Рэй Брэдбери «Ба-бах! Ты убит!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Джонни Куайр на войне резвился, как молодой барашек, прыгал через пулеметную очередь, будто через живую изгородь у себя дома, в Айове. Шарахался в сторону и уворачивался, плясал под металлическое пение летящих пуль, словно это были порхающие в воздухе диковинно-яркие колибри. Кенгуру в солдатской форме, да и только. Град пуль, шрапнели и минометных снарядов был для него что свист ветра. Немцы с криками разбегались от Джонни. Пули пролетали у него под мочками ушей, между коленями, сквозь растопыренные пальцы. Для Джонни это всё — игра, а не война. Вся штука в том, чтобы первым крикнуть: «Ба-бах, ты убит!». Тогда другой должен падать. Но… однажды Джонни серьезно зацепило.
Входит в:
— цикл «Джонни Куайр»
— журнал «Weird Tales, September 1944», 1944 г.
— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.
— антологию «Weird Tales: A Fascimile Of The World's Most Famous Fantasy Magazine», 1976 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 2: 1943-1944», 2014 г.
— антологию «100 Jahre Weird Tales Jubiläumsedition: 1936 bis 1946», 2023 г.
- /языки:
- русский (3), английский (5), немецкий (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (1)
- /перевод:
- Е. Петрова (3), Б. Плющ (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 5 декабря 2024 г.
Если это работает, то это не глупо. Вообще затронута очень тяжёлая тема детей на войне, как мне показалось. Был ли Джонни таким изначально, или он впал в детство уже на войне — это не важно, если такое восприятие мира позволяет ему легче переносить такие страшные испытания. Да и как тут не вспомнить Хейзингу с его теорией игр? Все мы в детстве играли в войнушку, и я даже сейчас, 27 лет спустя отчётливо помню своё недоумение — как тут понять, кто действительно ранен и честно «убит», спокойно лёжа на земле, а кто хитрит и делает вид, что не замечает многочисленных ранений? И ещё более сложный вопрос — а как проверить самого себя, ранен ты, убит или дальше воюешь живой и невридимый? Пардон, накрыло что-то детскими воспоминаниями. Хорошо, что Джонни во время игры не страдал такой рефлексией.
god54, 13 февраля 2020 г.
Брэдбери, есть Брэдбери. Единственный и неповторимый, как его герой этого рассказа, который на всю жизнь остался юным, не верящим в смерть, в возможность выжить на войне. И рассказ-то ни о чём, а всё же цепляет: простотой, верой, добротой, словом, стилем... Пусть останется среди коллекционных.
krasotka_nonna, 24 мая 2015 г.
Очень светлый рассказ, лично у меня в конце он вызвал улыбку и чувство покоя. Простым и понятным языком показано как важно верить в себя и что происходит когда начинаешь в себе сомневаться. Также очень хорошо видна разница между теми, кто действительно верит во что-то (Джонни) и теми, кто только делает вид (Мелтер). Я настолько отчетливо увидела со стороны как смешно такое поведение и каковы его последствия (видимо, читала в таком настроении), что пересмотрела свое отношение к некоторым вещам и поступкам как своим так и других людей.
Конечно, каждый смотрит со своей «колокольни», и подобное восприятие этого рассказа скорее исключение, чем правило, но рассказ все же рекомендую к прочтению. Хотя бы чтобы улыбнуться =)
Gourmand, 15 ноября 2014 г.
Читал в переводе Петровой. Я поражён, настолько сильный рассказ. С первых строк захватил, и пока не прочитал, не мог оторваться. Ну это просто мега-мастерство какое-то, колдовство и волшебство.
Конечно, это не фантастика. Странно, что кто-то так классифицирует рассказ. Это история про детскую веру в бессмертие, в неуязвимость (дети, они такие :)) во время высадки американцев в Италии. 1944 год. И вера эта настолько самодостаточна, что изменяет реальность. Для этого мальчишки в теле взрослого (сколько там ему? лет 18-20, наверное). Магический реализм?
Это даже самогипнозом не назовёшь (хотя последний эпизод как раз скорее об этом). Да, конечно, воспринимать буквально рассказ не стоит. Понятное дело, что парня убили бы рано или поздно. Но как символ, как образ — парнишка прекрасен. И, соответсвенно, заставляет если не задуматься, то хотя бы немного тепла, света дарит. Скажем так, лучше верить в хорошее, быть оптимистом, чем не верить ни во что и видеть кругом только грязь, кровь и боль. Это я так вот навскидку сформулировал. Но каждый вправе свои выводы сделать — этим рассказ тоже прекрасен.
evridik, 1 мая 2014 г.
Это один из лучших рассказов о том, как важно верить в себя, в свои способности (тем более, если в них верит кто-то ещё) и игнорировать при этом чужое неверие или насмешки. Мысль эта преподнесена через призму военных действий, и вместе с ней к читателю идут мысли более мрачные: о том, что война – это смерть, а смерть – это трупы, кровь, погибший друг; о том, что в мире полно завистливых и злых людей, из одного только неверия способных навредить тебе; о том, что слепая вера в свои идеалы, ребячество и розовые очки в том числе могут обратить тебя в идиота в глазах других.
Всё это горько, но рассказ, как ни странно, невероятно добр. В нём мелькают искры неповторимого брэдберинского очарования, и взвиваются они до небес именно тогда, когда герой верит в себя. Вот что главное.
+10
Сказочник, 5 декабря 2013 г.
В рассказе сплетаются детская вера в чудо и в собственную неуязвимость и нежелание взрослеть. Вновь противопоставление ребенка всему тому ужасу, что таит в себе процесс взросления, и мясорубка войны — в данном случае лишь метафора.
lubar, 13 апреля 2011 г.
Добрый рассказ. Детская вера потрясающая сила. Так вот своеобразный ответ тем, кто против инфантилизма. Героев в рассказе три и каждый замечателен по своему. Сам Джони, не просто смотрящий, но и делающий войну игрой. Смит, ставший мамой этому большому неуязвимому малышу. И Мелтер позавидовавший и укравший наивную веру у Джони. И что интересно он эту веру получил себе на погибель.
kaplya, 25 февраля 2012 г.
Один из самых пацифистских рассказов Брэдбери — о молодом солдате, не желающем воевать ни под каким соусом. Кто-то другой в рост бежит по передовой, паля из автомата. Джонни же до поры до времени защищен некой высшей силой. Подсознание своевольно: во время чтения рассказа вдруг вспомнилась мелодия «Билли» (М.Щербакова), и стало совсем грустно.
Vendorf, 13 июля 2007 г.
Не очень похоже на правду, но всетаки интересный рассказ. Наша воля и выумки часто материализуются и влияют на привычных ход вещей...
юнга Флинт, 15 ноября 2006 г.
Берегись, Джонни!
Очень трогательный рассказ. Хотя и совершенно фантастический.
ozor, 21 мая 2006 г.
Мастерский рассказ, нестандартный. Раскрывает глаза на войну: кровь — это не «особый кетчуп, который достают из вещмешка солдаты, когда хотят получить передышку». Один из шедевральных рассказов Брэдбери.
asb, 8 августа 2006 г.
мы все думаем, что американцы во вторую мировую маршем по европе шли без боя.