fantlab ru

Деннис Уитли «The Ka of Gifford Hillary»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

The Ka of Gifford Hillary

Роман, год

Входит в:

— антологию «The Unspeakable People», 1969 г.



Издания: ВСЕ (6)


Издания на иностранных языках:

The Ka of Gifford Hillary
1956 г.
(английский)
The Unspeakable People
1969 г.
(английский)
The Unspeakable People
1969 г.
(английский)
The Unspeakable People
1974 г.
(английский)
The Unspeakable People
1975 г.
(английский)
The Ka of Gifford Hillary
1979 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В одном из прошлых комментариев к Деннису Уитли я обратил внимание, что в его библиографии присутствуют четыре книги, в которых преобладает фантастическая составляющая. Что ж, настал черед ещё одной из них — «Ка Гиффорда Хиллари» (1956). Правда, некоторые издатели относят эту книгу к оккультным, но считать так не совсем верно — ни одного обряда или упоминания черной магии здесь нет... После выхода роман был признан успешным и хорошо продавался — возможно, из-за своеобразного изображения главного героя после физической смерти — его дух «ка» хоть и ограничен в подвижности, но способен летать, подслушивать чужие разговоры, проникать сквозь стены и твердые предметы. Тем удивительнее, что к данной тематике автор больше не возвращался. В качестве приближенных аналогов могу вспомнить (из раннего) — малоизвестный роман смоленского эмигранта Масловского «Vous qui n'avez jamais été tués» (1951); а из позднего — сценарий к фильму «Привидение» (1990) Джерри Цукера. И вроде бы что-то похожее описывал некогда раскрученный товарищ Карлос Кастанеда... Но почему же именно «ка»? А не просто призрак или фантом? Уитли еще с середины 30-х годов интересовался Египтом, известно, что у него хранилась бронзовая фигурка Ка, а также статуэтка воскресшего бога Осириса... Структурно роман далеко не прост, моё отношение к нему несколько раз менялось по ходу сюжета. И начинал читать его я еще года два-три назад, но тогда увяз на одной из ранних глав — события развивались уж очень медленно. Там же от лица высокопоставленных персон разбираются вопросы стратегического планирования (в главе, которую сам автор — виданное ли дело для беллетриста- советовал пропустить читателям...). Десятилетие черчиллиевской фултоновской речи; или, как знать — может автору захотелось пристроить кусок неопубликованной документалистики: с обсуждением «советского блока, чьи силы направляются единой волей, а не разделенными советами многочисленных правительств...».

Кратко о завязке. В результате абсурдного семейного происшествия 42-летний кораблестроитель, бывший офицер R.A.F Гиффорд Хиллари оказывается вовлеченным в любовный треугольник с фатальным концом. Он погибает от действия новейшего изобретения профессора Эванса, позарившегося на прекрасную супругу соперника, развратную красавицу из древнего семейства ла Стренджей по имени Анкаре. Воистину, существование верных жён в книгах Уитли — нечто из разряда фантастики, таковые у него не водятся... Кстати, раз мы на сайте по фантастике, необходимо уделить пару строк профессорскому изобретению — это аппарат, вырабатывающий т.н «лучи смерти» (для 50-х звучит немного устаревше, да). А ранее Эванс разработал противотуманную рассеивающую машину со схожим принципом. Очевидно, для замысла Уитли это устройство необходимо было только для одной цели — выбить «дух» из тела, позволить «ка» выйти наружу. И с этой точки зрения его решение выглядит удачным, хотя и старомодным по сути. В завершение искрометной завязки: возмущенная Анкаре избивает тщедушного ученого до смерти стальным жезлом и подделывает важную прощальную записку. Меж тем в конторе Гиффорда зреет скандал — ведь навязанное им решение об отмене проекта по разработке лодок E-boat грозит проблемами...

Смотреть, как твой труп сообщники в сумерках бросают с пирса в ледяную воду, а после всплытия хоронят и погружают в гроб — это «такое себе» удовольствие. Но главному герою приходится претерпеть не только это. Редкий случай — Уитли примеряет на себе шкуру социального писателя. Его герой занимается вуайеризмом — заглядывает в трущобы Ноттинг-Хилла и Фулхема, полные разврата, нищеты, и прочих свойств 50-х гг... В одном случае старик Уитли изрядно порадовал своей неувядающей молодецкой удалью — когда Гиффорд подглядывает за симпатичной девкой по имени Дейзи, обладающей паранормальными способностями. Призрачный «ка» повторяет: «Посмотри на меня! Посмотри на меня!» — и происходит это почему-то как раз тогда, когда та снимает трусики, релаксируя после сложного дня. «Вдруг Дейзи повернула голову и посмотрела в мою сторону. Она не испугалась, но на ее красивом лице появилось раздраженное выражение. Я был уверен, что мне удалось проделать свой трюк и она меня видит. Через секунду она подтвердила мою уверенность, резко потребовав: «Что вам угодно?»...»

Гиффорд понимает, как был несправедлив к детям от первого брака: сын — балбес, да ещё и коммунист (!), дочь — проститутка. А с точки зрения сверъестественных элементов напрашивались два вопроса: 1) почему Гиффорд не видит себе подобных (объяснение будет не вполне вразумительное); 2) как скоро он найдет «проводника» — медиума, экстрасенса и т д. для общения с внешним миром. К чести автора, он не стал упрощать себе задачу — новый мир подчиняется определенным правилам; равно как хорошо и ограничение, наложенное на перемещения героя — меру нужно знать во всем. А вот с т.зр. криминалистики автор никак не объяснил факт ненахождения отпечатков пальцев на орудии убийства — спрашивается, ежели человек сам признался в том деянии, почему тогда его отпечатков нет?..

Впечатляюще написан многостраничный эпизод, напоминающий давние рассказы о погребенных заживо — о том, как Гиффорд Хиллари тщетно пытается выбраться из гроба. Положение усугубляется, когда поверх него ставят другой гроб. Недаром Питер Хайнинг включал этот драматичный отрывок в свои антологии ужасов — под говорящим названием «Гроб»...

«До меня вдруг дошло, что теперь я никогда не прочту «Элегию» Грея, не увижу мавританский шедевр архитектуры Альгамбру в Гранаде, не полюбуюсь со Стоунхенджа восходом солнца в летнее утро...». [Здесь хочется заметить — попроще бы желания надо иметь — тогда и ощущение потерь будет меньше...]. И всё таки, несмотря на вышеназванные ужасы, это — хорошая книга — с ощущением сентиментальности и чего-то доброго, сердечного. Ведь будучи в том «состоянии» (трудно подобрать верный термин...) в котором пребывал Гиффорд Хиллари, он не остался безличным, а продолжил принимать невидимое участие в судьбе своих близких — многих простил, многое понял.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх