Михаил Веллер «Vox populi»
Сильно матерный монолог сильно пьяного мужика, который доказывает собутыльнику, что ничего на свете нет, не было и не будет, а на самом деле всё придумано начальством, чтобы дурить людям головы.
Входит в:
— роман «Б. Вавилонская», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vlad lev, 13 июля 2013 г.
Веллер проявляет мастерство и при использовании идиом. Рассказ читается бодренько. Единственно — несколько отдаёт вторичностью посыл:
«Теперь Москва. Вот ты думаешь, что она есть. А почему ты так думаешь? А
тебе сказали,
Подобный подход, правда применительно к кремлю, использовал Венедикт Ерофеев в его незабвенной истории «Москва — Петушки».
Sawwin, 20 декабря 2008 г.
В споре о допустимости употребления мата в художественных текстах Михаил Веллер занимает самую взвешенную позицию. Мат недопустим, если он используется исключительно для эпатажа читателя, а в остальных случаях использовать мат следует чрезвычайно аккуратно. В таком случае перед автором неизбежно встаёт вопрос: а сам-то ты матом пользоваться умеешь? В миниатюре «Vox populi» Михаил Веллер даёт ответ на этот вопрос. Крошечный текст перенасыщен обсценной лексикой и при этом каждое матерное слово работает на раскрытие авторской идеи и образа главного персонажа. Все наши литературные матерщинники от Юза Алешковского до Владимира Сорокина посрамлены этим текстом. А Михаил Веллер, преподав урок любителям эпатажа, в иных произведениях продолжает писать так, как подсказывает ему чувство слова и талант.
Лично я не терплю употребления мата вообще, к тому же, идея рассказа весьма сильно перекликается с веллеровским же рассказом «Хочу в Париж», поэтому отметка невысока. Тем не менее следует признать: литературное упражнение выполнено с блеском.