Геннадий Гор «Скиталец Ларвеф»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Главный предмет размышлений автора, который можно вычленить между строк повести – что есть человеческая личность, личность в обществе, лишенном классовых противоречий.
Читателю предлагается подумать над такими вопросами: какова природа личности, ее происхождение, отличие «клонированных» личностей от настоящих, феномен личности, попавшей в ловушку эйнштейновских временных парадоксов…
Версия повести под названием «Скиталец Ларвеф», опубликованная в одноимённом авторском сборнике, сильно дополнена и переработана по сравнению с первоначальным вариантом под названием «Уэра», опубликованным в альманахе «НФ». (Panzerbjorn)
Входит в:
— цикл «Скиталец Ларвеф»
— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 1», 1964 г.
— сборник «Скиталец Ларвеф», 1966 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 30 марта 2025 г.
Итак, в повести создано..., да что в самом деле создано? Это не клон, не дубль и не аналог личности Эрои. Это как бы часть целого, которая одновременно и не часть, а само целое. Под частью я подразумеваю Эрою находящуюся на Уэре в коробочке у Веяда, а под целым — саму девушку на Дильнее, своим «Я» одновременно находящуюся и «тут», и «там». В этом случае вообще теряется смысл понятия «здесь», а вместе с этим получается явное рассогласование времени с пространством. Звучит непонятно, но здесь и заключена вся изюминка повести, уходящая в очаровательные глубины философии.
Я применил здесь термин «очаровательные», так как он своим смыслом набрасывает шлейф труднопознаваемой тайны человека. Является ли человек только высшим животным или же он отражает в себе всю Вселенную? Что есть наше «Я», понятие личности, ощущение отделенности себя от внешнего мира? В повести эти понятия, которые мы привыкли считать абсолютными, становятся относительными. Электронный гроссмейстер живет жизнью давно умершего игрока, отражение Эрои не понимает своей разделенности — здесь индивидуальное «Я» претерпевает различные метаморфозы и ясно видно, что автора очень интересует этот вопрос. Гор буквально ищет обитель нашего личностного идентификатора, к примеру в тексте в специальном устройстве обновляет клетки тела, духовное восприятие мира индивидуумом, его психическое поле — но нет, самоосознавание себя находится не там. Где же оно? По ходу повествования автор делает вывод, что ощущение своей личности неразрывно связано с памятью и таким образом получается такая взаимообразная стрелка. И отсюда посредством логика Арида делается вывод о связи памяти со временем — как объективным, так и субъективным. Вот они и есть, те самые пресловутые глубины философии, лишь только слегка, в художественной форме затрагиваемые в повести, скажем на примере Ларвефа, жившего одной частью своего существа в двухсотлетнем прошлом, а другой частью в ожидаемом двухсотлетнем будущем.
Вообще Ларвеф в повести, как и все испытавшие на себе временной парадокс Эйнштейна, личность любопытная. Он единственный дельниец для которого относительно то, что для всех объективно абсолютно и лежит в жестких рамках физической закономерности. Парадоксы времени — это излюбленная тема для писателей-фантастов, так как можно много чего открыть на кончике писательского пера. Вот Гор и рассуждает, прикидывает, фантазирует, подбрасывая нам массу пищи для размышления. А это один из самых главных критериев для качественной фантастики.