Рэй Брэдбери «Диковинное диво»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Уилл и Бен скитаются по США, стараясь заработать себе на жизнь, а следом за ними ездит Нед, который всегда успевает вырвать лакомый кусок из их рук. Однажды Уилл и Бен находят дивный мираж — город, который каждый видит по-своему...
Входит в:
— антологию «The Worlds of Science Fiction», 1963 г.
— сборник «Механизмы радости», 1964 г.
— журнал «Искатель 1965'2», 1965 г.
— антологию «Проклятая книга», 1991 г.
- /языки:
- русский (36), английский (7), болгарский (1)
- /тип:
- книги (40), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- А. Балбек (1), Л. Жданов (27), А. Оганян (2), Л. Цекова-Маринова (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 7 июня 2024 г.
Один из самых любимейших рассказов Рэя Брэдбери, который всегда поднимает настроение. Он о том, что чудеса существуют и можно созерцать волшебство в реальности, только если вы сам по себе романтик и восприимчивы к подобному, или даже так: искренняя вера и чистота помыслов могут буквально спроецировать материализовавшийся из воображения «воздушный замок».
Так парочка скитальцев неудачников из рассказа таскаются всё по миру, никак не разбогатеют, чтобы где-то осесть. За ними то и дело следует циничный и приземлённый проныра, стоит героям начать новое дело, как этот злорадный негодяй идёт наперекор. С участью лузеров они вроде смирились, но всё ли так безнадёжно? Друзьям нравится само путешествие к цели, они умеют насладиться звёздным небом!
Так вот, наткнулись скитальцы неудачники на мираж в пустыне и что то был за мираж – каждый из зрителей, находясь рядом с героями, видел то, о чём мечтал! Тут как тут появился враг и отжал «участок», только впервые понимает, что проиграл. Рядом с ним люди не видели чуда и требовали вернуть деньги у обманщика
Darth_Veter, 30 января 2024 г.
Уилл Бентлин вместе с Бобом Гринхиллом колесят по Америке, пытаясь найти себе достойное призвание и пристанище. И не находят его по вине «злого гения» Неда Хоппера, следующего за ними, чтобы вырвать попавшую в чужие руки «птицу счастья». Эта погоня продолжается до тех пор, пока за одним неприметным поворотом в пустыню Бобу мерещится нечто призрачное и прекрасное одновременно... Это рассказ о мечте, которая наконец-таки стала реальностью. Как известно, поймать свою птицу удачи не так-то просто. Во-первых, потому, что она весьма пуглива и, как поет «Машина времени», «не верит людским рукам». Во-вторых, она дает лишь удачу, а как ей воспользоваться — никаких инструкций нет. Поэтому думать приходится самому. Вот и двум друзьям из новеллы Брэдбери тоже приходится размышлять, как им дальше быть. Впрочем, любому американцу перво-наперво приходит мысль «монетизировать» любую пришедшую в голову идею. Так что герои не особо мудрствуют на этот счет, в буквальном смысле продавая мечту (точнее, видение о ней) за звонкую монету. Меня, воспитанного на идеалах коммунизма, подобное, конечно, коробит — нельзя же всё на свете измерять только деньгами! Но мир капитализма именно таков: если не ты извлечешь из своей идеи деньги, это тут же за тебя сделает кто-то другой. Такой, как Нед Хоппер. Если вы думаете, что это просто аллегория, то приведу вполне конкретный пример. Кого на Руси считают изобретателем радио? Правильно — Александра Попова. А на Западе? Тоже верно — Гильермо Маркони. А почему так? Да потому, что Попов так и не смог получить свой патент, хотя и сделал открытие раньше соперника. А патент — это та же собственность на землю, с которой герои рассказа наблюдают свой призрачный город. Не купил ее — не имеешь право брать с проезжающих мимо людей деньги. Правда, в отличие от Маркони, Хоппер своей птицей удачи воспользоваться не смог (спасибо автору за такой вот ненавязчивый «рояль«!). Но в жизни чаще всего бывает как раз наоборот: деньги и слава зачастую приходят не к тем, кто их заслуживает. Тот же Маркони больше ничего полезного сделать для общества не смог, в силу чего дал повод людям заподозрить себя в обычном плагиате. Как и небезызвестные братья Райт, построившие свой самолет с чужих чертежей. Жуковский всё рассчитал и опубликовал, а вот модель толковую построить не смог — денег не хватило. Зато их с избытком было у американских братьев. Недаром говорят, что у птицы удачи переменчивый характер! Так что отсюда мораль: до тех пор, пока ты собственноручно не реализуешь свою идею, не говори о ней никому! Ибо даже твой родной брат может предать тебя ради будущих дивидендов.
-----------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, как двое пилигримов не только смогли увидеть в пустыне призрачный город, но и сделать на его основе выгодный для себя бизнес. Принцип капитализма в действии: «В мире не существует та вещь, которую нельзя продать!»
amak2508, 14 июня 2021 г.
«Чувство прекрасного доступно только людям с чистой душой» — мысль далеко не новая. И, надо признать, эффектная и где-то даже красивая. Только вот вряд ли она соответствует действительности :).
Впрочем, это совсем не помешало Мастеру сделать на её основе прекрасный рассказ. Идея чудесного миража, который видят далеко не все, вроде бы совсем проста, но как нельзя лучше отражает ту мысль, которую автор хотел донести до читателя. Ну а сделать это повествование и интересным, и эмоциональным, и красивым — это уже заслуга таланта писателя.
Кстати, интересно, что в соответствии с текстом произведения, а значит и по мнению Брэдбери, в мире не так уж и мало людей с «чистой душой» :).
vfvfhm, 20 июня 2021 г.
Одно удовольствие читать рассказ о непрактичных американцах, фантазерах и бессребреников. Погоня за наживой не иссушила их души, а напротив, оставила дух первопроходцев и открывателей нового и чудного.
Брэдбери легко и ненавязчиво напоминает нам, что подавляющее большинство чудес Вселенной — например, миллиарды галактик со всем их невообразимым содержимым — существуют просто так, без всякой пользы. С этим нужно смириться и получать удовольствие от самого факта их существования.
Способность человека любоваться красотой, восхищаться ею — это и есть настоящее дивное диво. Например, этим замечательным рассказом.
dxbckt, 26 июня 2020 г.
Очередной раз убеждаюсь что настоящему мастеру не нужен «экшен» и прочая «движуха» что б по настоящему оживить рассказ и сделать так «что бы он заиграл множеством красок»...
По большому счету — в данном рассказе опять ничего не происходит: здесь только дается небольшая характеристика 3-героев и описание всей их немудреной жизни... 2-х странников (которых можно охарактеризовать коротким словом «неудачники») и 1-го «хитро... сделанного» типа который со всего умудряется получить выгоду.
С одной стороны «неудачников» жалко, с другой стороны понимаешь — что они гораздо больше свободны (чем их более успешный собрат). Первое что приходит в голову, читая этот рассказ — что это вечная тема справедливости (справедливого воздаяния) и что всякий обман рано или поздно будет наказан. Но при более «детальном размышлении» понимаешь что справедливость тут вовсе не является конечной целью, да и не факт что она по итогу «восторжествует»... На мой субъективный взгляд этот рассказ немного о другом... о некой «полярности душ»... о том к чему (ты) больше относишься «к плюсу» или к «минусу»... И в зависимости «от Вашей принадлежности» Вам даны такие бесполезные способности «видеть мираж» (там где его нет), либо возможность «увидеть кеш» на пустом месте...
Что тут для кого важней — решает каждый сам для себя, но (по автору) данный выбор определяет Ваш взгляд на мир... (увидите ли его его глазами ребенка или... хапуги). В общем — как говорится «выбирай и обрящешь»... но потом «не жалуйся»))
artem-sailer, 2 декабря 2020 г.
Очень интересный рассказ, написанный в такой простецкой манере.
Есть два предпринимателя-неудачника, у которых порядочность и человечность всегда стоят выше коммерческой сноровки. Собственно, вероятно, поэтому их начинания, как правило, заканчиваются неудачей. И есть их конкурент-антипод, делающий деньги на эксплуатации их задумок и идей. Что бы те ни придумали, деляга их опередит, оставив ни с чем, заставив сниматься с места и искать что-то новое.
В рассказе же провозглашается, что не это главное. Есть что-то превыше материальной выгоды. И в конечном счёте те два парня (а на самом деле ребята уже в годах), вероятно, находят своё счастье в том, чтобы «всем и бесплатно».
Хороший, жизнеутверждающий и светлый рассказ.
AlisterOrm, 8 октября 2017 г.
Быть может, дело в Таланте и Корысти, но мне кажется, что всё-таки дихотомия здесь чуть-чуть другая.
Я уже примерно понял, что именно выражал Брэдбери в своих рассказах, по крайней мере, в 1960-е. Это рассказ о Воображении, Чувстве, попросту о Мечте. И даже неважно, что за место посреди Аризоны нашли эти два битника, и как работает сей «The Machineries of Joy», важно, что общущает читатель, погружаясь в текст. Да, приятный такой миракль, и каждый видит город своей мечты, где бы он хотел жить, куда он исподволь стремится...
...но есть и те, кому мечта недоступна.
Вот и весь смысл. Рассказ, на самом деле, довольно таки прост.
A.Ch, 14 августа 2016 г.
Колесят по стране не то искатели приключений, не то герои — воспитанные джентльмены из рассказов О.Генри, не то ненашедшие счастья чудаки и ищут, ждут, пробуют и пытаются стать пусть не богатыми, но чуть более уважаемыми людьми. Или просто найти спокойствие. Но только часто там, где собираются светлые мысли о Светлом будущем, оказываются тёмные намерения.
О мечте. О той, которую не купишь и не продашь. О той, которая зовёт и убегает. Город, которого нет, но он есть.
Также это рассказ о том, чтобы увидеть главное, нужно быть ярче и добрее внутри.
primorec, 2 октября 2012 г.
Если Вы по-прежнему радуетесь Жизни: прозрачному осеннему утру и яркому закату, облакам, плывущим в голубой вышине, звездам и ночном небе, дождям — мелким моросящим и ливням, и даже серым туманам, значит, и у Вас шанс увидеть Дивное диво — такое как предстало однажды перед двумя чистыми душой, но очень невезучими стариками.
Уилл и Боб — тридцать лет вместе, тридцать лет неудач: все, за что не берутся — исчезает в карманах их вечного преследователя Неда. Они найдут золотую жилу, а денежки потекут в карман Неда. Они откроют новое и светлое — Нед все испортит жадностью и завистью. Вот и мотается по Свету эта троица: одни бегут, другой — настигает. Так оно и происходит часто в жизни: что одни открывают и созидают, другие тут же отбирают и разрушают.
Два старика — чистые души, уставшие путники, чуждые зависти и алчности. Для таких Судьба бережет свой чистый прозрачный родник, к которому припадают жаждущие. Дивный сон, прозрачный мираж, в котором каждый увидит свое, самое сокровенное и прекрасное. «Умный человек зачерпнет стакан, освежится глотком и поедет дальше», с новой силой наслаждаясь жизнью. А жадный... Ему вообще не дано этого увидеть!
Маленький шедевр от Мастера рассказа: о чистоте и пороке, таланте и корысти, созидании и разрушении. Несколько страничек Чуда, оставляющих в душе светлую надежду: может и мне повезет, и, вглядевшись в горизонт, увижу «воистину диковинное диво -Пещерный лед и солнца переливы».
Groucho Marx, 23 января 2016 г.
Нарочито добрая история ни о чём. Рей Брэдбери написал рассказ на своём умении писать рассказы, на голом мастерстве, без всякой дополнительной мысли.
Лесть читателю: читателя как бы приглашают в инклюзивный Клуб Бескорыстных Визионеров, попутно бросая гневное обличение Бездушному Миру Чистогана. Все существительные как бы поданы с Больших Букв, чтобы читатель ощутил грандиозность Замысла. Разумеется, читательское сердце радостно распахивается навстречу такой лести, всякому хочется на минутку почувствовать себя беспечным бродягой, для которого Мир полон Чудес. Но это чистая манипуляция, подтасовка.
Не говоря уже о том, что о бродягах, колесящих по задворкам Америки, до Брэдбери уже написал Стейнбек, бродяги эти, «перекати-поле», отнюдь не так прекраснодушны, как в рассказе «Диковинное диво». Да и вообще — что это за странный образ жизни для парочки стареющих мужчин, катить куда глаза глядят в полугрузовичке по пыльным дорогам, пробавляясь попрошайничеством и подённой работой? Это высокодуховно только в подобных рассказах, в жизни бомжи вызывают немножко другие чувства. Да, по сути этот рассказ — апология дауншифтинга, но сам-то Рей Брэдбери предпочитал жить в своём доме, питаться в хорошем ресторане и носить чистую одежду, так что его умиление над двумя бродягами немножко неискреннее, рассчитанное на сентиментальность читателя.
Впрочем, спасибо Брэдбери за то, что благодаря этому рассказу Уильям Гибсон написал замечательную, глубокую и яркую новеллу «Континуум Гернсбека», где эту же ситуацию обыграл намного более сложным образом.
alex2, 7 апреля 2008 г.
При прочтении этого рассказа меня посетило видение. Вот что мне явилось...
...По жизни путешествует Талант. Божий Дар. Золотые ли это руки или великий ум, мастер ли слова или живописец, целитель ли тела или души — не рассмотреть. Ему всё равно, в какие одежды он одет, нет разницы, обут ли или босиком, и обиталище его — не дом а Мир. Его мятущаяся душа не находит покоя, она занята вечным поиском. Она способна родить нечто невиданное и неслыханное доселе — Чудо. Что это? Картина ли это, на которую смотришь не глазами — душой, или книга, которая изумляет и меняет взгляд на жизнь, музыка, что растворяет в себе без остатка, пленит душу и заставляет её звучать в резонанс? Что-то другое? Впрочем, Чудо не может выглядеть одинаково для всех. Чудо — оно для каждого своё. Просто оно пробуждает самые светлые чувства, самые чистые мысли, самые добрые дела. Вот поэтому оно и Чудо.
Но по пятам за Талантом следует Корысть. Если она будет на мотоцикле — то на самом новом и дорогом, если на машине — то самой последней модели. Её одежды прекрасны, её дом — самый большой. Именно это для неё — самое главное. Ради этого она живёт. И ещё она может убить Чудо.
-Зачем ты душу рвёшь?- нашёптывает она Таланту из-за левого плеча. — Зачем рисуешь прекрасную картину, рисуй лучше комиксы! Зачем ты мучишь себя над новой книгой — напиши лучше ещё три продолжения предыдущей, она ведь так всем понравилась! Не рви из своего сердца ноты прекрасной музыки — вполне сгодятся и мусипуси! Добавляй своего Чуда понемножку, зачем отдывать всё сразу? Растворяй, растворяй сильнее! Чуда хотят? Пускай платят побольше!
И если Талант прислушается к этому шёпоту — Чудо умрёт. А Талант, некогда чистый и светлый, сам станет Корыстью. Он, обрюзгший и растолстевший, будет сидеть в мягком кресле своего огромного дома, возле которого — самые новые и дорогие машины и мотоциклы, яхты и самолёты, и ничто кроме этого уже не потревожит его душу, и если он даже решит снова выйти из дому, разбуться и пройтись как раньше по траве — то его будет сопровождать верная охрана от людей, и никогда ему уже не дать миру ещё одно Чудо.
Бывает и так. Хорошо, что бывает по другому. Никогда Корысти не догнать Талант Брэдбери. Чистая, словно детская душа — вот что должно быть у человека, способного увидеть Чудо и явить его нам. У вас осталось что-то от этой души? Вы можете узреть Чудо?
Iricia, 20 сентября 2011 г.
Слова здесь по-моему излишни. «Мечтательный» рассказ. История, рассказанная автором привлекает и заставляет задуматься... о чем? О жизни, как бы это громко не звучало, быть может, о поисках, о миражах — жизненных и чудесных, о том, что «жизненные» миражи(богатство, власть и прочие) порой могут быть опаснее реальных, о том, что проводя жизнь в погоне за счастьем, можно разучиться его видеть, а вместе с ним красоту и прекрасное... и еще о многом: о чистых душах, о вере, о фантазии. Каждый может углядеть свое, как в том самом диковинном мираже, о котором говорится в рассказе. Что видите вы?
sham, 12 февраля 2010 г.
Отличный рассказ. От рассказа просто физически ощущается тепло и сияние от хороших и чистых душой людей. Несмотря на то, что сюжет угадывается практически сразу, рассказ не оставляет равнодушным: описания испытваемого счастья людьми Увидевшими и изъяны во внутреннем мире Слепцов переданны просто первоклассно!
Дай бог, чтобы как можно большее колличество людей смогли бы увидеть город с этого утеса. Хотелось бы думать, что ты тоже среди них...
ivan2543, 18 июня 2009 г.
Брэдбери из всех человеческих способностей более всего ценит воображение. В этом рассказе воображение и способность мечтать выступают мерой духовности человека. Невероятный мираж может показать каждому город его мечты. Только главное – верить. Неверие, даже чужое, рождающее сомнения – убивает мечту. Два друга понимают – нельзя торговать миражами, воображением. Делец, который попытался этим заняться, чуть не погубил чудесный мираж.
Отчасти это рассказ о творчестве. Творческий человек должен быть бескорыстен, ведь невозможно мечтать и верить ради денег. Торговля талантом убивает его. И тот, кто не верит в свои миражи, не сможет показать их другому.
Adiga-man, 17 сентября 2010 г.
Красивый и поучительный рассказ. Как всегда, у Брэдбери идея не лежит на поверхности. Нужно её самому увидеть. А рассказ добротный. Два пожилых человека хотели сделать деньги на том, что могло осчастливить многих людей. Но они во время поняли, что не в деньгах счастье, а в чистоте души.