Фриц Маутнер «Гипатия»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
O.K., 26 января 2017 г.
Роль личности в истории — тема неисчерпаемая. И вот, посмотрев фильм и начитавшись документальных статей об очередной Личности в истории мировых цивилизаций, об Ипатии Александрийской, мне захотелось узнать эту женщину получше. Ведь она, несомненно этого заслуживает. Так в мои руки попала эта книга.........
И в итоге... ...отвратительно театрально. Речи и действия героев, декорации к местам действия, типажность в разнообразии самих героев. Заговор против Ипатии — почти шекспировский заговор на фоне ненависти одних и безумия других. Сама Ипатия — не живой человек, а языческий идол, воспринимаемая так окружающими, и воспринимающая так сама себя. Она вообще не учёный: религиозной борьбой она занимается гораздо активней науки; и ненависть к ней церковников кажется очень даже обоснованной. Её же собственная ненависть к церкви не объясняется ни личным опытом (счёты появились значительно позже), ни какими-либо философскими размышлениям. Она так же фанатично верит в то, что христианство — это плохо, как её убийцы в обратное. И получается, что она не учёный, растерзанный толпой во имя идеи, а мученица одной религии против другой.
Отношение к христианству вообще парадоксально. Относительным благородством и психическим здоровьем наделена лишь малая часть, ныне официально считающаяся сектой раскольников. Другая часть (которая в итоге и победила) представлена подонкам и сумасшедшими. Но плохие они вроде даже не поэтому, а потому что убили Ипатию, хотя она и сама напросилась. Где логика? В очередной раз поднимается вопрос о противостоянии разных течений внутри христианства и то, что в итоге побеждает не лучшая. Но не это заботит автора. А что? Трагическая гибель великой женщины-учёного? Не трагическая — закономерная. Не женщины — безэмоциональной статуи. Не учёного — активного антихристианского проповедника. Не великой — разве что в упрямстве и глупости.
Возможно, проблема в том, что книге больше сотни лет, и сегодня то, что должно было восхитить тогда, вызывает противоположные чувства. Но, как бы то ни было, вместо того, чтобы воспеть Ипатию, книга её чернит. Обидно. И за неё, и за своё разочарование.