Фредерик Браун «Ничего не случилось»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Происходит убийство. Все улики налицо, адвокату просто не за что зацепиться, но задержанный при аресте произнёс странную фразу: «Боже мой, она была настоящей»...
Входит в:
— сборник «Paradox Lost and 12 Other Great SF Storie», 1973 г.
— сборник «The Best of Fredric Brown», 1977 г.
— антологию «Фата-Моргана 2», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «From These Ashes», 2001 г.
- /языки:
- русский (5), английский (3)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Ирбисов (4)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Буба, 12 апреля 2023 г.
«Отличная» тема для оправдания любого преступления. Насильникы, садисти, убийци должны просто молиться на ентот солипсизм. Конечно всё не так просто, закосить под сумасшедшего тоже надо уметь и порой иметь капитал, влияние и так далее. Не зря и гг персонаж из так называемого высшего общества. Тема запретных развлечений элит не нова, да что там, с древнейших времен. Что там творится за высокими заборами вилл и поместий можно только гадать. И порой чем страшнее и жёстче преступление, тем больше шансов попасть в психушку а не в тюрьму, вот такой странный парадокс системы наказания.
Интересно ещё то, что практически всегда, когда речь заходит о допустимом в реальности не существующем окружении, тут же вся активность скатывается к насилию, нет человека — нет преступления — нет наказания. Как же человеку хочется, чтобы не было наказания, как бы ни был развит мир, общество, какие бы и как законы не соблюдались, стоит исчезнуть порядку и все летит в тартарары, и не нужны уже ни какие оправдания.
Но в этом рассказе на мой взгляд главное не все эти извращения с восприятием реальности а момент, когда адвокат узнав об убийстве, не раздумывая соглашается защищать преступника. Конечно, здесь он знает, что не все реальны и дальше по списку, но как часто в «нашей» реальности встречаются вот такие адвокаты дьявола.
Darth_Veter, 23 июня 2022 г.
Рассказ представляет собой памфлет на тему тайных обществ, негласно управляющих делами нашего мира. На этот раз автор выдвигает оригинальную идею управляемой реальности: некоторые люди в нем якобы и не люди вовсе, а воплощенные образы разума «настоящих» людей. Если их убить, никто не заметит их исчезновения — вся их история будет тут же стерта из памяти окружающих. А вот если убить «настоящего» человека, последствия будут очень серьезные...
Философский подтекст этой истории заставляет вспомнить экстравагантную теорию солипсизма, чьи апологеты считали весь внешний мир игрой своего собственного воображения. Всё в нем было выдуманным и ненастоящим (кроме самого разума, естественно). Поэтому можно было творить любые мерзости, не боясь быть за это наказанным. Наш институтский лектор, впрочем, приводил один аргумент, разрушавший нарисованную идиллию. Чтобы заставить солипсиста усомниться в верности своей идеи, нужно было банально поставить его перед фатальным выбором. Например, привести на крышу небоскреба и сказать: «Давай, спрыгни вниз! Ведь никакого небосреба не существует и тебе ничего не грозит. Всё это тебе только кажется!» Как правило, подобного последнего шага никто еще по своей воле так и не сделал. Лишнее доказательство надуманности этого философского течения, больше напоминающего обычную «игру разума», нежели серьезную научную теорию. Но Браун решил подвести под теорию солипсизма необходимую материальную базу — некое тайное общество «настоящих людей», играющих жизнями и судьбами других при помощи таинственной Картотеки. Получилось нечто похожее на «Код Да Винчи» другого Брауна — на этот раз Дэна.
-------------
РЕЗЮМЕ: философское рассуждение на тему «редактируемого» солипсизма и его последствий для нашего мира. Задумайтесь над тем, к какой категории людей относитесь лично вы — той, что управляет всеми другими, или той, которой управляют?
Славич, 18 ноября 2020 г.
Рассказ, достойный пера самого Филипа Дика… Нет, не так. Рассказ Брауна лучше, чем рассказы Дика на ту же тему, потому что Дик чересчур серьёзно относится к своему солипсизму. Похожие сюжеты также можно найти в рассказе Майкла Суэнвика «Человек из тени» и в повести Роберта Хайнлайна «Неприятная профессия Джонатана Хога», но в них тоже убивает каменное выражение лица рассказчика. К счастью, Фредрик Браун подходит к теме с иронией, как и в романе «Марсиане, убирайтесь домой!».
БорЧ, 29 ноября 2011 г.
Не помню где и не поручусь за абсолютную точность цитаты, но когда-то прочёл — и запомнилось: «Я — есть я по отношению к своему я, а посему всё окружающее — есть лишь проекция моего я». Браун (очень «по Брауновски») доводит эту мысль до абсурда. А что если таких «я» — не один «я», а «я» в степени n ? Тогда получается малопредсказуемая коллизия, особенно если кто-то из этих «я» — вдруг выпал из контакта с остальными, столь же демиургическими «я».
Наверное, я весьма сумбурно всё это изложил...
Прочтите рассказ, не пожалеете. Там — ничего не случилось и, Бог даст, и с Вами тоже ничего не случится... Правда, не очень понятно — будет для Вашего «я» это благом или сплошными неприятностями. :-)
zmey-uj, 25 апреля 2009 г.
Очень понравилось, так как мне вообще интересны истории о тайных обществах, а они, при своей распространенности, бывают достаточно «клюквенными» — автор нагнетает страсти, сочиняет сложные структуры «общества в обществе», высасывает из пальца Великие Тайны и Грандиозные Цели... Здесь же, благодаря небольшому объему произведения, сообщество «реальных» людей обрисовано общими чертами, на основании радикальной философии солипсизма.
В научной фантастике один из признаков качества — непротиворечивость построений, будь то история из жизни микробов или приключения богов. И в данном рассказе это присутствует в полном объеме — невозможно доказать, что такого сообщества не существует, так как не может существовать никогда. Перспективы описанного архива реальности захватывают, независимо от того, считать ли себя реальной личностью или выдуманной.
Но есть и другой момент, уж не знаю, намеренно ли автор намекнул на него. Герой — гнусная личность, богатей, плюющий на любые законы — от дорожных правил до неприкосновенности чужой жизни. Он считает, что все можно решить деньгами: вручить купюру швейцару, пригласить на «частное выступление» стриптизершу, удвоить гонорар адвокату, впечатлить полицейских шикарной машиной и толстым бумажником. Подозреваю, что такие люди на самом деле, без всякой фантастики, считают реальными себя и себе подобных, а остальных — плодами своего воображения, на которых не стоит обращать особого внимания. Поэтому финал рассказа доставил мне огромнейшее удовольствие.
god54, 11 сентября 2009 г.
Хороший рассказ о таинственном. А ведь если вдуматься, насколько реален человек, насколько весь этот мир реален. Ведь весь мир даётся нам в ощущениях. И насколько реален тот мир, который мы посещаем каждую ночь во сне. Ведь те переживания и ощущения бывают поострее, чем когда мы просыпаемся. А если учесть, что большую часть сна мы не помним, но ощущаем, что в том мире нам было хорошо. Так, где гарантия, что дневной мир это реальность, а не наоборот... Хорош рассказ, который заставляет думать и наслаждаться чтением хорошей литературной окантовки.
Vendorf, 5 марта 2009 г.
Автор попытался разобраться в вопросе — что есть настоящее. Но уж как-то все кроваво вышло. Создается впечатление, что автор призывает к оправданию шизофренизма...
mastino, 12 февраля 2008 г.
Занимательный рассказ, но не более. Странности, происходящие с ГГ могут заинтересовать, но не увлечь. Хотя некоторые моменты рассказа хороши, на шедевральность рассказ явно не тянет. Так, крепкий середняк.