Герман Гессе «Петер Каменцинд»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
История Г.Гессе повествует о жизни простого крестьянского парня по имени Петер Каменцинд. Его поиски лучшей жизни, лучшей доли, поиски самого себя, поиски Бога — то, что составляет содержание этой очень лиричной, отчасти автобиографической повести. Повести, после выхода в свет которой мир познакомился и восторженно приветствовал нового писателя.
«Петер Каменцинд» — самое первое произведение крупной формы Германа Гессе, являющееся во многом ключевым для всего его дальнейшего творчества.
Вторая редакция романа в 1948 году, удален абцац критикующий Париж, удалена одна страница текста с 5-й главы.
Входит в:
— сборник «Frühe Prosa», 1948 г.
- /языки:
- русский (15), немецкий (2)
- /тип:
- книги (17)
- /перевод:
- В. Седельник (9), Р. Эйвадис (6)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kerigma, 20 августа 2011 г.
«Петер Каменцинд», если не ошибаюсь, едва ли не первая крупная вещь Гессе. И с одной стороны это очень чувствуется — она на фоне его «программных» повестей и романов очень слабая — но с другой стороны, в ней уже очевидна общая линия Гессе, его подход, стиль и метод, если угодно. По сути своей это роман-воспитание, даже с учетом того, что наш герой дожил до седин. Описывается история Петера с раннего детства до «заката», когда он, усталый и побродивший по свету, возвращается в отцовский дом.
Я полагаю, Гессе хотел донести до читателя совсем не то, что вынесла из повести я лично. Потому что мой вывод: не надо тратить свою жизнь попусту, праздно слоняясь по городам и весям, заводя случайные знакомства и избегая сильных привязанностей. А герой, кажется, поставил своей целью не оставить в этой жизни никакого следа — ни в мире, ни в сердцах и умах других людей. Единственные два человека, к которым он действительно искренне привязывался и при этом не бежал от своих чувств, были обреченный на скорую смерть калека и обреченный на скорую смерть больной ребенок. И мне смутно кажется, что Гессе на самом деле копает куда глубже, чем это видно на первый взгляд, потому что стоит задуматься, осознаешь, что на самом-то деле герой не находится в волшебной гармонии с собой и с миром, которую создают в сознании читателя плавный текст и пасторальные пейзажи. А что на самом деле, судя по итогам, у Каменцинда таки изрядные проблемы с социализацией, как сейчас можно сказать. И даже вялые журналистские труды, которыми он зарабатывает на кусок хлеба, не создают впечатление профессии или профессионализма — так, чтобы перебиться.
Больше всего, пожалуй, поражает, как ни странно при тонкости восприятия Гессе, незаинтересованность героя. Это не незаинтересованность «Постороннего», который гораздо дальше ушел по направлению к дурке, а какая-то другая, блаженная незаинтересованность в процессе жизни и ее результате, в окружающих людях, в мире и тд. Он не просто плывет по течению. Он слегка лавирует в потоке, чтобы избежать возможных заторов — отношений, обстоятельств, которые могли бы привязать его, создать для него какие-то обязательства. Все это очень напоминает столь же ленящегося жить героя «Волшебной горы». Да, иногда хочется пожить вот так, легко касаясь «ткани бытия», но не дай бог не постоянно.
Гессе мастер, это действительно видно уже по первой повести. Она очень плавная, очень изящно написанная, в том своеобразном слегка «пасторальном» и занудноватом стиле, что и остальные его вещи. Отлично читалось во время отпуска, но не произвело того оглушительного удара по слабой этике, что некоторые другие его вещи.
sibkron, 7 июня 2011 г.
Одно из первых произведений Гессе крупной формы. Неоромантические настроения, красивый язык, горные пейзажи. Главный герой Петер Каменцинд очень даже схож с Фредериком Моро из романа «Воспитание чувств» Гюстава Флобера. Пассивность в общении с женщинами, мечты, которые в итоге не сбываются. Может это веяние времени — романтический настрой героя. Роман о молодом человеке, о несбыточных мечтах, о надежде, первых опытах любви, о путешествиях и свободе. Видна связь с будущим романом «Степной волк». Только рассматриваются с разных полюсов. «Петер Каменцинд» рассматривается с позиции надежды (что в принципе свойственно молодежи), «Степной волк» с позиции отчаяния. Но Каменцинд еще может изменить свою жизнь, Галлер уже вряд ли.
duke, 19 августа 2008 г.
Первое большое произведение Германа Гессе, после опубликования которого к нему пришла известность. История очень красивая и повествует, по большому счету, о том же, о чем написаны почти все последующие произведения писателя, а именно – о поиске человеком своего места в мире. Конечно, можно упрекнуть это повествование в излишней романтичности, в чрезмерном количестве всевозможных «красивостей», в нечеткости композиции и т.д. и т.п. Но за всеми этими «красивостями» удается разглядеть Идею, глубину и философию. И пусть эта история немного наивна, — мне она понравилась. Поклонникам Гессе – читать в обязательном порядке.
mitriyijz, 1 ноября 2008 г.
Думал, раз Гессе — значит что-то тяжеловесное и немецкое, ан нет. Легкая и завлекательная повесть.
Несколько частей в книге, каждая из которых кончается смертью кого-нибудь близкого....