Майк Гелприн «Теперь так будет всегда»
- Жанры/поджанры: Фантастика | Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Так случилось в то злосчастное утро, в позднем августе сорок третьего, так происходит всякий раз и поныне. Мы воскресаем, чтобы прожить всего один день. Один мучительный день, тянущийся три месяца…
Входит в:
— антологию «Настоящая фантастика-2015», 2015 г.
— сборник «Зеркало для героев», 2017 г.
— сборник «Почти разумны», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Чёртова дюжина, 2014 // (5 место) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 16 февраля 2018 г.
Лабуда. Атмосферная, неплохо написанная, но всё равно – лабуда.
О моральной и психологической составляющей рассказа уже сказали нижеотписавшиеся лаборанты. Я обращу внимание не на маленький мирок, в котором «живут» (хотя жизнью это назвать сложно) три фашиста, а на окружающие его мир и те нелепости, которые нагородил в связи с ним автор.
Итак, по сюжету из-за падения метеорита трое фашистов после своей смерти оказались в неком кластре, в который можно войти и который невозможно покинуть. Всех, кто попадает в этот замкнутый мирок фашисты насилуют, убивают и съедают, причём происходит всё это на протяжении свыше семидесяти лет. При этом, власти СССР/РФ знают о существовании кластера, однако только к 2014 году начинают предпринимать хоть какие-то действия.
Оцените бредовость ситуации. На территории Брянской или Курской области посреди леса имеется аномальная зона, в которую можно войти и из которой нельзя выйти. Данная зона невелика размерами (как я понял из рассказа она вряд ли больше нескольких квадратных километров) и расположена недалеко от обжитых мест. Власти страны ещё со времён Сталина знают о существовании Аномалии (главный герой вспоминает сотрудников НКВД, которых он и его подельники лихо расстреливали) и ограничиваются лишь тем, что периодически засылают туда воинские контингенты, которые никогда не возвращаются*. За семьдесят лет руководство страны так и не удосужилось огородить аномальную зону, что бы там не шатались всякие грибники, лыжники и молодые студентки**. И не создало пару-тройку институтов, которые бы в круглосуточном режиме изучали Неведомую Хрень. За семь десятилетий министерство обороны не построило рядом с территорией отчуждения военную часть и не додумалось посылать в неизвестность радиоуправляемых роботов (зато «догадалось» отправить туда дорогостоящие вертолёты с живыми людьми) или обстрелять Аномалию из артиллерии/залить её газами/кинуть туда что-нибудь из ядерного арсенала. Я хочу спросить у лаборантов: вы согласны, что такая пассивность со стороны нашего государства вообще возможна? Лично я в такое просто отказываюсь верить, ведь подобная аномальная зона – это ВЫЗОВ, а государство, тем более такое могучее как СССР, просто не может не принять ТАКОЙ вызов.
Итог: нет, в целом рассказ очень даже неплох, однако раздолбайство и инфантилизм со стороны жителей Большого Мира вызывает сплошной фэйлспам. Причём чем больше думаешь на эту тему, тем хуже становится впечатление от произведения. И если в начале я поставил рассказу семь балов, то теперь шестёрка – это тот максимум на который я согласен.
* – успехи фашистов в истреблении советских/русских солдат вызывают искреннее удивление. «Однажды целую роту угробили, в другой раз – взвода два положили» – говорит главный герой рассказа. Рота – это от 50 до 100 человек, два взвода – от 30 до 60 человек. Сколь бы не было опытно трио людоедов, убить такое количество вооружённых и готовых к подобным неожиданностям солдат просто невозможно. Я понимаю, ради красного словца можно и приврать, но конкретно этот, откровенно фантасмагорический, момент послужил для меня точкой отсчёта для написания критического отзыва.
** – умиляет фраза «Дороги сюда прокладывать и технику подгонять себе дороже». Ну да, десяток километров дороги и военная база в лесу – это нечто, что находилось за пределами финансовой возможности сверхдержавы, которая запускала в космос сотни ракет и провела пяток региональных войн с США по всему земному шару.
AntonAbramov, 29 декабря 2017 г.
Опять временная петля. Но с пуповиной. Последнюю можно считать новинкой. Но она свела всё к анекдоту. В таких вещах главное – концовка. Она или превращает всё в анекдот, или может повезти. Что бывает крайне редко.
Идейно: отмечу два момента. Один выглядывает из названия. Превращает в хохму.
Второй – все ли становятся такими в таких условиях? Почему-то выбраны немецкие вояки из Второй мировой. Им, наверное, расчленёнка к лицу. Мораль-то гнилая. То ли дело наш спецназовец (откуда Георг знает такое слово?). Но будучи им, главный герой высох бы в памятник. И ни тебе в ж…, ни печёнкой полакомиться. О чём тогда рассказывать?
Автор тонок и не любит банальности. Что ж его так…
Тиань, 1 ноября 2017 г.
«Сорок первый» в «Дне сурка» + два маньяка. Получается две коллизии. нормальный парень против двух маньяков в замкнутом общем бессмертии. И советский народ против фашистов. Обе темы сложные и очень емкие. И, соединенные вместе в одном рассказе, они просто помешали друг другу.
Появление Лизы закрыло тему сосуществования трех парней и несколько искусственно отделило Георга от двух сотоварищей. Искусственно, потому что делал-то он всё тоже самое, что и эти двое. Только при этом внутри себя осознавал скотство своего поведения. Но всё равно делал и дальше делать продолжал бы, потому что цикл существования начнется снова и, значит, вс1 можно и всёравно.
С другой стороны, тема садизма снижает социальную направленность поступка Лизы. Она в кого стреляла? В фашистов или всё-таки в жестоких дикарей, угрожающих ее жизни? Когда в форму германского рейха одеты маньяки-садисты-каннибалы, их ликвидация идеологической нагрузки уже не несет.
Если же в фокусе внимания должно было оказаться поведение людей в стрессовой ситуации при полной безнаказанности и безнадежности, то военный антураж эффект смазал. Слишком гротескное распределение ролей упрощает ситуацию.
На мой взгляд, ни одну из двух заявленных коллизионных линий в полной мере раскрыть не удалось. Нравственный конфликт затерялся в неоднозначности. ИМХО, разумеется.
Хойти, 28 сентября 2017 г.
Троица фрицев, появляющаяся перед нами в начале рассказа, карикатурна, как в «Крокодиле» полувековой давности. Вот они, красавцы: белокурая бестия и две фашистских свиньи. Впрочем, нет: свиньи все трое.
Поделом гнусным агрессорам — волею автора они впихнуты в тесное беличье колесо беспрерывных и безвыходных перерождений. При этом физическое существование Вилли, Клауса и Георга дискретно, а ментальное — линейно, последовательно и необратимо. Амнезия обошла их своим милосердием. Им не позавидуешь.
Не завидую я и себе, и многим из будущих читателей. Автор собрал в рассказ всю мыслимую и немыслимую (отказывающуюся воображаться) мерзоту, ещё и ладошкой сверху похлопал, чтобы не расползалось.
Любое колесо, даже Сансары (кстати, в его структуре кое-что общее с рассказом имеется; что именно, не буду подсказывать), рано или поздно даёт сбой. Так в мирке Георга появляется новый персонаж, его будущая любовь, его будущий палач. Казалось бы — куда уж больше? Но теперь сволочь Георг будет умирать раз за разом, едва «родившись». А вот то, что он так и не успеет, так и не сможет ничего объяснить худенькой сероглазке с автоматом, почему-то вызывает острую жалость к нему. Да, невзирая на всю его отвратительность. Вот как-то автору это удалось. Поэтому и оценка выше, чем ожидалась всё время чтения рассказа.
montakvir7511, 21 января 2016 г.
Собакам — собачья смерть. Да нет, собакам — собачья жизнь. Жуткая, беспросветная цикличная жизнь, без шансов и без вариантов. «День сурка» в военном исполнении.
Намеренно будничные натуралистические подробности вполне обьяснимы, спустя 280 с гаком циклов перерождения все известно до мелочей — количество головастиков, пригодных для еды, гадюка, которая поможет не сдохнуть от голода в конце цикла, порядок очередного пробуждения. В общем, все, рутина, будничное описание, наподобие записок работника бойни.
Вынужденный каннибализм (ничего не будет, в следующем цикле все будут целые и невредимые), сексуальные ( хотя скорее животные) сцены.
Не смог посочувствовать главному герою, пусть он и не выглядит настолько отвратительной опустившейся мразью, как его вынужденные друзья, по воле случая попавшие во временную петлю.
И Лиза. Обычная русская девушка из соседнего пузыря. И её десять минут постоянной форы. И вечная нескончаемая смерть для фашистских ублюдков, навсегда живьем похороненных в лесу где-то под Калугой. Просто вдумайтесь — переродиться заново, зная, что снова помрешь через минуту. Всегда. Все время. До скончания веков. И комок у в горле, и «что-то в глаза мне попало». Я старею и становлюсь сентиментальным. Но здесь для этого е с т ь веские причины.
Это бог. Это он сделал так, что есть эти спасительные десять минут.
Житель Соединенных Штатов Америки Майк Гелприн написал для русских рассказ, который заставляет меня вновь вспоминать рассказы моего покойного деда. Рассказы страшные в своей обыденности, когда человек привыкает к повседневному скотству и приедающейся жестокости. И я понимаю, пока такие книги кто-то читает и даже иногда задумывается, они живы.
Не так, как здесь.. По настоящему.
muravied, 3 октября 2017 г.
Я снова пребываю в культурном шоке. Жести Майк конечно насыпал от души.
Сама концепция напоминает сразу и День Сурка, и «Под куполом» Кинга и фильмы Василя Быкова. Будешь так на лыжах кататься и попадёшь в такую временную аномалию к чокнутым людоедам. Очень грамотно выстрелили ружья, которые висели в начале рассказа. Да и вообще очень складно все получилось. Правда осталось несколько вопросов:
2. Откуда фашисты знают фразу «вротмненоги»? Можно конечно предположить, что русский турист случайно провалившись в их ловушку брякнул в изумлении, что-то подобное. Хотя мне кажется попав в такую бодягу будешь кричать выражения покрепче.
3. Зачем фашисты занимались гомосятиной? Это прям мерзота какая-то. Даже изнасилования и поедания тех девушек, были не столь противны. Хотя за 70 с лишним лет в этом пузыре у любого наверное кукушка поедет, это прав был Георг.
Тем не менее по яркости картинки и по оригинальности сюжета, это пока сильнейшее впечатление сборника «Зеркало».
shack4839, 28 сентября 2017 г.
Интересный рассказ про необычную временную петлю. Прочитал с удовольствием. Трешево-хардкорная фантастика по мотивам советских фильмов про Великую Отечественную войну — вот как это я увидел.
Удивил неожиданный хеппи-энд для главного героя. Хотя он искусно прикрыт последней «безжалостной» фразой другого персонажа. (Отличный ход, сначала хотел поставить 8-ку, но исправил на 10-ку).
Jekritch, 11 августа 2017 г.
Если этот рассказ читать где-нибудь на природе, желательно в гордом одиночестве «среди берёзок средней полосы», то в какой-то момент начнёт казаться, что находишься во временной капсуле, а из-за кустов вот-вот выскочит отвратительный тип в форме вермахта со шмайссером наперевес... и съест. Ну, может, съест не сразу, но потом обязательно съест, да.
Я долго думала, какую оценку поставить этому рассказу, выбирая между 1 и 10. Чтобы было понятно — это не десять вариантов, а два: или 1, или 10. 1 потому, что не люблю, когда от текста делается мерзко. 10 потому, что несмотря на «мерзко», не смогла бросить и дочитала до конца, а это значит, что написано очень хорошо. Вот так теперь и будет без оценки, всегда.
vesnyshka, 10 мая 2016 г.
Почему современные авторы (к счастью, не все) так любят наполнять свои произведения обсценной лексикой, которая не несёт особой смысловой нагрузки для эмоционально-образного содержания? Риторический вопрос.
Задумка рассказа неплоха – три немца времён ВОВ попали в некую пространственно-временную капсулу. Временной цикл в ней длится три месяца, за которые персонажи проживают этот отрезок времени, умирают и вновь возрождаются. Автор демонстрирует, как может опуститься человек, приняв каннибализм, гомосексуализм, насилие. Людей, случайно попадающих в эту капсулу, немцы сжирают (девушек, конечно, предварительно насилуют), в общем ужас-ужасный. Но не цепляло. Вот хотелось перелистнуть. Не потому что страшно или неприятно. Нет, это у других авторов, бывает, хочешь перескочить от ужаса описываемого, пробирающего до леденящих мурашек, но не можешь. Потому что мастерски, тонко, психологически точно, по шажочку. А здесь такими грубыми мазками, так нарочито, чтобы читатель проникся. Но со мной не вышло, героев не было, был автор, хотящий показать монстров-фашистов.
Когда же по другую сторону капсулы появилась девушка Лиза, такая же «заключенная» во времени, я улыбнулась, зная, что сейчас нам дадут противовес – какие фашисты бяки, и какой русский человек – молодец. Так и случилось.
В общем, придумка рассказа неплоха, но воплощение — увы и ах.
etoneyava, 20 февраля 2016 г.
Насильственная, или вынужденная реинкарнация — далеко не новая, но вполне ещё богатая на руду жила. Разрабатывать её — на три поколения писателей хватит. И задумка у Гелприна довольно интересная. Вот только автор слишком уж размахался киркой.
Всё пережато вдребезги. Реплики персонажей — будто из шаблонных советских фильмов «про войну». Облик их — либо оттуда же, либо вообще из голливудских штампов. Конечно же, девушка Лиза на фоне инфернальных негодяйчиков (прямо орки какие-то!) выглядит сущим ангелом. Автор вообще красок не жалеет, не признавая при этом полутонов.
В общем, у Гелприна мне встречались рассказы куда более мастерски сделанные. Рассказ зацепил, но исполнением я сильно расстроен. Обидно, когда автор сам уродует своё творение.
pavel-lob, 11 сентября 2015 г.
Жёсткий рассказ, шокирующий натуралистичностью.
Рассказ о том, насколько сильно может деградировать и озвереть человек, оказавшийся в ненормальных условиях, в анизотропном пузыре с закольцованным временем. И ещё о том, как человек может оставаться человеком, независимо от того, какие страдания ему приходится переживать. Читая, прикидываешь ситуацию «на себя» и не можешь с уверенностью утверждать, как поступил бы сам. Застрелился? Питался бы травой или другом? Спятил бы от страха?
Об этом не принято говорить, но во время Второй мировой войны каннибализм присутствовал и в войсках, и в тылу. Голод сводит людей с ума, нам, сытым, этого состояния даже близко не представить. Здесь же ситуация ещё хуже войны и голода. Из всех героев только Лиза смогла сохранить в себе человеческие качества, находясь около 70 лет в оболочке.
Концовка рассказа очень правильная, хотя и пессимистичная. Бездушным тварям – смерть без пощады, снова и снова…
После прочтения вспомнилась повесть А.Стругацкого «Подробности жизни Никиты Воронцова» и финальная реплика из неё:«Знаешь, — произнес он хриплым шепотом, — по мне так лучше к чертям в ад, чем обратно…»
narsyy, 14 декабря 2017 г.
Рассказ читал на Чертовой Дюжине. Не узнать автора было нельзя. Помню, тогда еще подумалось, что задумку подсказал пару месяцев ранее конкурса вышедший фильм «Грань Будущего», где так же и про то же. Рассказ на уровне, но не сказал бы, что уклон в сторону хоррора его особенно красит.