Фрэнсис В. В. Мэйсон «Серебряный леопард»
Изгнанники из родной Англии, юный рыцарь Эдмунд де Монтгомери и его сестра прекрасная Розамунда, лишенные средств к существованию, вынуждены скитаться по Европе, пока Эдмунд не вступает в отряд участников первого крестового похода. Вместе с сестрой и верным оруженосцем отправляется он на поиски боевой славы в Палестину, где его ждет и встреча с любимой.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
crystalowl, 10 июля 2020 г.
уже и не вспомнить, как данная книга попала в мой ридер, столь давно это было. И вот, очередь дошла. Не зря — роман хорош!. В 21 веке мы уже крепко привыкли к историческим и фентези романам в духе Корнуэлла, Мартина (а уж про печальную историю Братьев Гроссбарт я вообще молчу), где жестокость Средневековья выводится на первый план и не так закрашена ретушью, как писали об Эпохе еще буквально 50 лет назад. Романы Скотта в 21 веке кажутся сказочными, поступки героев в них глупыми, а прекрасные девы вообще представляются инопланетянками, не иначе. Так что же делать бедному читателю, которому про «мясцо и кишки» читать не хочется или надоело, но и в сказочную картинку Скотта уже не верится? Ответ прост — читать романы наподобие «Серебряного Леопарда». Это Золотая середина между рыцарскими романами старого образца и современностью.
В сюжетных линиях настоящего произведения соседствуют традиционные для «рыцарского романа» элементы, проявляющие себя в изображении автором отношений между полами, в некоторой наивности главного героя, с современным «жестоким» описанием битв, козней Ылит и прочим «реализмом».
Если говорить о плюсах романа, то выделю следующие:
- качественное описание битв
- уже упомянутый «реализм» — погибают как отрицательные, так и положительные герои. С врагом, даже не очевидным, не сюсюкаются (в самом начале книги один из героев (положительный!!!) после кораблекрушения должен обзавестись одеждой и едой — он без тени сомнений забирает еду у безобидных в целом пастухов и убивает их, чтобы те не подняли тревогу).
- за всю книгу ни одной изнасилованной героини (вообще, героев и героинь в книге много). Может для кого-то это даже недостаток, но я чуть притомился в литературе и некоторых сериалах от постоянных преступлений против половой неприкосновенности, мне такой подход автора зашел отлично. Героини «викторианские» — все красавицы! :)
- несмотря на обилие героев и героинь разной степени «главности», главный Герой у романа один — Первый Крестовых Поход. И выписан этот ГГ замечательно. Никаких сомнений в целях и задачах Автора не остается уже к середине книги — он нам показывает этот Поход, а любовь-морковь, похождения героев — это так, для наращивания на скелет мяса, как вспомогательные линии для описания главного. В одной книге сразу вскрыты едва ли не все проблемы всех Крестовых походов — ссоры предводителей между собой, между ними и Византией, ужасное материально-техническое обеспечение и т.д.
Из минусов, пожалуй, отмечу излишнюю наивность главного героя среди людей — рыцаря Эдмунда. Местами он совсем уж прям дурачок. Но балл сильно снижать не буду, поскольку со второй половины книги начинается «боевка», интриги и диалоги с его участием практически заканчиваются, болтать ему становится категорически некогда и простора для демонстрации идиотизма не остается.
Оценка: Уверенные 8/10 баллов. Роман хорошо читается, в нем сочетаются и «мягкость» ранней литературы подобного рода и «реализм» литературы современной. Не все герои выписаны хорошо, да и многовато их для этого, но характеры основных действующих лиц понятны. Боевая часть хороша (в книге несколько локальных боев и 1 подробное описание крупного сражения). Что еще нужно, чтобы признать роман о Средневековье хорошей книгой? На мой взгляд, все критерии соблюдены.
Для широкого круга читателей.
ПС: перед непосредственно книгой не помешает потратить 10 минут на прочтение в интернетах о Петре Пустыннике. В книге о нем и «народном походе» упоминается не единожды, при этом пояснений толком не дается. Автор как бы предполагает, что мы о нем и так должны знать.