Владислав Женевский «Мёд»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Выходя из дома в погоне за пригожим летним днём, Андрей и не предполагал, куда заведёт его лесная тропа...
Входит в:
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора |
Номинации на премии:
номинант |
Чёртова дюжина, 2014 // (11 место) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ArtemTolmachev, 13 июля 2024 г.
Рассказ «Мёд» из сборника В. Женевского «Запах» читал, как и перечитывал, довольно давно, однако впечатления и послевкусие всё ещё яркие и ощутимые.
Вещь, исполнинная небывалых высот визионерства. Суть этой истории вполне соответствует её названию — «Мёд». Прямо ощущается эта ароматная приторность, медовость, тягучесть. В историю погружаешься без остатка и вместе с Андреем и его псом Туфелем бродишь под солнцем сначала по цветущим, пряным полям, наполненным гудением насекомых, шорохом трав и журчанием ручейков, а затем углубляешься всё дальше и дальше в дремучие дебри местных древних лесов — всё дальше от цивилизации, навстречу с неведомым. А тут ещё гроза некстати начинается... Вместе с героем сначала испытываешь беспокойство, затем всё возрастающую тревогу, и всё это вскоре обрушивается лавиной панического ужаса.
Очень быстро обычная, беззаботная прогулка на природе оборачивается смертельной эстафетой на выживание. И ставки здесь — жизнь или смерть...
Прекрасная вещь, великолепные описания, густая атмосфера и таящийся в неизведанных лесных массивах ужас...
Однозначно, 10.
darklot, 8 ноября 2015 г.
Рассказ «Мед» был написан для участия в представительном конкурсе «Чертова дюжина». И был он написан так хорошо, что не мог не пройти в финал. А вот в финале, который судили в том числе и профессиональные писатели (Мария Галина, Виктор Точинов, Александр Щеголев и другие) — мало кем был оценен. В том году я также участвовал в ЧД, а годом ранее судил этот конкурс. И был удивлен тем, что некоторые «профи» не поняли, не оценили того, что автор сумел сделать в своем рассказе. Не хочу никого обидеть, но, на мой взгляд, некоторые из судей сами не умеют писать на таком уровне.
О чем вообще речь. В литературе, в писательстве есть масса нюансов, масса путей работы с текстом, со словом. К примеру, есть понятие «звукопись», когда автор, описывая некую ситуацию, сцену, активно использует слова с определенными звуками. Допустим, можно рассказывать о том, как человек бродит возле фонтана и использовать для этого слова, в которых встречаются мелодичные, переливчатые звуки. Или герой оказывается где-то в поле, среди колышущихся трав, и автор в описании этой сцены использует слова вроде «шуршать», «шептать», «шелест», «шорохи» — с постоянным рефреном звука «ш». Таким образом читатель глубже погружается в атмосферу и т.д. и т.п.. Звукопись, умение выстраивать определенную мелодику текста — это особый уровень писательства, которого достигнуть способен далеко не каждый даже хороший автор.
И вот Владислав Женевский, филогог по образованию, знаток литературы, поэт, как мало кто умел и любил в своей прозе работать с мелодикой, атмосферой, звуком и чувством. Причем нередко Владислав это делал в достаточно специфических целях. Скажем, рассказ «Бог тошноты» физически способен передать муторное, «тошнотное» состояние читателю. А в рассказе «Мед» автор достигает эффекта «медовости», вязкости, липкости, приторности. Причем делает это с блеском и совершенно сознательно. И своего добивается блестяще — на том же конкурсе практически всякий прочитавший «Мед», в отзывах обязательно говорил об этой «медовости». Другое дело, что далеко не всякий понял, что именно это и было целью автора.
Многие ведь (и многие писатели, как выясняется) свято уверены, что автор ОБЯЗАН писать интересно, обязан развлекать читателя, «цеплять» его сюжетом, интригой и т.д. и т.п.. А автор обязан на самом деле только самому себе, то есть если автор не ставил целью развлечь, а ставил целью добиться какого-то особого эффекта и своей цели достиг — значит, автор молодец и написал классное произведение.
И вот рассказ «Мед» — он как раз такой. Для гурманов, которые смогут понять и насладятся произведением настоящего мастера слова, каким, вне всяких сомнений, был Владислав Женевский.
Хельг, 25 февраля 2016 г.
Отличный рассказ, который я запомнил еще по «Чёртовой дюжине». Классическая история о заблудившемся человеке в которой, казалось бы, невозможно рассказать ничего нового, играет новыми красками в исполнении Влада Женевского. Долгое время меня раздражал главный герой рассказа. Раздражал своей инертностью, покорностью, неспособностью к борьбе. Пока я не понял, что ГГ — обычный человек. Не герой, не супермен, не лихой сталкер, а самый обычный человек, как, впрочем, и всегда у Влада. Вот это взаимопроникновение мистического и будничного и делало прозу Женевского такой нереальной. В этом он похож на классиков литературы ужасов, и безумно жаль, что больше Влад ничего не напишет. С нетерпением жду авторский сборник, и не перестаю сожалеть, что автор его подписать уже не сможет.
sergej210477, 10 декабря 2016 г.
Рассказ «Мёд». Сказать, что он мне понравился, я не могу. Но и плохим не назову. Он — специфический.
Главное в этой истории не сюжет. Ну заблудился человек в лесу, что в этом оригинального? Рассказ выигрывает из-за своей атмосферности.
Автор мастерски описывает природу, летний дождь, мокрый лес, комаров, берег речки. Описывает ярко, красочно, образно. Визиализирует картинку. И, так же тщательно, рисует перед читателем чувства и мысли одинокого человека, заблудившегося в лесу. Вот это -сделано объемно, качественно и выпукло.
Такое вот, у меня, двоякое впечатление от рассказа: слабый, второстепенный сюжет, но красивые и тщательно прорисованные декорации, окаймляющие его.
Многим, наверное, это не понравится — читать произведение только потому, что оно написано красивым языком. Кто-то, наверное, назовёт такой стиль графоманством. Что ж, по-своему, эти читатели будут правы. «Мёд» — это больше для любителей поэзии. Действия мало, но написано ярко и образно. Некая живопись в словах.
AlisterOrm, 15 марта 2023 г.
Визионерское умение Женевского во всей красе, мне даже стало слегка жарковато на мартовском ветру от этого сочного и полного описания лета в отрогах Каменного Пояса, видно, что автор описывает с натуры. Да, не только горы, но и лесостепи моего родного края, даже совсем недалеко от городов, могут скрывать самые неожиданные тайны, подчас и пугающие. На этом сыграл и автор. Казалось бы, хорошо знакомые, с детства, места, не слишком далеко от обжитых сёл и хуторов, но даже здесь легко заблудится, сери, казалось бы, редких лесков и невысоких отрогов. Кто знает, на что ты наткнёшься, на забытую секту, на одичавших в глуши людоедов, на жестокий «маленький народец»?
Что же встретил наш герой в укромной уральской долинке — остаётся для нас загадкой. Страшной, уродливой, пугающей загадкой, и эта недосказанность для нас ещё страшнее понимания. Ужас на ярком Солнце, среди полной пасторали — вероятно, непаханное поле литературы ужасов?
Grasssss, 13 ноября 2017 г.
Своеобразный рассказ. Концовку так и хочется сделать более длинной и продуманной. Но спасибо автору за краткое, но прекрасное описание природы Урала, а особенно ту холодящую магию ночного леса, сурового, темного, и волнующего! Вспомнилось, то забытое ощущение страха, когда ты, сидя за костром в лесу, в компании людей, иной раз испытываешь тревогу, вздрагивая каждый раз от любых звуков, которые твое воображение мастерски преобразовывает в «ЧТО-ТО». А чего стоят походы в туалет ночью, когда ты за городом спишь в палатке, да и вообще — ночь в палатке...