Неизвестный отечественный поэт «"Здесь, под небом чужим, я как гость нежеланный..."»
Песня на основе стихотворения Алексея Жемчужникова Осенние журавли, написанного в 1871 году. Появилась не позднее середины 1930-х годов (ее запись на пластинку Н. Шевцовым датируется временем не позднее 1935 года).
В начале 1950-х годов (после смерти Сталина?) получила широкое хождение в СССР на «ребрах» — кустарных пластинках из использованной рентгеновской фотопленки. Делали их подпольно, продавали на толкучках — это был «народный ответ» на борьбу с формализмом: в те годы романсы, джаз, фокстроты и т. п. были под официальным запретом и на государственных пластинках не выходили. «Ребра» выдерживали максимум 20-30 воспроизведений. «Журавлей» для ребер исполнил Николай Марков, солист бывшего «Джаза табачников», и пластинка продавалась как фонограмма Петра Лещенко. Всего Марков записал на ребрах 40 песен «из репертуара Лещенко». Причем, настоящий Петр Лещенко (1898-1954) никогда не записывал на пластинку «Журавлей» (его полную дискографию см.: Очи черные: Старинный русский романс. М.: Изд-во Эксмо, 2004, стр. 245-250) и никогда их не исполнял.
В интернете песня встречается с авторством Лещенко, иногда даже с указанием на авторство музыки работавших с Лещенко «короля танго» Оскара Строка или дирижера Жоржа Ипсиланти, но эти версии авторства опровергнуты.
В СССР возникли «лагерные» варианты песни, в том числе Колыма. Есть и более поздние переделки, например, «Журавли Афгана».
Входит в:
— условный цикл «Поэзия полит.ГУЛАГа»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва