fantlab ru

Сергей Малицкий «Правила подъёма по вертикальной стене»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Правила подъёма по вертикальной стене

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Единственный способ выжить в этом мире — подниматься по бесконечной Стене, потому что снизу подступают туман и смерть, а вверху маячит призрачная надежда...

Входит в:

— журнал «Полдень, ХХI век'04», 2005 г.

— сборник «Главный рубильник», 2014 г.




Периодика:

Полдень, XXI век. Журнал Бориса Стругацкого, №4, 2005
2005 г.

Электронные издания:

Главный рубильник
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здорово, когда автор создает для своего произведения новый необычный мир со своими законами и героями, пытающимися их понять и поставить себе на службу. Несмотря на то, что подобных сценариев в фантастике — хоть пруд пруди, каждый из них уникален и неповторим — а значит, и по своему интересен. В данном произведении — это мир Вертикальной Стены, по которой должны карабкаться местные жители, чтобы банально выжить. Потому как снизу медленно, но неумолимо поднимается смертельный туман, растворяющий в себе всё живое. Вся жизнь людей этого мира представляет из себя непрерывную борьбу за существование: каждый день подниматься по практически вертикальной стене, подвергаясь непрерывным нападениям со стороны птиц, червей, муравьев и ядовитой слизи, а на ночь возвращаться в надежную пещеру, где проводят время те, кто сам уже не может самостоятельно подниматься по стене. У читателя непременно должен возникнуть вопрос: а зачем вообще подниматься вверх, если можно надолго остаться в уютной пещере под защитой четырех ее стен? Автор весьма изобретательно отвечает: для того, чтобы не погибнуть в поднимающемся снизу тумане. Именно он служит тем самым «двигателем прогресса» в этом странном мире, подгоняя отстающих и стимулируя сомневающихся. К числу последних принадлежит и главный герой с символическим именем Сет. Наверное, потому, что он — единственный, кто помнит кое-что из своей прошлой жизни. Этого недостаточно, чтобы понять всё происходящее, но вполне достаточно, чтобы задуматься о смысле жизни. Процесс мышления весьма непрост и приносит гораздо больше вопросов, чем ответов. Однако, автор дает нам некоторую уверенность, что рано или поздно ситуация стабилизируется и начнется обратный процесс — процесс познания мира, который и предоставит ответы на заданные вопросы. Главное, не переставать их задавать себе самому.

Конечно, процесс подъема по стене — всего лишь символ человеческой жизни. Мы должны преодолеть все трудности этого процесса не только для того, чтобы остаться в живых, а еще и для того, чтобы передать свой опыт другим, идущим за нами. Чтобы они начинали не с нуля, а с того места, где остановились мы. Ведь, в противном случае весь подъем будет напоминать топтание на месте без какого-либо продвижения вперед — такое же бесполезное действо, как и труд белки в колесе.

Неясно, как люди оказались в этом мире и почему процесс подъема практически бесконечен — тут читатель и сам может провести целую кучу аналогий. Автор намеренно оставляет читателя в неведении, чтобы он сам не разучился думать, читая эти строки. Внимательные глаза найдут в тексте несколько ключевых подсказок, но логические выводы придется делать без помощи автора. В этом вся философия: чтобы хоть что-то понять и изменить, надейся не на «доброго дядю», а только на себя самого.

----------------

РЕЗЮМЕ: размышления о том, какой была бы наша жизнь, если б она представлялась нам стеной бесконечной высоты. Рекомендуется любителям философской фантастики.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я оцениваю прочитанное по принципу «понравилось/не понравилось», и лишь изредка, не претендуя на вселенскую объективность, «что такое хорошо и что такое плохо». А вот с этим рассказом что-то у меня не складывается до конца определиться ни в той, ни в другой категории оценки. Но надо, поэтому…

Хороший это рассказ или плохой? Скорее, хороший, но с изъянами. Понравился ли он мне? Скорее, понравился, но с оговорками. Претензии сводятся, в сущности, ко всяким мелочам, не заслуживающим внимания, но основные — к скучности, я бы даже сказал, нудности повествования. При этом я, естественно, прекрасно понимаю, что любая проявленная в этом плане активность, любой «экшн» здесь не только неуместны, но и посчитались бы злом. Вопросы и поиски ответов на них в этом рассказе не могут требовать ни от писателя, ни от читателя, ни от персонажей какой-либо суеты, спешки или торопливости, поэтому, я почти уверен, автор писал размеренно, читал я неторопливо, а персонажи монотонно, но целенаправленно исполняли то, что им положено, несмотря на то, что субстанция, окрещённая «теми, кто называет» Туманом, их подгоняла неустанно лезть (ползти?) по Стене. (Хотел хоть в отзыве обойтись от поднадоевших прописных букв, но не сдержался…).

Ну, а как при такой неторопливости обойтись без размышлений, без философствования? Никак. Поэтому философии здесь предостаточно, что в ежевечерних беседах Сета с Каином, что в простых перебрасываниях фразами внутри тройки. Если в первом случае она в масштабах этого придуманного мира более глобальна: кто мы, куда идём, зачем, что такое [то и это], то во втором она более насущна («Чёрного нет, а муравьи — есть»). Проблема поиска ответов осложняется тем, что ищутся они, наверняка, не в первый раз. Сколькие до Сета и Каина уже задавались вопросами, и, возможно даже, находили какие-то ответы, но унесли с собой в Туман, неизвестно, но они были, я уверен. А ведь в этом мире, если не успел передать хоть толику знаний — пиши пропало, начинай сначала… Да и вообще, трудно идти к цели, не будучи не только уверенным в её достижении, но и в принципе не понимая, как она выглядит, эта цель. Уж если даже самый думающий из всего племени, Сет, не был способен «думать о том, можно ли добраться до конца Стены», поскольку не мог представить себе этот «конец Стены», то что о других говорить, которые то и делали только, что жевали, вязали, забивали острия и расчищали пещеры… И в этом, на мой взгляд, главная философская доктрина племени: могут его представители что-то представить себе – значит, это есть; не могут – того и быть не может. То есть можно представить себе очень широкий уступ, но бесконечно широкий, такой, что дойдёт до другого конца Стены, — уже нет. Намеренная ли здесь перекличка с довольно известной цитатой из Стругацких: «Раз человеческий мозг может всё это вообразить, значит, всё это где-то существует, иначе зачем бы мозгу такая способность?», или нет, я не знаю, но она есть.

Ну, хорошо, цель – конец Стены – может быть понятна, но как её достигнуть? Сдаётся мне, что нет физического способа дойти до конца Стены, «уйти по Стене», словно бы дойти до холодильника, добежать до магазина, доехать до школы. Скорее, только метафизически, мистически даже, только превратившись в некоего Светлого что ли, как противоположность Чёрного, сдавшегося, как это вышло у Лёгкого, ведь автор утверждает, что ему удалось, что он ушёл туда, куда всем «ещё предстоит ползти и ползти».

На протяжении всего рассказа не покидает ощущение не то что даже безысходности, а почти полной бессмысленности и тщетности всей это затеи. Концовка у него открытая, и остаётся за кадром, удастся ли Сету или ещё кому уйти, но я склоняюсь к мысли, что нет. Может, не те вопросы задавали, может, не те ответы нашли, но путь свой они ещё не прошли…

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я даже толком не стала разбираться, откуда это чувство, но ощущение вторичности не покидало меня с первой до последней строчки. Возможно, здесь сплелось многое, начиная от Стены в Граде обреченном АБС и имён героев лесной части в Улитке. Даже у себя я вспомнила недописанную повесть, где идёт многодневный спуск по некой Стене, и тоже бесконечное движение, и тоже туман... Понятно, что дело не в антураже, вернее, не только в нём, и всё же... А содержание, когда в примитивном мире герой начинает, что называется, «проникать мыслью» — это тоже встречалось многажды.

В общем, занятно, но не более того, увы.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Место действия: оригинальный авторский мир — «мир Стены», по которой ежедневно поднимается-карабкается-ползёт куда-то вверх Племя. Снизу — их подгоняет смертоносный туман и нельзя останавливаться, и нельзя не найти на ночь хоть какую-то пещеру, иначе — мучительная смерть. А сверху — только та же Стена... и ещё голубое, бездонное небо.

И даже самые мудрые из племени не могут себе представить — как это Стена может вдруг закончиться и что это вообще за слово такое — «вершина». Так есть, так было всегда и никто не помнит чтобы когда-то было иначе. Каждый человек — маленький винтик, занятый своим конкретным делом. Им и только им. А кроме этого, своего и конкретного, дела ещё и думать — способны очень и очень немногие. И каждый должен пройти свой путь. И по стене, и внутри самого себя — в мыслях, в решениях, в поступках, во всей своей жизни.

Очень ёмкий в своей внутренней философии рассказ. И уж точно — не для лёгкого, развлекательного чтения; очень не советую читать его на бегу или в транспорте. Я бы позволил себе сравнить его с изысканным блюдом в фирменном ресторане... поэтому советовал бы время, место и настроение для его чтения — выбрать соответственное...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх