Кейт Аткинсон «Боги среди людей»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Семейно-бытовое | Психологическое | Антивоенное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Продолжение мирового бестселлера «Жизнь после жизни», рассказавшего, как методом проб и ошибок наконец прожить XX век правильно. И если Урсула Тодд прожила много жизней, то ее брат Тедди — лишь одну, зато очень длинную. Он изучал в Оксфорде поэзию Уильяма Блейка, а потом убирал урожай в южной Франции, он за штурвалом четырехмоторного «галифакса» бомбил Берлин, а потом уверился, что среди людей есть боги: ведь, по выражению Эмерсона, сам человек — это рухнувшее божество...
Входит в:
— цикл «Тедди и Урсула Тодд»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Коста / Costa Book Awards, 2015 // Премия Коста за Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Историческая проза (16 425 голосов) |
- /языки:
- русский (1), английский (5), немецкий (1), испанский (1), французский (2), португальский (2), итальянский (1), шведский (1), датский (1), голландский (1), финский (2), литовский (1), чешский (1), украинский (1), польский (1), словацкий (1), болгарский (1), иврит (1), вьетнамский (1), китайский (1), румынский (1), турецкий (1)
- /тип:
- книги (29)
- /перевод:
- П. Антон (1), С. Асланидес (2), Кхань Ван (1), В. Венков (1), В. Волхейнова (1), А. Вольницкая (1), А. Грубе (1), Р. Драздаускене (1), К. Каттелус (2), И. Кок (1), М. Невеш (1), И. Негреа (1), Е. Петрова (1), С. Портукарреру (1), Ш. Премингер (1), А. Сторти (1), А. Страндберг (1), Я. Стриха (1), В. Хоструп (1), Т. Чованова (1), А. Шинароглу (1), Ю. Я (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 2 января 2023 г.
Жаворонок
«Лучшая часть жизни праведного человека — это его небольшие, безымянные и всеми позабытые поступки, вызванные любовью и добротой.
Уильям Вордсворт.»
Едва начав делиться впечатлениями от Кейт Аткинсон, которая стала открытием моей книжной осени-2022, я слышала: «А про семью Тодд, члены которой живут вечно, вы еще не читали?» И поневоле представляла кого-то, вроде Калленов из «Сумерек». К мистике, эзотерике и всякому в таком роде не тянуло настолько, что даже обаяние Аткинсон не могло пересилить нежелания — знаете, бывает, когда переешь самого любимого своего блюда и глаза бы уже на него не смотрели. Но роман оказался совершенно не таким, какого я ожидала и думаю, что к лучшему.
То есть, первая книга Дилогии Тоддов «Жизнь после жизни», хотя на самом деле и не о каких-то вечноживущих, но в ней писательница обращается к некоторому подобию экспериментальной формы со множеством вариантов жизни Урсулы Тодд. Вторая, «Боги среди людей» — совершенно традиционный роман без намека на такого рода изыски. Младший братишка Урсулы Тедди, любимец семьи, который в годы Второй Мировой становится пилотом бомбардировщика и погибает в 1944 в большинстве вариантов развития событий первой книги, во второй чудом спасается, попадает в лагерь для военнопленных и после войны возвращается к мирной жизни.
Тэдди был славным мальчишкой, вырос в славного парня и хорошего человека. Умного. достойного, порядочного. Его Нэнси была подругой детства, вместе росли, полюбили друг друга, после войны и его возвращения из плена поженились, начали выстраивать совместную жизнь. Нэнси была из тех, кто побеждает в математических олимпиадах, а во время войны ее мобилизовали по ведомству шифровки-дешифровки («Криптономикон», Радуга гравитации», «Код Энигма» и вот это вот все).
Раннюю смерть от мозговой опухоли можно расценивать как злую насмешку судьбы. Еще более злая — Виола. Почему у двух умных милых порядочных самоотверженных людей рождается вечно всем недовольная эгоистка дочь и больше детей не дает бог — поди разбери. Почему воспитанная отцом, который после смерти мамы так и не женился, посвятил себя заботам о ней, растил в любви, внимании и понимании — почему такая мерзавка? Ни ума, ни сердца, читала с детства много, да все не в прок, в колледже связалась с богемным прохиндеем Домиником, как-бы художником.
Даром, что из аристократической даже семьи, этот ее суженый с нулевым уровнем ответственности и интеллекта, последние крохи которого продолбал близким знакомством с веществами, таскает их с детьми по сквотам и коммунам хиппи, и хрен бы с ними, если бы губили только себя, но Виола успела родить мальчика Санни и девочку Берти. Дети бывают счастливы только с дедом, Тед старается забирать их как можно чаще и надолго, но закон и общественное мнение на стороне родителей и поразительно, каким множеством способом они могут навредить своим детям.
Эпизоды долгой жизни Теда, а проживет он без малого век, перемежаются рассказами о Виоле, Санни и Берти и множеством фрагментов военного времени, в которых «наших бравых парней» куда меньше, чем смертей, взрывов, горящих самолетов, хрупкости человеческой жизни и неизбывного ужаса.
Просто хорошая книга о сложном хорошем человеке, который оставался порядочным и делал правильные вещи в абсурдные времена.
repaS, 3 февраля 2021 г.
Люблю эпически-семейные романы Драйзера, Голсуорси, Томаса Манна. Аткинсон ставлю в один ряд с этими великими. Правдой и достоверностью пропитано все произведение. В этом романе каждое слово на своем месте, описания каждой эмоции и чувств героев безмерно убедительны. Особенно ценно, что автор «протянула» историю семьи Тодд до реального 21 века и тем самым завоевала еще больше доверия. Аткинсон пишет — как кружево вяжет: новое сплетается с далеким прошлым и не очень, и поступок любого из героев сегодня имеет свой психологический посыл из детства самого раннего, юности... Повествование пронизано яркими деталями и поэтому временной разброс в описании эпизодов (описано столетие!) — не последовательный, сначала кажущийся хаотичным, оказывается наполненным смыслом и логикой. Так много всего описано и донесено, а закончилась книга, и оказывается, еще больше хотелось бы узнать о чувствах и мыслях Нэнси, связанных с осознанием трагедии, об Иззи, о взрослении Берти и Санни, о миссис Шоукросс... Из авторского послесловия узнала, сколь важным было для Аткинсон осмысление определенных эпизодов второй мировой войны, и по новому оценила главного героя... Впечатления от этого романа — это навсегда
prouste, 2 августа 2016 г.
Охти мне, чувствую себя в роли Адамовича, который все признавал талант Набокова, но писал:«зачем все это, куда делись моральные основы и проч.» Талант Кейт и ее умение стилем и детальками жонглировать, создавать душевные вещицы вне всяких сомнений, но неужто такое дарование стоит расходовать на литературную перелицовку «Аббатства Даунтон». Понятно, что «Боги» — сошедшая со страниц славная аристократия с кодексом, а «люди» — собственно мелкотравчатая современная поросль (перевод, понятно, некорректен, в названии все адресовано в сторону Теда), но до чего же все это избито и в художественном плане малопродуктивно. Нельзя не проникнуться сентиментальными прощальными нотками, не умилиться цельному вырубленному из бука Теду, но, по совести, Аткинсон переписывает все хорошее, что было в «Жизни после жизни» в сугубо упрощенной форме. Эдак она и книжку про Иззи или там Сильви напишет. Большому автору все позволено, но если в коммерческом направлении детектива Аткинсон много чего удалось, то в семейной саге она абсолютно в ряду с Байетт и Уотерс, Энн Тайлер и иным легионом. Первая среди них за счет фасеточного зрения, но точно среди сонма барышней. По ходу чтения эмоции перемещались от восхищения до скуки. Понятно. не будь цикла про Броуди или «Человеческого крокета», восхищения было бы больше. Это как с восприятием книги про Маяковского Быкова. С чем равнять. Сам по себе роман Аткинсон хорош и яркое явление, но сравнительно с ее лучшими вещами — вполне себе средний. Чувствую, что Аткинсон не при чем, а просто сам стал занудой.