Мирослав Адамчик «Убийство на Рождество»
Шел 1936 год. Винцент Костровицкий встретил трех знакомых студентов по Виленскому университету и пригласил их отметить Рождество в имении дяди, не далеко от Друскеников. В ночь перед Рождеством снега навалило много, а около одиннадцати вечера находят труп Винцента. Невеселое получилось Рождество.
Входит в:
— журнал «Родник 1990`10», 1990 г.
— сборник «Забойства на Каляды», 1994 г.
— сборник «Карона», 2008 г.
- /языки:
- русский (2), белорусский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (1)
- /перевод:
- Н. Глобус (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SAG, 13 октября 2015 г.
Итак, шел 1936 год. И события, которые произошли в повести происходят недалеко от городка Друскеники (Друскенинкай, Литва). В землях, населенными белорусами, на то время входившими в состав Польши. Подчеркиваю это, потому что, мотивом убийства частично и является географическое расположение. Итак четверо студентов решают весело отметить Рождество, по калядовать, по веселится на природе, среди простых людей. Вечером разгорается религиозный спор, который вскоре утихает и все решают идти колядовать. Как один из гостей, Казимир Кушаль, замечает, что горит комната Винцента, где находят и его труп с проломленной головой. Не веря приехавшему следователю и прослышав, что в Друскениках отдыхает, знакомый криминалист-эксперт Бруно Чик, дядя Винцента приглашает его приехать в имение и разобраться в преступлении. Ведь в деле замешан и сын влиятельного соседа барона Пляттера. И так за дело берется Бруно Чик. Не вдаваясь в подробности, где подозреваются все ( ведь не даром автор создает эффект закрытого пространства), но в особенности- по фактам Казимир, взявший алебарду, которой убили Винцента, а потом и мажордом Рафал, который оказывается сводным братом убитого и отсюда мотив наследство, а затем и смерть Казимира Кушаля. И Бруно распутывает ниточки и выявляет истинного убийцу. Оказывается, что смерть Винцента, это, как-бы прикрытие истинного мотива, убрать Казимира. И мотив в том, что как уже писал ранее, трое студентов создали общество по воскрешению истинной религии для белорусов, религии предков, религии и политики должной воскресить идеалы Великого княжества литовского. И вдруг один из них скрытно, сам создает свой манифест, стремясь стать новым мессией для белорусов. Второй (имя специально не называю), не стерпев конкуренции, готовится убрать соперника. Тут и находится и место, и повод подставить его и возможности совершить преступления.
Понравились последние строчки о убийце, который при аресте, убивает следователя и бежит. И Бруно случайно встречает его в 1944 году, в Вильно, когда город почти освобожден Красной Армией и когда Бруно, так и не понял в каком мундире был он (типа догадывайтесь сами, к кому примкнул: к немцам или русским).
Что еще можно сказать об этом произведении. Что оно одно из первых освещает детективные события, происходившие в то время, когда белорусские земли входили в состав Польши, ну если не считать нескольких глав в книге Короткевича «Черный замок Ольшанский». Что написано, очень запутанно ( а как-же ведь это детектив), но вот монологи студентов на религиозно, этнографические темы просто порой наводят тоску, из-за многословия.