Всеволод Ревич «Предисловие»
Предисловие Всеволода Ревича к 32 выпуску альманаха НФ мало напоминает обычные предисловия к ежегодным антологиям. Это серьёзная критическая статья, в которой рассматриваются проблемы, поднятые Стругацкими в их повести «Волны гасят ветер», то новое, что Стругацкие попытались донести читателю по сравнению с другими повестями «Полдня» и особенно с повестью «Жук в муравейнике». Лишь в конце обширной статьи автор бегло перечисляет произведения остальных авторов, вошедшие в альманах.
Входит в:
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 32», 1988 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mr_logika, 17 июня 2020 г.
Всеволод Ревич написал массу интересного о повести «Волны гасят ветер». Есть и некоторые спорные моменты, о которых и пойдёт речь ниже.
Ревич пишет: «... в повести ... выясняется, что никаких пришельцев, никакой свехцивилизации не было и нет.» Это точка зрения Горбовского, которую разделяют Авторы (во всяком случае в уста Горбовского АБС очень часто, если не всегда, вкладывают собственные мысли), и, следовательно, остаются открытыми вопросы: 1. Кто, как и куда вывел почти всё население целой планеты (см. «Жук в муравейнике»)?; 2. Кто заложил детонаторы и зародыши древнего человека в инкубатор и спрятал его подальше от людей? 3. Кто запустил сторожевой спутник, сбивший звездолёт супругов Семёновых, на орбиту той планеты, где происходит действие повести «Малыш»? Есть и ещё вопросы, но хватит и этого. Выходит, всё это и многое другое теперь должно получить какое-то иное истолкование. Какое же? У Ревича ничего об этом нет, и это необъяснимо. Хотелось бы понять, почему АВС вдруг отказались от многого, написанного ранее, сделав вид, что ничего такого они никогда и не писали. Ревич этого, очевидно, тоже не знает и обходит эти вопросы в своей статье с помощью огромного и очень явного зигзага.
Другой «зигзаг» в статье Ревича ещё заметнее. Он пишет: «Вот и Тойво Глумов, перед которым нежданно-негаданно открывались, казалось бы, безграничные горизонты, начинает рассуждать: «Враг рода человеческого нашёптывает мне, что только полный идиот способен отказаться от шанса обрести сверхсознание и власть над Вселенной...». И снова Ревич: «Идиот», однако, находится. Это сам Тойво. Он предпочитает лучше вообще исчезнуть, похоронить себя, чем насильно стать миллионером, превратиться из человека в нелюдя.» Из этого следует, что уважаемый В. Ревич элементарно не дочитал до конца произведение, о котором пишет в своём предисловии. В письме Аси Глумовой Каммереру есть такие строки о Тойво: «Последнее время он возвращается всё реже и реже. Я знаю его собратьев, которые и вовсе перестали возвращаться. Им больше нечего делать на Земле.» Так что Тойво «насильно стать миллионером» не отказался и никуда не исчез, просто путешествует по вселенной.
Ну и что же это за предисловие, по прочтении которого читатель испытывает чувство неловкости за его автора, как если бы он появился на каком-нибудь официальном приёме во фраке с одной оторванной фалдой? Пусть даже оставшаяся неоторванной смотрится неплохо.
artem-sailer, 21 января 2016 г.
Вступление к сборнику фантастики. В статье автор анализирует, во многом — домысливая идеи авторов, акцентируя внимание прежде всего на флагмане сборника — повести Стругацких «Волны гасят ветер».
В советские времена нормой были вступления и послесловия не только к сборникам, но и к авторским книжкам. Сейчас этого часто не хватает, не практикуются такие статьи — вероятно, дабы поддержать плюрализм мнений, мол, пусть читатель сам делает выводы. А возможно потому, что и нет какой-то общей идеологии, просто накидали в сборник всех подряд — солянка, что уж есть.