Аластер Рейнольдс «Poseidon's Wake»
В сети доступен любительский перевод Николая Порфирьевича Фурзикова «Пробуждение Посейдона».
Входит в:
— цикл «Poseidon's Children»
Номинации на премии:
номинант |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2017 // Научно-фантастическая книга (Великобритания; «Пробуждение Посейдона») |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NIKItoS1989, 29 июля 2024 г.
Итак, прошло ещё 70 лет с предыдущей книги и мы уже где-то в 25 веке. Чику улетела с ИИ Юнис, слонихой-тантором и Арахной из системы. Её дети в некой сложной ситуации, так как Ндеге почему в положении, похожем на положение Травертина в прошлой части.
Мпоси предлагает ей исправить ситуацию и отправиться за матерью.
Тут же появляется следующее поколение Экинья — дочь Ндеге — Гома, она талантлива, молода и кажется характером похожа на бабушку или прабабушку.
Она хочет спасти свою мать и отправиться вместо неё за Чику. Эта экспедиция будет напоминать полёт на Занзибаре. Но только тут автор вносит в сюжет представителей некой религии «Второй шанс», которые являются метафорой на все земные религии. Как же любопытно выглядит отношения Гомы с ними. И естественно, корабль не может не стать арендой для герметичного детектива.
Параллельно с этим мы наблюдаем сюжетную арку Кану, того самого сына Чику с Земли, ставшего представителем морского народа. Его линия не менее детективная и в определённый момент мы снова увидим приём — применяемый Рейнольдсом уже не раз — наличие внедрённого в разум второго действующего агента. Поностальгируем по Ностальгии по бесконечности, конечно же...
Хочется сказать, что эта часть отличается от первой и второй части трилогии и она наиболее приближена по глубине к трилогии об ингибиторах. Тут автор смешивает идеи о лингвистике, физике, философию иных существ. Собственно он тут пытается показать истинную инаковость разных видов — людей, морских людей, машин (обретших агентность и некую форму индивидуальности, при этом не ставшим такими же отрицательными как Арахна), танторов, Хранителей, М-строителей.
Пусть мы не можем избежать некоторого антропоцентризма и антропоморфизма, и максимально это удалось наверное Лему в Солярисе, но Рейнольдс тоже подходит к этому очень близко!
Любопытно, что он придумывать порог Гупты-Уинг, теорию из 22-го века, которая поясняет проблему перехода между сильным и сверхсильным ИИ. Спустя 10 лет после написания книги, когда мы живём в мире нейронных сетей с более сложными архитектурами, история про прямую связь, реализованную еще в однослойном перцептроне — это звучит довольно наивно. Но в любом случае весьма интересная наукообразная концепция, которая побуждает погуглить или написать запрос в какой-нибудь chaGPT или его аналог, чтоб разобраться в вопросе поглубже.
Но как часто бывает у автора — концовка вышла смазанная. Детективная линия так и осталась без настоящей развязки, точнее первое дно, показанное нам осталось без второго, что для детектива — прям скажем, странно...
Остальные же линии получили развязки и это очень интересно. Кажется, Рейнольдс задумывал продолжение. Ну или задумывает до сих пор. И я бы почитал об этом будущем, с большим интересом.
Это была прекрасная трилогия, которую я всем рекомендую.
mvgfirst, 24 июня 2019 г.
Вот эта вот часть — вообще не фантастика. Ну, то есть фантастический антураж в ней присутствует. Даже более чем. Но в основном это какие-то душевные переживания одного из героев. И много много соплей. Сожалений. И т.д.
Казалось бы этого полно и в предыдущих двух частях. Но в них хотя бы есть какая-то интрига, и динамическая развязка. В этой же книге. НИ-ЧЕ-ГО. Кроме многостраничного пережевывания одних и тех же страданий двух героев.
Хеппи-энд он конечно есть. И типа даже какие-то ответы на вопросы можно додумать. Но вообще не верю в то что именно так могло все «развязаться».
И еще эти «СЛОНЫ» они везде. Они как святые. Чудо господнее не иначе ... так с ними все носятся, и сам автор.
В общем для тех кто прочитал первых две части — прочитайте уж и третью. Остальным могу посоветовать только как убийство времени.