Валерьян Пидмогильный «Город»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие происходит в середине 1920-х гг. Вчерашний красный повстанец, а ныне сельский культработник Степан Радченко прибывает в Киев для учёбы в ВУЗе, чтобы отучившись вернуться обратно к себе на село.
Поначалу тоскующий по сельской идиллии и ожесточённо проклинающий большой город за его пышные витрины и праздную уличную толпу, главный герой со временем всё же поддаётся городским соблазнам, входя во всё новые круги богемных мироощущений, меняющимися «светскими» любовницами и новыми элегантными костюмами отмечая вехи своей карьеры, превращаясь из идейного и наивного селюка Степана во самовлюблённого городского богемьена Стефана.
Большой город, наподобие верхарновского города-спрута, поймав в свои сети этого упрямого, эгоистичного, но талантливого парня, пожирает его душу всё больше и больше...
Входит в:
— журнал «Дружба народов № 8, 1992», 1992 г.
- /языки:
- русский (2), украинский (2)
- /тип:
- книги (3), периодика (1)
- /перевод:
- Б. Елисаветский (1), Е. Мовчан (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Paganist, 8 сентября 2021 г.
Если кто скажет, что украинская литература первой половины 20 века — это чтиво про село и селян, не верьте. Роман Пидмогильного — самый, что ни есть урбанистический роман, где город — не зря же так произведение названо? — является одним из главных персонажей. Именно город влияет на судьбу и повадки главного героя, не оставляя от скромного и наивного мечтателя, коим был главный герой в начале книги, и следа. Город превращает его в напыщенного мещанина, который пытается вытравить в себе всё сельское. Впрочем, не всё так просто. Герой переживает, как курсы валют, череду взлётов и падений, но всё же не без успеха обживается на новом месте. И пусть в городе всё чужое, настоящих друзей нет, зато есть возможности и перспективы. А также соблазны.
Собственно, сюжет «Города» не оригинален. Тем не менее история главного героя увлекает. Автор прекрасно раскрывает молодую мечущуюся душу, которая пытается найти своё место в чуждой ей среде. Терзания и сомнения, воодушевление и самоуверенность, сила духа и его же слабость — чувства, которые переживает герой, знакомы каждому. Потому история нового горожанина находит отклик у читателя, даже если читатель не очень симпатизирует герою.
Что интересно, в романе практически нет идеологической составляющей, которая характерна для советской литературы того времени. Автор просто показывает реалии эпохи, делая акцент на взаимоотношениях героя и города. И делает это очень мастерски: слог Пидмогильного высшей пробы — настолько сильный, глубокий, естественный и без вычурности. Читать было исключительно приятно.