Валерий Залотуха «Мусульманин»
Колька Иванов вернулся в родную деревню Аржановку после семи лет плена в Афганистане. Дома его встретили брат Федька да мать — тётка Соня.
Входит в:
— сборник «Последний коммунист», 2000 г.
— сборник «Отец мой шахтёр. Избранное», 2016 г.
Экранизации:
— «Мусульманин» 1995, Россия, реж. Владимир Хотиненко
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 23 мая 2017 г.
Повесть сложная, сильная и написана отлично. Если оценивать ее за это, то надо ставить «восьмерку», как минимум. Но, в моем понимании, оценку надо ставить за то, понравилась ли мне эта книга, или нет. Так вот, мне это произведение не понравилось совсем. Уж очень тяжёлый и неприятный осадок остаётся в душе после прочтения.
Да, писатель мастерски владеет языком, картину русской деревенской жизни девяностых годов XX века тоже, наверное, видел своими глазами. Да, мрак и ужас.
Я такие произведения называю «чернухой». Можно, конечно, и сгустить краски, для большего эффекта, но уж не настолько. А потом, в произведениях множества писателей описываются пороки и недостатки русского народа. Но, у некоторых это делается с болью, у некоторых с юмором. А главное — с любовью. А в «Мусульманине» я этого совсем не увидел. Очень злая и жестокая книга.
Вот, главный герой. Писатель вывел, прям-таки, идеал человека. Трудолюбивый, честный, благородный. И, в противовес ему, весь русский народ, в лице жителей деревни. Мужики сплошь пьяницы, почти все сидели в тюрьме. Работать никто не хочет, в Бога верят только на словах. Женщины пошлые, разврат и мат.
Ну не бывает так! И идеальных людей не бывает, и вся деревня не может быть настолько испорченной. Да, времена были тяжёлые, страшные. Да они и сейчас для села нелегкие. Но от трудностей не все люди так деградируют.
А из этой повести автор выводит мысль ( во всяком случае, мне это так видится), что весь русский народ — «быдло». Зато, афганцы, живущие до сих пор в «каменном веке», отрезавшие нашим солдатам головы, — это идеал нравственного благородства.
Нет! Я не хочу осуждать и сравнивать совершенно разные народы и религии. Каждому своё. Везде есть хорошие и плохие люди. Но, писатель именно сравнивает эти несовместимые понятия. И сравнения не в пользу русских, не в пользу православной религии. Есть уж совсем утрировано, то, получается, что Россия и христианство — плохо, а, Афганистан и ислам — хорошо.
И его идеал — Коля-Абдалла Иванов — по-сути, предатель вдвойне. Продал и Родину и свою веру. Как там у Гоголя в «Тарасе Бульбе»? — «Так продать? Свою веру? Своих товарищей?..»
В чужой монастырь со своим уставом не ходят! И с высоты табуретки учить односельчан высоким заповедям смешно. И, наверное, если ты — Абдалла, то и жить тебе нужно в горном кишлаке, а не в российской деревне. Поэтому, для меня этот герой — крайне отрицательный.
Такая вот, для меня, мерзкая книга. Я не отрицаю, что написана она отлично, но идеи, которые она несёт читателям, очень нехорошие.
Гризельда, 2 октября 2015 г.
Типичный русский артхаус – семья бухает, соседи бухают, вся деревня бухает, да и вообще Россия вся бухает. Один мусульманин не бухает. Отчего и случаются все сюжетные конфликты. Были призрачные попытки завязать конфликт на религии или трудолюбии Абдуллы, тогда как все вокруг него православные бухающие лентяи, но всё равно почти все проблемы скатываются к водке. Кульминационное событие и вовсе возникает из неоткуда, без веских причин (рассказ антагониста – единственное объяснение, да и то довольно неубедительное) и завязано на религии так же как детсадовская сказка на правилах дорожного движения – хорошо, с моралью, но по детски наивно.
Mishel5014, 24 мая 2017 г.
Отличная повесть, правда, очень грустная и тяжелая. Традиции Шукшина и Можаева — добротная деревенская проза. Очень необычный взгляд — ГГ — обычный хороший русский парень — приходит к Богу через войну и переход в другую веру.
И оказывается «белой вороной» в родном селе — пьющем, вороватом, озлобленном «реформами» 90-х.
Многое показано на надрыве, гиперболизированно — но задуматься заставляет. «Можете не верить, можете не молиться — но тогда в души придет Сатана. И будет плохо!» — бриллиантовая мысль. А то, что в книге во всей красе показаны «свинцовые мерзости русской жизни» (Горький) — так как от них избавиться без правдивого взгляда на жизнь?
Книга поднимает много сложных философских вопросов — о своих и чужих, о вере и безнадежности попыток исправить жизнь. Очень здорово описаны женщины — добрая мать героя и шалапутная Верка.
Экранизация повести — высший балл, без отсебятины и с талантливыми актерами.
Очень и очень достойная вещь.