Норберт Винер «Чудо в чуланчике»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Порой, одинаковые эксперименты, дают разные результаты, и это является причиной войны между учёными мужами. Казалось бы, какое отношение может иметь к этому скромный и набожный уборщик? Однако, не всё так просто...
Первая публикация: Technical Engineering News, April 1952
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, February 1954», 1954 г.
— антологию «The Expert Dreamers», 1962 г.
— антологию «Фата-Моргана 1», 1991 г.
- /языки:
- русский (3), английский (5)
- /тип:
- книги (7), периодика (1)
- /перевод:
- Е. Алексеева (1), Е. Гаркави (1), В. Желнинов (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 19 апреля 2025 г.
К сожалению, рассказ не выдержан в одной стилистике, и это ощущается не только одним комментатором. Ирония и некоторое внутряковое несерьезное отношение к серьезным вещам дают приличный аванс и настраивают на позитивное прочтение. Но в какой-то момент все это здоровое веселье уходит куда-то в никуда и остается просто отсраненное изложение материала, кторое автор хотел заложить в текст. Это сильно выбивает из колеи и точно не способствует позитивной реакции с чисто эстетической стороны отношения к чтению, как к процессу приносящему удовольствие. Даже если дело касается вполне серьезных вещей.
А ведь идея вполне себе хороша. Фактически нам дают доказательства Бога, когда религиозные предметы напрямую влияют на полученные результаты опыта. При чем, не единожды, а раз за разом. А уж наличие рядом искреннего верющего (кстати, до последнего была мысль, что именно доброй души Себастьян из лучших побуждений как-то подделывает результаты экспериментов, но тогда это был бы уже детектив, а не фантастика) — еще один мощнейший дополнительный фактор в усилении влияния практики на теорию. Странно другое: вроде бы, речь идет о настоящих ученых, но когда они узнают, что же делало их опыт «неправильным», они даже не пытаются заняться изучением этого явления, хотя оно показывало стабильный результат и не могло быть случайностью.
Итог: рассказ с неплохой идеей и странноватым воплощением в стиле. Однако результат частично спасает лаконичность изложения.
Стивен, 1 октября 2021 г.
Мини-рассказ Норберта Винера похож скорее на затянувшийся анекдот. Только вот, если начинал рассказчик с огоньком в глазах, заразительно смеялся, то ближе к развязке интерес у него пропал, речь стала невнятной, да и шутка не удалась. Не совсем понятно, для кого и зачем предназначается эта история. Религиозное вмешательство в эксперимент так и не раскрыто, воспринимать серьёзно «пляски с бубнами» местного уборщика не получается, а если автор старался рассмешить, то уж больно плоско и глупо.
baglej, 30 мая 2009 г.
Если бы не скомканная концовка, получился бы хороший, юмористический рассказ. Отличный юмор, сатира на существующие взаимоотношения в научной среде, продуманный сюжет, но такое впечатление в конце рассказа автор «устал писать»:biggrin:
god54, 19 января 2014 г.
Как мне кажется, вся соль рассказа именно в концовке: научись ставить эксперименты, а верить нужно только тем результатам, которые могут быть воспроизведены другими. В данном же случае: есть ли бог, нет ли бога, науке это достоверно не известно, но что-то влияет на эксперимент. И это что-то может быть чем угодно, даже богом. А произведение — это небольшая шутка ученого, которую можно прочесть тем, кто любит твердую фантастику.
witkowsky, 21 марта 2011 г.
Великие ученые на досуге пишут неплохие рассказы. «Голова» лучше, но и этот славный.
Yazewa, 28 марта 2010 г.
Действительно, не очень внятно изложена заключительная часть рассказа. А начиналось все очень симпатично: с юмором, динамично и хорошим языком. И занятное объяснение результатов экспериментов.