Серафима Власова «Сказание о Щелкане и Сулее»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 4 сентября 2022 г.
Медной Горы Хозяйка
Есть на свете такие необычные люди, которые ходят-бродят по городам и весям нашей необъятной Родины и увлечённо слушают, записывают, собирают и затем издают разные народные были и небыли. И потом из этого рождаются такие знаменитые книги, как «Малахитовая шкатулка» (Павел Бажов) или архангелогородские сборники Бориса Шергина и Степана Писахова.
И есть ещё пока те, кто увлечённо эти были и небылицы народного творчества читает. И увидев где-то новую (для себя) книжицу подобного, немедля хватает её и уносит в своё читательское логово. С тем, чтобы выбрать пару дней в своём читательском графике и всосать, впитать в себя эту добычу. Это я уже о себе.
Эту весьма потрёпанную книжицу мой любопытствующий глаз заметил стоящей на полках буккроссинга, ну и раз глаз заметил, то руки взяли — так книга попала ко мне.
Я не зря в самом начале упомянул известные и популярные сказы от Павла Бажова, потому что наша книга тоже является сборником приуральских сказов, собранных Серафимой Власовой в 50-60-е годы. Однако от обычного (хм… а собиратели изустного народного творчества точно люди обычные?) собирателя Серафима Власова отличается тем, что помимо собирательства она стала ещё и исполнительницей, т. е. рассказчицей. Сам я, конечно же, ничего в её исполнении не слышал по вполне понятным причинам — она читала в 60-70-е годы и уже в 1972 году умерла. Однако прочитать записанное ею и изданное затем в виде книги получилось.
Итак, перед нами сборник приуральских народных сказов. Книга небольшая и вместила в себя всего восемь произведений. При этом от «Малахитовой шкатулки» эти сказы отличаются тем, что они практически не сказочные, разве что в одном есть и Огневица, и Великий Полоз. В остальном всё это вполне бытовые истории. А вот по описываемым временам сказы от Власовой близки сказам от Бажова — те же годы пугачёвского бунта и близкие к ним события. Ну, а раз сказы приуральские, то и содержательно они тоже близки — в центре внимания рассказчицы судьбы простых людей Приуралья, горняков-копателей, мастеров и мастериц по камню, ну и близких им людей. И конечно же чаще всего перед нами истории романтические и любовные, однако же не о счастливой любви и соединении любящих, а о засильи богатеев и мурз, ханов и приказчиков, и о бессмертии любви настоящей, большой и сильной.
Ну, и каждая история сопровождается выразительными рисунками по содержанию сказа.
В общем, прочитано с огромным интересом и вящим удовольствием.