Юлиан Семёнов «Дипломатический агент»
- Жанры/поджанры: Реализм | Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ) | Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Книга представляет собой повесть о человеке удивительной, трагической судьбы — одном из первых русских востоковедов, Иване Виткевиче. Повесть о человеке, которого высшие сановники царской России считали государственным преступником; агенты лондонского Интеллидженс сервис — блестящим русским разведчиком; мудрый Гумбольт и гениальный Пушкин — замечательным ученым. А люди Кара-Кумов и снежного Гиндукуша знали, что Виткевич — человек зоркого глаза, большого ума и доброго сердца.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 24 августа 2022 г.
Первое большое (относительно) произведение. Огромный соблазн рассматривать эту повесть с высоты «Семнадцати мгновений весны», «Противостояния» и других произведений автора – но тогда всё становится совсем печально. А с другой стороны, стоит ли делать скидку на то, что произведение у автора первое? По такому принципу спортсмену, впервые участвующему на олимпиаде, нужно как минимум давать бронзовую медаль, и не важно, что до финиша он не добежал. А Семёнов тут, откровенно говоря, поломал себе ноги прямо на старте…
Глядя на повесть с высоты более поздних произведений, обманываешься дважды. Обманывает броское название. Шпионской игры тут нет. И дипломатической, по большому счёту, тоже. И обманывает сама история – поглядишь на краткое жизнеописание главного героя и за голову схватишься, от реального Ивана Виткевича тут только рожки да ножки. Где его продвижения по службе, довольно лихие, кстати? Где участия в вооружённых столкновениях с бандитскими шайками киргизов? Где освобождение русских пленных в Бухаре? Где… А, впрочем, сами прочитаете его хоть коротенькую биографию, чтобы удивиться потом, а где в романе Семёнова «это вот всё»? И уж тот ли это Виткевич?
Тот, да не тот.
Биографический роман – дело тонкое. И без акцентов, что лежаться на существующие лица как тени, либо как свет, в них не обойтись. Но с идеологией можно и заиграться. Можно (на сама деле, нельзя, но эта повесть доказывает, что можно) заиграться так, что реальная история проваливается в эдакую альтернативную. Но это не плюс автора, а минус. Это значит, что его умения не хватает, чтобы играть тоньше. Он, по сути, плюёт на всё кроме идеологической стороны. В определённые моменты истории с этим можно далеко пойти. Но можно ли этим гордиться?
И вот кастрированный автором Виткевич превращается в несчастного юношу, Иванку-дурака, чья сила – только любовь и честность. И вот страдает он под царскими начальниками (типичный набор – дураки-министры, садисты-офицеры, сластолюбцы-жандармы… со всеми борется… ну, не он, а его дух). Спасают только друзья – декабристы, сосланные интеллектуалы, Гумбольдт (у которого он был переводчиком, а не просто прорвался вопреки приказу, чтоб поболтать о всемирной свободе), солдат Ставрин (читай «простой народ»), генирал-батюшка Яновский (с женой которого герой потом, кстати, спит, но не с целью потом жениться), генерал-губернатор Перовский (на самом деле, Виткевич стал его адъютантом только после возвращения из Бухары; да и сам Перовский-то хороший только потому, что почти декабрист… но и от него герой, кстати, отрекается, становясь в Кабуле «посланником России Пушкина, Глинки, Бестужева, Даля, Ставрина, Жуковского», но не Перовского!), и, конечно же, свободный бедный и честный простой народ Азии.
Всё бросается в топку идеологии, она накрывает весь роман, до неузнаваемости меняя факты. Эта повесть не про «Большую игру», и не про Ивана (Яна) Виткевича, который уже откровенно не тот Виткевич. Эта повесть про «свободу, равенство и братство», которыми тут пропитано всё хорошее и про «темноту перед рассветом». И всё это так навязчиво, что иногда начинает мутить.
Стоило ли оно того?
Ведь в какой-то момент не веришь в роман даже если и не сличать его с фактами.
Неужто автор не понимал, что превращая Виткевича во всепрощающего русского интеллигента (какого-то даже толстовского), в образ (поляк-русский-азиат), он аннигилирует и его и всю историю.
Итог (сугубо моё личное мнение):
Из хорошего – сочные описания природы, мелькающая восточная мудрость (вот прям «Дюна», которую недавно читал), галерея исторических личностей (которые говорят, правда, всё об одном – о свободе), яркий образ Перовского (видимо, получившийся из противоречия – вроде и «наш», но всё ж царский).
Их плохого – всё остальное.
Даже в «Википедии» история Виткевича интереснее.
(Не думал, что когда-нибудь это скажу).
Mishel5014, 14 июля 2020 г.
Это, кажется, одно из первых произведений Юлиана Семенова. И очень удачное для начинающего тогда автора — будущего классика советского шпионского романа.
Исторически-авантюрная история молодого шляхтича Ивана Виткевича изложена очень добротно и занимательно. Конечно, имеет место идеализация мотивов и действий ГГ, много удалого патриотизма, как-то слишком легко принял бывший шляхтич-повстанец новые идеи для продвижения Империи на Восток. Но, господа, это — СССР 1959 года! Для этого времени — очень и очень неплохо.
В книге есть и юмор, и приключения, и знание материала. Одни доносы сумасшедшего австрийца чего стоят.
Повесть — одно из произведений, посвященных Большой игре России и Англии в Средней Азии. Как мне кажется, любителям истории стоит обратить на нее внимание. Сам я на нее натолкнулся под влиянием одноименного стихотворения Льва Вершинина — тоже, кстати, весьма рекомендуется к прочтению.
Заслуживают внимания также переводы стихов афганских поэтов в конце книги. Очень достойно.