Александр Тесленко «Орлан Стах»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Орлан Стах, хроноразведчик Центра всемирной истории, во время преодоления Хьюстонского барьера бесследно исчезает…
Первая сокр. журнальная публикация под названием «Домонтар» в журнале «Ранок», 1979 г., №7, с. 20-22.
То же на украинском языке под названием «Орлан» в сборнике «Пригоди, подорожі, фантастика-80», — К.: Молодь, 1980.
Входит в:
— антологию «Пригоди, подорожі, фантастика-80», 1980 г.
— антологию «Фантастика, 82», 1982 г.
— сборник «Корида», 1983 г.
— сборник «Испытание добром», 1984 г.
- /языки:
- русский (3), украинский (2)
- /тип:
- книги (4), самиздат (1)
- /перевод:
- Г. Боярский (1), А. Соколов (1), Е. Цветков (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alklor, 14 июля 2024 г.
Вроде бы и хотел поспорить с предыдущим отзывом по форме, но очень быстро понял, что приду к тому же самому выводу. То есть, с одной стороны, что у нас в наличии? Светлое Будущее, отправляющее своих агентов в прошлые эпохи. Семейная пара попадает в период Гражданской войны, лишается средств к возвращению и вынуждена обживаться на месте, параллельно убеждая соседей в правильности коммунистического пути развития. В итоге их находят, но уже десятки лет спустя. Собственно, на эту нить и нанизываются все остальные события. Однако...
Однако уровень подготовки данных агентов заставляет разбивать себе лицо об стол. Я решительно не понимаю, чего они, собственно, хотели, было ли у них конкретное задание или же им просто нужно было прожить в прошлом десятилетнюю норму. Ясно одно: у них нет «легенды», состряпанное на месте объяснение проваливается мгновенно, знания истории, похоже, ограничиваются банальным школьным курсом. У них нет инструкции, как себя вести: идея о том, что портативной машиной времени не стоит светить направо и налево, приходит на ум герою вместо того, чтобы быть чётким правилом поведения. Их одежда необычно чиста. Про «проблему бабочки» они явно не слышали. Ну, ладно, сами они, возможно, и не сумеют оказать серьёзного влияния, а если сумеют — то только положительное. Но то, что двух аборигенов перебросило в будущее, тоже никого не пугает. Наконец, решения они принимают по принципу «стыдно вернуться», даже если альтернативой является наган. Типичный наш пенсионер-интеллигент, выполняющий требования мошенников, потому что «НЕУДОБНО ПЕРЕД ЛЮДЬМИ». Впрочем, они хотя бы адекватно оценивают отношение к ним Центра: Светлому Будущему на них наплевать. Казалось бы: в чём проблема? Вместо двух «своих» в будущее вдруг переносится пара чужаков. Не неандертальцев, а жителей ХХ века. В чем, спрошу вновь, проблема — расспросить, узнать детали, место и время, развезти всех по домам? Но нет, находит путешественников не простой специальный агент, а брат. Были бы сиротами — так бы и остались забытыми и никому не нужными. Реалистично? Для жертвы мошенников — да. Для продвинутой цивилизации будущего — сплошная психоделика, уважаемый Массаракш прав.
Массаракш, 12 августа 2022 г.
Рассказ вроде бы заявлен как НФ, но его содержание быстро и уверенно съезжает в какую-то психоделику. Вот герой наугад сходит на первой попавшейся темпоральной станции и совершенно, абсолютно случайно натыкается на родного брата, живущего в другом времени. Брат обитает в коттедже, похожем на «приземистый гриб на толстой ножке. Оранжевая шляпка крыши раскрашена серебристыми звездами». Такой же простенький коттедж был у их отца. Улыбки, слёзы, воспоминания, как кто-то из братьев лежал в снегу под Тулой, вокруг стреляли, а другой брат то ли пробегал мимо, то ли не пробегал.
Хлоп, смена кадра: 1920-е годы. Непонятные люди энергично отстреливаются из поезда от преследующей конницы, видимо, от банды Бурнаша. Тут же рядом какие-то парубки с револьвером ловят «контру». Старик-мельник пару страниц плачет по своей мельнице, затем дарит её колхозу и становится счастлив.
Хлоп, смена кадра. Герой героически погружается в некий «Хьюстон-2020». Стенограммы длинных разговоров местных жителей: все как один они мучаются от преследований ФБР, клянут судьбу и планируют самоубийство. Имеет место подвиг разведчика, но в чём он состоит, понять не представляется возможным.
Хлоп. Герой и его племянник свободно парят над буйными травами. В погребах поют подснежники: «Дзинь-дзинь! Дзинь-дон!». Герой открывает племяннику тайны мироздания:
– Бесконечность в большом и малом. Бесконечность структур атома вселенной. Мы заняты поисками живых сушеств на других планетах нашей Галактики, однако сами вместе с нашей Галактикой являемся частью кого-то ВЕЛИКОГО, который живет и мыслит...
Ну и так далее. Лоскутный набор бессвязных видений, льющихся свободно и широко, как река Волга. Возможно, смысл во всём этом имеется, но чтобы его постичь, нужно расширять сознание. А я уже слишком стар для этого... гм... расширения. «Так что не истощай напрасно мои АТФ-генераторы», как сказал один персонаж в другом произведении Тесленко.