Александр Воронский «Гоголь»
Эта уникальная книга с поистине причудливой и драматической судьбой шла к читателям много лет. Пробный тираж жизнеописания Гоголя в серии «ЖЗЛ», подписанный в свет в 1934 году, был запрещен, ибо автор биографии, яркий писатель и публицист Александр Воронский, подвергся репрессиям. Чудом уцелели несколько экземпляров этого издания. Книга А. Воронского рассчитана на широкий круг читателей. Она воссоздает живой облик Гоголя как человека и писателя. Его художественные произведения интересуют биографа в первую очередь в той мере, в какой они отражают личность творца. Гоголь у Воронского обладает как бы «двойным зрением», позволяющим ему, с одной стороны, с поразительной остротой видеть «вещественность мира», а с другой — прозревать духовный рост человека.
Входит в:
— журнал «Новый Мир № 8, 1964», 1964 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nog, 9 ноября 2015 г.
Эта книга не особенно типична для нынешней серии ЖЗЛ. Что неудивительно, ведь написана она была ещё в 1934 году, но опубликована в полном объёме только теперь. Причин касаться не будем, тем более что к литературным достоинствам биографии они отношения не имеют. Но характерных примет литературоведения того времени в ней хватает.
Тщательно изучив множество источников, от писем самого Гоголя и воспоминаний его современников до самых новых на тот момент работ о писателе, Воронский написал детальную и при этом очень увлекательную книгу. Уже с юных лет своего героя автор отмечает двойственность его натуры, и впоследствии придерживается этой достаточно распространённой концепции, в основе которой противопоставление Гоголя-обывателя и Гоголя-художника. Но вторая ипостась Воронскому, конечно, много интереснее, так что бытовой стороне жизни Гоголя он уделяет куда меньше внимания, чем его творчеству, последовательно показывая эволюцию его взглядов, приёмов, образов. Приметы времени написания, конечно, встречаются нередко: тут и характерные штампы, обличающие николаевскую эпоху, и чрезмерный упор на недовольство писателя крепостными порядками, и негативное влияние на него православия в целом и отдельных представителей церкви в частности. В заключительной главе, подводящей итог всей жизни и творчества Гоголя, встречаются ссылки и на Маркса с Энгельсом, применительно, конечно же, не к самому писателю, а к описанию эпохи вообще.
Всё это вовсе не делает книгу сколько-нибудь плохой, всё же Воронский в первую очередь человек, любящий и хорошо знающий Гоголя, а лишь потом официальный литературовед. На страницах книги он даёт читателям, может быть, и ангажированную слегка, но яркую, многогранную и хорошо обоснованную панораму творчества классика. А заключительная глава, которая публиковалась и отдельно в своё время, помимо подведения итогов даёт и широкий обзор влияния Гоголя на позднейшую отечественную литературу, вплоть и до ранней советской, а заодно и рекомендации писателям-современникам побольше внимания Гоголю уделять. Кто знает, может быть, советская литература была бы в чём-то иной, выйди книга Воронского в те годы...