Борис Орешкин «Меч-кладенец»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 5 сентября 2020 г.
Отличная повесть для детей и подростков.
Впрочем, перечитывая эту книгу, я думал, что впечатления будут уже не те, что много лет назад, когда в первый раз открыл это произведение. Но, нет, по-прежнему, захватывающая историко-приключенческая повесть. Интересна и для взрослого читателя.
Автор в увлекательной и легкой манере знакомит читателя с бытом древних славянских племён. Похоже на произведение В. Иванова «Русь изначальная», но, все-таки, в более «юношеском» варианте.
Приключения, сражения, охота и быт.
Вместе с этим, как и в классическом рассказе Д. Лондона «Сила сильных» — рассматриваются многие социальные аспекты.
Да, конечно, все несколько наивно. И, главный герой, простоватый, как ребёнок, могучий, как богатырь, и, вместе с этим, по-детски, честный, справедливый. И, период, когда «каменный век» сменяется «бронзовым», затем — «железным веком», никак не может уместиться в несколько лет, в которые происходят события повести.
Но, книга для подростков.
Мало кому в школе интересно читать учебник, или, «Повести временных лет...». Но, как здорово, отправиться в неизведанные земли вместе с героями книги! Ну и, заодно, в ненавязчивой манере, познакомиться с бытом и обычаями славянских племён.
В детстве зачитывался этой повестью. Перечитал — отлично пишет автор!
Seidhe, 15 марта 2017 г.
Я должен признаться сразу — повесть Бориса Орешкина «Меч-кладенец» была одной из самых любимых книг моего детства. Во многом благодаря именно этой тоненькой книжке с невзрачной обложкой я увлёкся историей, что во многом определило в дальнейшем выбор ВУЗа, что, в свою очередь, повлияло на всю мою дальнейшую жизнь, поэтому вы должны понимать: я попросту не могу быть беспристрастным. Вступление закончено.
Повесть — великолепна! Это восхитительная история молодого парня по имени Вел, уроженца одного из лесных племён Восточной Европы. О времени и месте действия повести — несколько позже, а пока давайте обратимся к сюжету. Молодого охотника Вела в компании нескольких соплеменников племя венов отправляет на торжище, за солью. Но ближайшие соседи — племя урсулов — на торжище не являются. Не желая возвращаться в свой род без соли, двое молодых охотников, — Вел и его лучший друг Бал — с позволения старших, отправляются в земли урсулов, чтобы обменять свои меха на соль. А дальше начинаются головокружительные приключения... Незнакомые земли и встреча с кочевыми племенами, люди которых ездят на «безрогих лосях», пленение Вела и его рабство в условно античном городе, дерзкий побег и сражения с кочевниками, долгое возвращение в родные земли и постижение секретов примитивной металлургии, изменившиеся за время отсутствия Вела устои жизни... Ну и любовь, конечно же!
Я намеренно буквально несколькими штрихами наметил сюжет, дабы не портить никому удовольствия от чтения, если вдруг кто соберётся, потому что повторюсь — «Меч-кладенец» того стоит. Мало того, что это увлекательная приключенческая повесть, она ещё и очень хорошо написана. Не могу сказать, сколько раз я читал её в детстве (но раз пять — точно!), но когда взялся за неё пару недель назад, с удивлением обнаружил, что я помню не просто сюжет, я практически наизусть помню целые абзацы! А читал я её последний раз явно больше, чем двадцать лет назад. Кроме этого, в издании 1978 года были ещё и весьма запоминающиеся иллюстрации, комплект которых я, не удержавшись, разместил здесь, на сайте, в карточке издания — вдруг кто-то именно по картинкам вспомнит эту незаслуженно забытую повесть и решит понастальгировать?
С чего бы столько восторгов от не особо известной и популярной повести? — спросите вы. Всё дело в том, что в увлекательной и по-настоящему понятной форме, Борис Орешкин смог показать, пользуясь словами автора послесловия, доктора исторических наук М.Г.Рабиновича «тот сложный процесс, который пережило в более или менее отдалённые времена всё человечество, и которое историки называют процессом распада, разложения первобытно-общинного строя». И с этой точки зрения, повесть вообще выше всяческих похвал. На протяжении всех своих приключений и странствий выросший в совершенно иных условиях Вел так и не смог до конца понять сути рабства и индивидуалистического подхода к жизни, не понял значения денег и предметов роскоши, не смог осознать свершившегося факта зарождения прослоек знати и профессиональных военных. Один из разговоров Вела во время сборов на торжище с Криссом, беглым рабом, которого он спас от голодного медведя, я вообще запомнил на всю жизнь:
"— Разве мы плохо живем?
— Можно лучше! Я знаю дорогу в другие земли. Поедем туда, мех повезем, много денег будет у нас.
— Денег? Что такое деньги, Крисс?
— Долго говорить. Ты не поймешь. Такие кружочки светлые. На них все менять можно: мех, соль, бронзу, оружие, много одежды всякой.
— Человеку нужны только две одежды: одна промокнет — другую надеть можно. Зачем третья? Разве пойдешь на охоту в двух, трех, четырех штанах и куртках? — И Вел, рассмеявшись, хлопнул Крисса по плечу: — Ладно! Идите в лес, стройте себе хоть пять отдельных жилищ. Кто вам мешает? Пусть Геда тебе пять одежд сошьет, Крисс. Ходи в них, если так хочется!»
И пусть общество племени венов может показаться сегодня несколько идеализированным, придираться к мелочам совсем не хочется. Потому как, допуская некоторые художественные вольности, Борис Орешкин смог создать не только увлекательное, но и весьма поучительное произведение, которое вполне может помочь подрастающему поколению понять и осознать некоторые исторические процессы.
В заключение, хотелось бы вернуться к месту и времени действия повести. Учитывая множество определённых примет и намёков, читатель легко ощутит себя в лесах Восточной Европы, в южнорусских степях, на берегах Чёрного моря или Каспия. И вновь слово М.Г.Рабиновичу: «Ещё сложнее со временем. Я уже сказал, что в рабовладельческом городе видится город греческий. <...> Такие города существовали в первом тысячелетии до нашей эры (примерно с VII века) и в начале нашей эры, то есть 2-2,5 тысячи лет назад. Но ведь племя Вела живёт ещё в бронзовом веке. Оно не знает железа и широко пользуется каменными орудиями. А такие племена жили в нашей лесной полосе значительно раньше — 3-4 тысячи лет назад. В первом тысячелетии до нашей эры повсюду в Восточной Европе уже наступил железный век». Далее сказано ещё много, но основная мысль автора послесловия в том, что Борис Орешкин писал прежде всего художественное произведение, а не научный труд, поэтому он дал возможность встретиться людям разных исторических эпох и социальных моделей, которые в реальности встретиться никак не могли, но при этом автор «нашёл для каждой эпохи очень точную характеристику, дал её в ряде деталей, как бы выделенных крупным планом, нарисованных сочными штрихами». Результат — впечатляет. Причём он впечатлял меня в детстве, но ничуть не менее впечатляет и сейчас. А вопросы столкновения племён Восточной Европы, среди которых наверняка были и предки славян, и тогдашнего «цивилизованного» мира стали моим увлечением на всю жизнь.
Поэтому я не буду дальше расточать восторги по поводу повести «Меч-кладенец». Просто советую потратить вечер на чтение данной книги, благо оба издания были изданы немалыми тиражами, а объём у неё совсем небольшой. Ну а если вдруг у вас имеются дети лет 12-15, интересующиеся историей, от души советую предложить эту книгу им. Вдруг она станет толчком к их увлечению историей родного края, как это случилось со мной? Страшно подумать насколько давно это случилось, а книга-то ведь запомнилась... =)))
Оценка — 10, и жаль нельзя поставить 11.