтези. А прочитал в итоге просто неплохой сборник рассказов. Такие же ощущения были и со вторым сборником. Третья книга была одним большим романом, которому явно мешает объем. Огромное количество воды при довольно неплохом потенциале в сюжете. И этот роман тоже неплох, на 7/10. Но все же я ждал, когда начнется тот самый феерический литературный оргазм, о котором все пишут и говорят. Может быть в «Памяти всех слов» рванет?
Вегнер выбрал нетипичный формат цикла. В его придуманном мире есть 4 основные стороны (географически) со своими героями, бытом и правилами. В первых двух книгах кажется, будто это просто сборник рассказов, которые между собой никак не связаны. В каждой стороне света свои истории и приключения. Но вот уже дальше в цикле идут крупные романы, которые начинают связывать сюжеты разных сторон. И где-то в финале Вегнер должен связать из разных ниток красивый фэнтезийный свитер.
В «Памяти всех слов» два основных героя, две истории. Деана Д’Кллеан, юная ассасинка, ищет своего пропавшего брата. Альтсин, бывший вор, ищет того, кто помог бы ему разобраться с вселившимся в голову богом или полубогом. Все герои продолжают линии из первых сборников рассказов, которых я, к сожалению, читал весной и осенью 2020 года, поэтому героев этих я помню крайне смутно. Поэтому нужно или перечитывать первые книги, или сразу читать все скопом, чтобы ничего не упустить.
У каждого из этих двух героев своя линия сюжета. Все они куда-то идут, кого-то ищут, сражаются, разговаривают с разными хорошими и не очень людьми. Про Альтсина мне было менее интересно читать. Казалось, когда он встретил на пути юную сеекханку, которая явно не входила в его планы, начнется что-то интересное. Сюжет, казалось, свернул сильно в другую сторону. Но... Как-то не выстрелило.
Приключения Деаны получились поинтереснее. Тут и персонажи более импозантные, и любовная линия, и несговорчивый характер ассасинки.
Но претензий к роману у меня скопилось много. Во-первых, большой объем при небольшом количестве действий. Все легко могло уместиться на 500-600 страницах. Во-вторых, герои порою тупят. Просто стоят на месте, ждут чего-то, пока им на голову не упадет кирпич. Например, у Деаны нет никакой мотивации оставаться во дворце. ей вообще нужно вернуться назад, но ей говорят — не торопись, посиди, вот скоро караван соберем, там и отправишься вместе с ним. И она ждет. А потом жалеет, что не уехала сразу.
В-третьих, у Вегнера очень большой, очень таинственный мир с огромным количеством ружей, которые наверное когда-нибудь выстрелят. Но они не стреляют. Этот роман, да и предыдущие тоже, полон намеков, секретов, двусмысленностей и прочих таинственностей. Все их держать в голове просто невозможно. Поэтому на каком-то этапе голова уже начинает плавиться от каких-то непонятных имен, событий, названий, которые никак не раскрываются. Я уже начинаю подозревать, что скоро боги меекханского мира начнут давать о себе знать. Окажется, что им просто грустно стало, поэтому они решили устроить апокалипсис.
Пока что для меня Меекхан — это все еще винегрет. Пока еще трудно понятно, к чему все идет. Это просто набор разных историй, разного качества по содержанию, которые в каком-то моменте начнут соединяться. И чтобы все понять, придется все перечитать заново, чтобы паззл сложился в одну картинку.
Мне трудно дать оценку Меекхану. Есть хорошие моменты, есть совсем проходные и скучные. Но именно данный роман все же я оценю пока ниже всего — 6/10. Так бывает. Пускай я буду исключением. Но буду читать дальше. А вдруг?..
Graj, 22 мая 2018 г.
Итак, крайний на данный момент роман “Легенд Меекханского пограничья” прочитан, и теперь со всей уверенностью можно заявить, что Вегнер держит планку. Более того, “Память всех слов” (далее ПВС) мне зашла даже больше, чем “Небо цвета стали”, в которой автор слишком увлекся финальной баталией. Сюжет ПВС не столь масштабен, пафоса меньше, зато глубже раскрыты герои.
Роман формируют две сюжетные линии, которые продолжают истории героев Запада и Юга, плюс короткие интерлюдии, посвященные мытарствам нашего старого знакомца Йатеха и его таинственной хозяйки Канайонесс.
События развиваются плавно, автор не спешит: тщательно выстраивает фон истории, знакомит c второстепенными героями и сеттингом. В этом плане ПВС здорово напоминает “Путь королей” Сандерсона. Зачастую роман напоминает не эпический сказ о богах и героях, а этнографическую экспедицию. Стоит признать: интриги маловато, а клиффхэнгеров и вовсе кот наплакал – и это могло бы стать проблемой, если бы не тот факт, что поляк отлично пишет (тут отдадим должное и переводчику с редактором). Увлекательное повествование с лихвой окупает сюжетные проволочки. К слову, мне особо импонирует то, как аккуратно Вегнер подаёт сведенья о мире – не абы где, а лишь когда их наличие продиктовано сюжетом.
Герой первой сюжетной линии – вор Альстин, пытается осуществить план, наедине с которым мы оставили в финале второго романа: отправится на остров Амонерия, найти сеехийку Аонель и выселить наконец из головы незваного квартиранта. И если первый пункт трудностей не вызвал, то с поисками ведьмы всё гораздо сложнее: помешанные на вендетте сеехийцы крайне, крайне, крайне недружелюбны к чужакам. Особенно к тем, кто лезет куда не просят, а ведь Альстин как раз из таких. И покуда нанятые им люди ищут ведьму, присоседившийся к монахам вор пытается сохранить собственное “я” от абсорбции сознанием бога.
За “южную” часть ПВС ответственна сестра Йатеха — Деана Д’Кллеан, знакомая нам по “Северу — Югу”. Развязанная братом междоусобица вынуждает её покинуть родную афраагру и отправится в паломничество к святым местам иссаров. Однако, судьба распорядится иначе — Диану занесет далеко на юг, где купается в роскоши город владыки огня Агара — Белый Коноверин. Действия здесь ощутимо больше чем в линии Альстина: будут и схватки, и заговоры, и даже пара годных сюжетных выверта.
Интерлюдии Йатеха пусть и самая важная для общего сюжета часть, но при этом и довольно бестолковая. Команда Малышки Канны рысачит между локациями, где встречает богов, их аватары и присных. Лишь к финалу начинает доходить, кто все эти люди, и чего им вообще надо.
Рассуждения о фабуле закончу одним из немногих минусов романа, причем тем же что был и в “Памяти всех слов” — последние главы вышли скомканными, а экшн сумбурным, особенно в линии Альтсина. Действие сорвалось с места в карьер, точно кто-то хлопнул Вегнера по плечу и сказал, что пора бы и честь знать. Если автор не вписывался в заданный объем, то возможно стоило бы урезать середку, но зато выдать четкий финал.
То, что Вегнер умеет работать с сеттингом, я уже убедился на примерах иссаров и фургонщиков, так что Амонерия и Белый Коноверин ожидаемо вышли не менее любопытными. Как пример — раздробленные кланы сеехийцев, чья философия, трейвикс, предполагает кровную месть за любое неосторожное слово. Не менее интересен город торговцев Камана, который расширившись до отмеренных сеехийцами границ стал расти вверх. Ну и мой фаворит – Белый Коноверин, чьё богатство зиждется на труде рабов, в том числе и из Меекхана. Рода войны, жрецы Агара, королева рабов — множество фракций борются тут за власть, а княжеский отравитель играет одну из первых скрипок. В общем, это острое южное блюдо Вегнеру удалось особо.
Останавливаться на персонажах смысла нет: если вы уже читали Вегнера, то и сами знаете, что его герои выписаны с достойной для фэнтези глубиной. Как основные, так и второстепенные. Лично мне больше приглянулись герои “южной” части романа, особенно Деана, которой, кстати говоря, Вегнер дал вменяемую романтическую линию.
Итак, вердикт по “Памяти всех слов”:
- Если сам цикл пришелся вам по вкусу, то читать без вариантов.
- Если цикл вам не понравился, то соответственно и читать смысла нет.
- Если вам не зашло “Небо цвета стали”, то попробовать ПВС всё же стоит – этот роман куда более камерный.
Ну и теперь, спустя четыре романа, можно подвести некий итог в целом по серии.
Уровень всех книг высокий и более-менее ровный. Несмотря на обилие сюжетных линий, богов и прочей эпичности, Сказания сохраняют четкую структуру. Заметно, что у Вегнера есть план, и он ему следует, но к чему тот приведет – загадка. Что за твари лезут в мир Меекхана? В какие игры играют боги? Какова цель Малышки Канны? Вроде бы четыре романа за плечами, но ответы все ещё маячат вдали. Так что, по сути, мы лишь закончили чтение огромного пролога к последующим событиям.
Если выискивать минусы, то я бы заметил, что Сказаниям не хватает остроты в сюжете. Внезапности, если хотите. Очень мало моментов, когда думаешь: “А вот это было круто, подберу-ка я челюсть с пола.” Надеюсь, в продолжениях Вегнер сможет удивить.
Ну, а так – да, перед нами топовый польский фэнтезийный цикл, который можно смело рекомендовать всем ценителям жанра.
Rumpulstinskin, 28 февраля 2021 г.
На мой взгляд одна из самых затянутых и пустых книг серии. 3/4 это философствования и описывание быта. Думаю всегда очень важно сохранять стилистику и темп предыдущих книг. Обычно, когда автор встаёт на эту кривую тропинку, в будущем становится только хуже.
Не удивлюсь, если в будущем начнётся подробное описание рецептов местной кухни и история ещё бегающих и прыгающих ингредиентов. Тщательные пояснения в разнице между Северо-Восточной и Северо-Западной морковью и её влияние на фигуру Деаны.
Nikquest, 5 августа 2018 г.
Увы, «Память всех слов» — первая книга в цикле, которая часто по ходу чтения вызывала отторжение и лютую скуку. Вот насколько я был в восторге от сборников рассказов/повестей и «Неба цвета стали», настолько же не зашло продолжение приключений Альтсина и Деаны. Может, оттого, что все слишком «схлопнулось» для них в парочку локаций, может, из-за обилия никуда не ведущих глобальный сюжет сцен, может, сами персонажи не такие интересные как Горная Стража, чьи похождения, вызовы и моральные дилеммы для меня просто шик и блеск, может, из-за наполненности мистическими событиями и всяческими божественными вмешательствами, что меня обычно отторгает. А может, я просто перенасытился этим циклом и стилем, которым он написан. Так или иначе, а читать «ПВС» больше чем по сотне страниц в день было тяжело, а местами и вовсе муторно. Посмотрим, что будет дальше, но ожидания и авансы к следующей книге цикла несколько охладились.
primorec, 21 июня 2018 г.
Итак, мои ожидания оправдались. Пара Юг-Запад, в отличии от Севера-Востока, действительно, оказалась более мистической, чем боевой. Нет-нет, любителей боев все же порадуют несколькими сценами схваток, но никаких глобальных, эпических битв. Так, по мелочам, по домашнему: небольшие стычки в грязных переулках, бандиты, не слишком искусные во владении мечом, кучка воинов, вполне профессиональных, но не выдающихся. Но все буднично, по рабочему, исключительно для того, чтобы наши герои могли доказать свое мастерство, не слишком подвергая жизнь опасности.
Как вы помните, наш знакомый вор Альтсин оказался в очень затруднительном положении из-за поселившейся в нем агрессивной сущности- частички одного из божеств. В не менее сложном положении оказалась вечно конфликтующая с традициями своего народа воительница Деана Д’Кллеан. И теперь обоим героям необходимо отправиться в длительное путешествие, чтобы решить свои проблемы. Но люди предполагают, а Боги располагают...
Сказать, что Боги в ходе этой части сюжета вмешиваются постоянно- ничего не сказать. Здесь и те, с кем мы познакомились раньше, и те, кто только вступает в Игру. А это именно Игра, где количество участников определить трудно, поскольку многие по-прежнему скрываются под масками или действуют через посредников. Но это не мешает им интриговать, немного жульничать, иногда деликатно, иногда грубо используя своих пешек-людей.
И все что касается «мистической составляющей» по-прежнему интригует. Автор лишь в малой степени объясняет происходящее, выдавая ровно столько информации, чтобы поддерживать постоянный интерес, не раскрывая при этом всей подоплеки событий. Можно только догадываться, насколько масштабна Игра, в которую втянуты наши герои, какие силы задействованы, хотя, что же там произошло в прошлом, что привело к таким катастрофическим последствиям, становится более понятным.
Естественно, такое наполнение предполагает более спокойный сюжет. Наши герои много путешествуют, много размышляют, много говорят и не слишком много делают. Мы сможет в мельчайших подробностях узнать о жизни торгового города и монастыря, где нашел временный приют Альтсин. Или вместе Деаной изучить все нюансы религии, экономики и внутренней политики южного государства, включая дворцовые традиции и ритуалы жрецов. Причем происходит это в таких подробностях, с таким количеством пояснений, уточнений, с такой детализацией, что к концу повествования сможете написать антропологический труд о жизни огнепоклонников Белого Коноверина. Или древопоклонников острова Амонерия. Или о формах правления в различных частях этого мира, или о социальных и экономических опасностях рабства, или об исторических аспектах развития торговых маршрутов. Тему можете выбрать сами.
Такая детализации предполагает весьма немалый объем и такую, не очень привлекательную особенность, как периодически застывающий почти в полной неподвижности сюжет. Иногда много страниц ничего вообще не происходит, кроме бесцельных перемещений и разговоров, не имеющих для сюжета особой значимости. Ну и да, достаточный объем отдан под развитие любовной истории.
Да,да, Прежние части не слишком нас баловали любовными историями. Схватками, да, магией, да, мистикой всякой разной. Но настоящей, развернутой, наполненной переживаниями героев и их терзаниями любовной истории не было. Кто скучал, получите и распишитесь. Тут вам и интриги, и обиды, и ревность, и переживания, взлеты и падения. Все, как положено.
Но вот с моей точки зрения всего этого детально-бытового и любовно-эмоционального — слишком много для повествования на тему Меча и Магии. И хотя в результат всех описываемых мелких бытовых событий и любовных переживаний напрямую влияет на промежуточный итог Игры в паре Юг-Запад, все же можно было бы сократить многословие процентов этак на 25-ть. Без особого ущерба для понимания. Но это дело вкуса.
А результат Игры, как вы догадываетесь, опять промежуточный. Финал — он же и пролог для нового повествования, обещающий очередные раунды долгой партии. И похоже еще очень и очень долгой.
yulic, 28 марта 2024 г.
Многословно, пространно, с массой подробностей, а отсюда утомительно. От повествования можно устать. Вспоминается толкиновский Древень, написано очень длинно, до занудства. Хочется бросить, но ведь потом, передохнув, будет уже не вернуться. Половина связей, имен и взаимодействие будет забыто. Дилемма.
Mrisviz, 20 ноября 2024 г.
Если бы не последние 10% книги, то было бы 6 из 10.
Сразу оговорюсь, что слушал аудиокнигу, начитанную хорошим актёром.
Итак, какие возникли впечатления.
Громоздкий роман, диалоги которого задыхаются от многозначительности, иносказаний и недосказанности. Голова взрывается от тщетности понять, что же, чёрт побери, происходит. Путанное-перепутанное нагромождение сюжетных нитей, персонажей, богов, их душ, частей этих душ, видов магии – аспектированной-неаспектированной, культов, верований, интриг каст, видов невольников, традиций и это ещё не весь айсберг, о который я чуть не повредился.
Зачем надо было в середине большого, более-менее органично сколоченного Меекханского цикла, состоящего из достаточно интересных повестей, вставлять огромную нудно-водянистую четвёртую книгу?
Чтобы более-менее оставаться в лодке сюжета, плывущей в бурных и обильных водах текста, приготовьтесь погрузиться в этот роман, как в научный труд. Не упускайте ни одного слова из внимания. Но и тогда не факт, что вы не будете страдать. О, вы будете страдать.
Для начала научитесь постоянно держать в уме множество имён и взаимосвязей между ними. Даже если они мешаются в одну кучу и их количество по-муравьиному огромно.
Научитесь получать удовольствие от отложенного смысла происходящего. Например, часто происходит какая-то ситуация, или возникает неожиданная реакция одного из персонажей во время разговора, смысл которых становится понятным лишь спустя какое-то время. Любое слово может оказаться важным для понимания очередного, стопятидесятого, паззла сюжета, который всплывёт через 100 страниц. Или сказанное второстепенным персонажем обретёт смысл спустя 200 страниц. Постоянно приходилось останавливать аудиокнигу, чтобы залезть в текст и разобраться, что к чему относилось.
Полностью отключите мозг от внешних раздражителей и растворитесь в мегатоннах многозначительной претенциозной болтовни, из которой будет мало что понятно. Приправьте всё это постоянными перескоками между сюжетными линиями.
Внимание! Вы покидаете безопасную зону и вступаете на территорию неясности, недосказанности, полунамёков и полусмыслов. Тут всё очень туманно, глубокомысленно, эстетски-философско, но вдобавок достаточно эпично, будто автор кричит вам в ухо: «склонись, пешка, пред созданными мною могущественными образами и событиями, но не пойми их!». И я склонялся. Ко сну. Позёвывая и думая о чём угодно, только не о смысле книги, сдаваясь скуке в плен. Сразу вспомнились студенческие годы, когда читаешь какой-нибудь, до зубовного скрежета неинтересный, учебник и приходится по сто раз перечитывать один абзац – настолько мозг отказывался его воспринимать, что разум после прочтения тут же стирал его из памяти.
В романе множество второстепенных, неинтересных и неважных событий обрастает массой ненужных подробностей, которые почти или вообще ни на что не влияют.
В какой-то момент я начал подмечать один из любимых приёмов автора: например, он любит нагнетать ситуацию почти что киношными кадрами, как кто-то во время разговора «положил руку на меч», «посмотрел прямо в глаза», «выдержал взгляд, не моргнув» и прочими клишированными обозначениями напряжённости ситуации. Тут, наверное, трудно придумать что-то новое, но в книге этого всё же как-то чересчур. Не слишком ли многое крутых и серьёзно настроенных на квадратный сантиметр текста?
А вот в художественном смысле у Вегнера всё отлично. Давненько я не встречал писателя, который так умело обращается с образами, метафорами и прочими словесными красивостями (спасибо переводчику за то, что умело это передаёт). Иногда, бывалоча, сидишь, читаешь, вникаешь, можно сказать трудишься на нелюбимой работе, и вдруг – залюбуешься...
Вот, например:
«Полосы ребер чуть не протыкали бледную кожу, а ключицы выглядели как инструменты для изобретательных пыток, втиснутые в живое тело, чтобы поддерживать голову: глыбу, наполненную углами и острыми линиями. Нос выглядел без малого как птичий клюв, глаза же – как следы от попаданий камнями из пращи в глиняный шар».
«Тут, в её селении, море неутомимо шумело, песок принимал ласку босых ног, чтобы за миг позволить волнам слизать их следы со своей спины, ветер причесывал прибрежные растения с листьями, длинными и узкими, словно стилеты».
»...стрелы, летящие, чтобы запечатлеть кровавые поцелуи на телах...»
«На горизонте небо пульсировало молниями, морща лицо тучами».
«Украшение спины рукоятями кинжалов».
Автор совершенно точно наделён даром – словами вырисовывать яркие, живые и, главное, оригинальные, нигде не встречающиеся, образы и сцены. Неожиданные сюжетные повороты – это он тоже умеет. А ещё он большой мастер нагнетать эпический драматизм, сцены величайшей жестокости. Во многих гибнут не только дети, но и целые народы.
Однако сам сеттинг, тягучий, восточно-южный какой-то, песчано-арабско-джунглевый, лично мне вообще не заходит. Эти их традиции, быт, напускная мудрость, их вечные племенные конфликты и какая-то пустая гордость. Ну не моё это, наверное.
В итоге: Вегнер по-настоящему талантлив, он плетёт и закручивает, он создаёт мощные образы, ситуации, диалоги, он оригинальничает и говорит новое слово в эпическом фэнтези, но я подустал по десять раз переслушивать куски диалогов, изобилующих сложной взаимосвязью сюжетных деталей, чтобы не потерять суть происходящего, которая у Вегнера всегда держится на полунамёках, ускользающих полусмыслах. Всё очень стилистически красиво описано, но эта красота избыточна. Писатель будто любуется самим собой, мол, смотрите, как я умею! Похоже на шикарную резную раму для картины, которая гораздо слабее этой самой рамы по красоте. И ещё возникает ощущение, будто идёшь по летнему лугу, среди ярких цветов, но тонешь будто в болоте.
А ещё я понял, что аудиокниги именно этого автора усваиваются гораздо труднее, чем читаемый текст. С другими авторами такого не замечал.
Сноб, 8 июля 2018 г.
Неплохо, но и только. Будь этот роман законченным произведением, я бы даже сказал хорошо. Но, как четвертая часть намечающегося эпического цикла, на мой взгляд, явно проигрывает первым двум, и скучнее третьей.
Все вроде бы осталось тем же – задумки и слог автора, и прекрасная работа тонко понимающего нюансы переводчика, но шедевра не получилось. Почему – да просто есть писатели, сильные стороны которых раскрываются только в малых формах, рассказах и повестях.
Север и Восток из двух первых томов вышли на славу, четкий, местами скупой и лаконичный слог «цепляют», затягивают настолько, что поражаешься молодому автору, невольно сравниваешь его с мэтрами фэнтези вроде Аберкромби и Сандерсона, и не скажу, что с явным перевесом последних.
Юг и Запад если и уступают, то не сильно. Короткими и точными мазками автору прекрасно удается выписать характеры героев, окружающий мир, показать его историю, хотя многое остается за кадром.
Третий том тоже хорош, но написанный уже в форме романа, он теряет ту изюминку, которая автору присуща в коротких формах. И вообще, военно-политическая тематика Вегнеру явно удается.
Четвертая часть излишне многословна, затянута, много длинных и не всегда нужных пассажей, рассуждений героев, динамика провисает, местами даже становится скучновато.
С другой стороны, конечно, автор раскрывает свои замыслы, частички мозаики постепенно складываются в единое целое. Понятно, что перед нами распускается солидное эпическое полотно, и уж своих читателей Вегнер не потеряет, а, может быть, даже и приобретет новых. На вкус и на цвет.
AlisterOrm, 4 мая 2020 г.
Четвёртый том. Многие писатели, например, тот же Аберкромби, укладывали свои циклы в трилогию, а тут уже целая квадрология, и это ещё не предел. История продолжается...
В первых двух томах нас ждали пробы пера, фрагментарные кирпичики нового для нас мира, в центре которого располагается могучая Меекханская империя, от ледяных гор севера до жарких пустынь юга, от торговых городов запада до степной окраины востока. Мы посетили каждое из этих пограничий, и каждое встретило нас по своему, своей жизнью, своими историями, своими глубокими особенностями. И с людьми мы свели знакомство — разными, противоречивыми, причудливыми, необычными. Узелки их судеб обещали, что впереди нас ждёт увлекательное и захватывающее путешествие в мир высокой магии и острого меча, размашистого охвата большого и многогранного мира и иномирья, ставшего ареной схваток богов и их миньонов.
В конечном счёте, если у других получилось, почему Вегнер не может?
Третий том стал логичным развитием темы войны земной, и целиком принадлежал битве между кочевниками с востока и, по факту, Империей, за каждой из орд которой стояли и другие силы. Несмотря на ряд недочётов, «Niebo ze stali» была вполне цельной и завершённой.
Четвёртый том должен стать совсем иным — это истории одиночек, бредущих — и в прямом, и переносном смысле — по пустыне, один на один с силами, мощь и масштабы которой остаются за гранью понимания. И мы встречаемся в полный рост с этим одиночеством, которое, тем не менее, выковывает и закаляет клинок характера сразу двух людей — Альтсина Авендеха, смело шагнувшего навстречу своей судьбе, и Деаны д'Кллеан, меняющей судьбы целого государства во имя любви. И если Альтсин выглядит скорее функцией, то Деана представляется настоящим живым человеком, которая наконец-то нашла кого, ради кого можно жить и любить, при этом оставшись подверженной простым человеческим слабостям и обидам. Как ни странно, именно эта линия, более цельная и человечная, является главным украшением романа, а не повествование о мутных играх полузнакомых нам богов...
...И тут перед нами встаёт основная проблема всего цикла.
Да, разные линии, начатые в рассказах, развиваются, получают объём, иногда вырастают в полноценные истории. Но в этом нет цельности. Вегнер бесконечно развешивает ружья, раскидывает намёки и отсылки, выделяет непонятные и неясные мизансцены, глубокомысленные диалоги без начала и особого конца...
И что?
Всё это не слишком работает, поскольку мы не видим цельности, у нас нет общей картинки, мир попросту не выстроен. Да, в романе много интересных фокусировок и деталей, но это с мясом выдрано из контекста мира, в котором находится Меекханская империя. В том то и дело — просто не создано пространство, в котором происходят события цикла, нет мира. Поэтому и сюжет кажется нам топчущимся на месте и слабо развивающимся — мы просто не понимаем, к чему все эти события? Уже, повторюсь, четвёртая книга цикла, а мы по прежнему слабо понимаем, где мы находимся и к чему всё происходящее?
Короче говоря — подзатянутый промежуточный роман, в котором есть много удачных находок. Однако таких романов можно написать ещё с десяток штук, в которых (как у Джордана) ничего не произойдёт.
Пора бы уже... разворачиваться.
vfvfhm, 8 июля 2018 г.
Четвертая часть эпопеи Вегнера получилась лучше трех предыдущих книг, но не является однозначным шедевром в жанре. Как всегда у него, плюсы уравновешиваются минусами.
В плюс. Вегнеру лучше всего удается создавать героев-индивидуалистов, нежели «творческие коллективы». И Альтсин и Деана по совокупности текстов получаются наиболее проработанными и глубокими персонажами. Они попросту интересны как люди. За них переживаешь. Проработанный и продуманный мир, в который хочется возвращаться. Острая многоуровневая фабула. И пусть в ней мало кульбитов казалось-оказалось, зато всему рассказанному веришь. Даже файтинги индивидуальные у Вегнера лучше битв получаются, и здесь такие поединки один на один прекрасно представлены.
Минусы. Страшная вторичность в этом и без того вторичном жанре. Я к сожалению не так много фэнтези прочитал. Но то, как он мощно черпает образы и ситуации из Мартина видно невооруженным глазом. Финал ПВС —
Но при всем при том эпопея Вегнера вещь, конечно, незаурядная, яркая и следить и читать я ее буду обязательно.
verydevilear, 12 июня 2018 г.
Роман зашел просто на ура. Хотя поначалу я морщился, читая про этого сопливого исарам, про его спутницу-незнакомку, вся отличительная черта которой — это незнакомость, про его сестру, до которой мне совершенно не было дела. Линия Альтсина тоже особого интереса не вызвала, потому что очень медленно и за упокой началась. По потом Вегнер как выбежал, как выпрыгнул и понеслось. Линия Йатеха так и осталась не особо вразумительной и полной штампов фэнтези, но все остальные так разогнались, что подъезжая к финалу, у меня слетела шляпа.
Во-первых, не могу не отметить, как здорово автор подтянул события всех книг к финалу 4-й. Все линии так или иначе получили продолжение, почти никто из основных действующих лиц не остался за кадром, все сюжеты так или иначе развились, чтобы заново перекреститься в продолжении.
Во-вторых, как круто камерность отдельных сюжетов превратилась в эпик по масштабам не уступающий «небу», а кое-где его и превосходящий. Там всего лишь дрались цыгане против монголов, а тут аж целых боги (или тени богов) соперничают друг с другом.
Но, в-третьих (понятия не имею, зачем я веду этот отсчет),обзий фон книг существенно поменялся. Если раньше боги представали силами больше хтоническими, непонятными, то, открыв читателю их лицо, Вегнер сделал богов... обычными игроками на доске немного больших масштабов. И это сказалось на общем впечатлении от книг скорее негативно. Вспомните ощущения после первой книги? Какие-то непостижимые хтонические силы то и дело по капле просачиваются в мир, и там где они просочились, вечно творится ад и израиль. Почему так — хз, никто не знает, но оттого интереснее. Это нагнетание, правда, вылетело в трубу, боги такие же люди, только могущественнее, и каждый стремится обмануть ближнего своего ради своих корыстных интересов.
Но даже с учетом вышесказанного, книга понравилась в итоге больше, чем первые три. Вегнер растет над собой, из коротких, почти не связанных новелл первой книги он перешел к романам, цельным и интересным. И если третий уж слишком утомлял своей баталией, то «Память» — это почти идеальный роман-сиквел. Ждем продолжения.
SeverianX, 15 марта 2021 г.
Четвёртая часть цикла «Сказаний Меекханского пограничья» получилась более лирической и мистической, чем предыдущие. Если в «Небе цвета стали» встречались Север и Восток, то здесь в центре внимания герои Юга и Запада. Основных сюжетных линий две, плюс в интерлюдиях мы будем узнавать о похождениях Йатеха и Канайонесс.
Вегнер плавно посвящает нас в тайны придуманного им мира. Причем эти сведения выдаются оптимальными порциями и в нужных местах. Большей увлекательности добавляет отличный язык автора. Пусть масштабных событий в романе и меньше, чем в предыдущем, зато больше внимания уделено раскрытию героев.
Первая сюжетная линия посвящена вору Альтсину. В конце «западного подцикла» он узнает о том, что невольно стал авендери Кулака Битв – части души бога Реагвира. Такое соседство явно не нравится вору, и он ищет способ избавиться от божественной сущности. Для этого он отправляется на остров Амонерия, чтобы найти сеекхийскую ведьму Аонель. Основную сложность этого путешествия составляет народ, населяющий остров. Местные племена ведут постоянные войны друг с другом, но чужаков они ненавидят еще больше. Альтсин вынужден жить в единственном открытом для иноземцев городе, изображая монаха Великой Матери. Никто не может помочь ему проникнуть в главную святыню острова – Долину Дхавии, но однажды в порту он спасает от бандитов юную сеекханку, которая очень хочет вернуться домой. Этим шансом нельзя не воспользоваться.
Во второй сюжетной линии, посвященной Югу, акцент смещается с Йатеха на его сестру Деану Д’Клеан. Кровавая резня, устроенная её братом, привела к затянувшейся междоусобице, и девушка была вынуждена покинуть родную афраагру и отправиться в паломничество на дальний юг. Однако во время путешествия на караван нападают и захватывают её в плен, где она встречает, а затем и спасает наследника трона сильнейшего из южных княжеств – Белого Кановерина. Этот богатейший город поклоняться богу огня – Агару Красному. Могущество Белого Кановерина строится на использовании рабского труда, корни которого уходят в глубину веков. Неожиданно для себя Деана оказывается втянута в водоворот дворцовых интриг и политики. Только вот случайно ли именно Деана оказалась замешана во всем этом?
Интерлюдии с Йатехом и Канайонесс получились довольно обрывочными. Они мотаются по всему свету, встречаясь с разными необычными личностями. Только в финале становится понятен смысл всего происходящего, а случайности, происходящие с героями основных сюжетных линий, оказываются далеко не случайными.
Хотелось бы отметить, как хорошо Вегнер сумел описать мир Меекхана: он достоверен и реалистичен. До этого мы встречались с прекрасной проработкой народов верданно и иссаров, теперь же знакомимся с жителями острова Амонерия и великого города Белого Кановерина. Сеекхийцы поклоняются своему богу Оуму, истинная сущность которого откроется далеко не сразу, и чтят собственный кодекс чести, трейвикс, согласно которому за каждое неосторожное слово положена кровавая месть. Белый Кановерин – могущественнейший город юга, но что скрывается за красивой оберткой? Борьба за власть и влияние между Родами Войны, жрецами Агара, купцами и аристократией. За всем этим можно упустить и новую угрозу – среди рабов, многие из которых раньше были мексиканскими солдатами, захваченными во время войны в плен и проданными в рабство, нарастает недовольство, угрожающее вылиться в восстание, подобного которому еще не знал юг.
Итог: На мой взгляд, все романы Вегнера написаны на довольно высоком уровне, и «Память всех слов» не стал исключением. Пока совсем не понятно, куда автор задумал завести основную сюжетную линию, но перспектива вырисовывается весьма неплохая. Единственное чего мне в романе не хватило, так это резкого сюжетного поворота, подобного тайне появления Призрачных Волков из «Неба цвета стали». Хотя и без этого весьма достойно.
sertov, 26 ноября 2019 г.
Очень сложно рассматривать эту книгу отдельно от всего цикла, так как она уже четвертая в «Сказаниях Меекханского пограничья». После трех предыдущих книг действие практически остановилось. Нет, конечно, главные герои перемещаются в пространстве, машут саблями, убивают, преодолевают пустыни, переправляются по рекам, общаются с богами (а точнее божествами), но сюжет бросил якорь и остановился. К этому все шло. Потому что действие в этой книге заменено пространными монологами и диалогами, причем очень часто повторяющимися, а в конечной части книги просто надоедающими. С моей точки зрения в этих монологах и диалогах нет никакой философии, одна софистика. Все это не лучшим образом сказывается на сюжете романа. При этом необходимо обратить внимание читателя, что объем каждого последующего тома в страницах увеличивается, но это не приводит к увеличению интереса. Поэтому, если рассматривать эту книгу отдельно, то ее оценка не больше пяти, но по совокупности цикла – семь.
Deliann, 2 сентября 2019 г.
Сюжет в «Памяти всех слов» развивается очень медленно. Очень. Медленно. Настолько медленно, что временами может показаться, что перед читателем какой-то филлер, а между тем, для понимания подоплеки происходящего — это один из наиболее важных томов цикла.
Есть две истории: вора Альтсина и воина Йатеха. Они уже пересекались в последней из западных повестей. Есть и третья история – Деаны, сестры Йатеха. Так получилось, что в «Памяти всех слов» линия Деаны развивается параллельно линии Альтсина, а маленькими мостиками между ними служат интерлюдии Йатеха.
Сюжет Альтсина получил свою завязку еще в позапрошлом томе: вор пытается избавиться от поселившегося в нем осколка божественной сущности. Для этого он отправляется на поиски своей знакомой ведьмы. Путь Альтсина долог и труден, и неподготовленный читатель может изрядно заскучать, ведь все самое интересное начинается странице, эдак, к шестисотой.
Деана же отправляется совсем в другую сторону и ее путешествие получится несколько разнообразнее: сперва целью ее пути будет паломничество, затем она натыкается на бандитов, знакомится с необычным князем и впутывается в самое сердце южных интриг. Так что ее ориентиры несколько смещаются. Происходящее с Деаной захватывает сильнее, нежели то, что случается с Альтсином, однако развивается ее линия лишь чуть быстрее, наращивая обороты все к той же шестисотой странице.
На фоне Деаны и Альтсина, Йатех стоит особняком. Его интерлюдии короткие, яркие и малопонятные. Смысл его скитаний вместе с Малышкой Канной в полной мере раскроется лишь в конце, а до той поры читателю предлагаются интригующие эпизоды, в которых понятно «что» происходит, но не ясно «почему» так происходит.
После «Неба цвета стали», которое представляет собой одну сплошную битву эпических размахов, Вегнер резко отходит от военных действий. «Память всех слов» концентрируется на развитии персонажей и раскрытии их внутреннего мира, мимоходом проливая свет на историю самого Меекхана и особенности местной магии. Получилось интересно, но уж слишком затянуто. Предыдущие книги цикла прочитывались залпом, а эта читалась максимально неспешно, полностью погружая себя только когда история перевалила за середину.
Если вы прочитали первые три книги и вам они понравились, то «Память всех слов» вы уже прочитали и без моих советов. Если понравились, но с оговорками, то судите по послевкусию от южных и западных повестей, здесь преобладает именно оно.
Ну а я буду ждать пятую книгу, благо перевод ее уже в редактуре и потерпеть осталось не так уж долго.