Борис Васильев «Вещий Олег»
Роман «Вещий Олег» открывает масштабный цикл Бориса Васильева, автора известных книг о князьях Древней Руси.
Давным-давно князь Рюрик захватил свое место под солнцем, перешагнув через горы трупов друзей и врагов, но сейчас он стар, руки с трудом держат меч, тело измучено былыми ранами, а разум затуманен одурманивающими зельями. Малолетний сын Рюрика, княжич Игорь, немощен и слаб. Бывший воспитанник князя – конунг русов Олег – хитер, умен и очень дальновиден. Недаром его прозвали Вещим. Клубок интриг, месть, заговоры, убийства, битвы не пугают Олега, он знает, в какую вступил игру – ведь победителю достанется всё!
Первая публикация, под названием «Конунг и князь: исторический роман» в журнале «Воин», 1995, №№ 1-4.
Входит в:
— цикл «Князья Древней Руси»
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 10 октября 2021 г.
Я думаю, многие опытные читатели имеют схожие требования к историческому роману. Он должен быть захватывающий, атмосферный и реалистичекий.
С первым у «Вещего Олега» все хорошо — все вокруг интригуют, стрелы свистят, яд в кубки подливается, золото варягов грабят и перевозят. Со вторым элементом напряг. Очевидно, что Борис Васильев с бытом того времени не знаком. Вот, почитаешь «Уральские сказы» Бажова, к примеру, и полное впечатление, что автор — современник Емельяна Пугачева или Ермака, колорит плещется в каждом абзаце. А здесь обычные давние времена, детали не мельче вечевого колокола Новгорода, да и тех немного. А вот с третьим пунктом — сплошная беллетристика. Все персонажи сугубо книжные, нереальные. Князья и конунги ведут себя как Завулон с Гесером. каждое слово просчитывая на десять шагов вперед. Герои помельче — сплошные функции. Тот меткий, то коварный. тот жестокий. И ни шагу в сторону. Это у Булгакова невозможно однозначно определить, каковы Воланд или Мастер, хорошие или плохие, жестокие или простоватые, а тут у всех большими буквами характеристики на лбах написано. Никто не ведет себя под действием плохого/хорошего настроения или просто самодурства, стрелы летят точно в яблочко, наши рубят не наших (правда, кто тут наши — славяне, русы или роги, без ста граммов медовухи не определишь).
Да и реальные исторические события здесь почти не затронуты. Так, на уровне, конунг нагрубил князю, князь казнил холопа, аристократы местного розлива того любили, того ненавидели.
В-общем, тема Олега с погонялом Вещим раскрыта не больше, чем в знаменитом стихотворении Пушкина, в котором тоже непонятно, какая ж такая змея смогла прокусить сапоговую кожу.
Severyanin, 2 октября 2019 г.
Роман написан прекрасным языком, за что и ставится оценка. Большое количество исторических неточностей, начиная от боя в конном строю, чего в то время не делали ни варяги, ни славяне и заканчивая всякой магией типа «славянской вязи» и мифического «славянского меча», который «длиннее и уже варяжского» (оба народа, как и большая часть Европы того времени использовали абсолютно идентичные мечи каролингского типа) и общим описанием быта, которое плавно переносит героев в эпоху лет на 300-400 позже описываемых событий.
KatrinBelous, 8 апреля 2016 г.
Место действия: Киевская Русь
Время действия: примерно 882 г.
Впечатления:
Дочитав роман «Вещий Олег», не могу не согласиться с упомянутым в одной из рецензий на ЛЛ сравнением с «Игрой престолов». Собственно игра за престол, но по старо-славянски, и происходит в книге. А еще здесь плетутся интриги, строятся, распутываются и запутывают всех персонажей произведения. В центре этой паутины старый паук князь Рюрик, который все еще цепко держит в руках власть и не собирается упускать. Но у него появился серьезный соперник — его собственный воспитанник конунг Олег, известный истории как князь Олег Вещий. Именно их противостояние и является главной темой книги, второе название которой не случайно «Князь и конунг».
В конце произведения на арене появляется еще один серьезный игрок, которого нельзя сбрасывать со счетов. Это единственный сын князя Рюрика — Игорь. Уже о его княжении можно будет узнать из следующего романа Бориса Васильева «Ольга — королева русов». С серией «У истоков Руси» точно буду продолжать знакомство, уж очень интересно:)
Следует сказать пару слов о героях:
Не могу не отметить Инегельду. Вот уж хитрая девчонка! Если бы она была в «Игре престолов», то я бы ставила именно на нее. Такая кого угодно вокруг пальца обведет и использует в своих целях. Вот она мне как раз понравилась и я рада, что не попалась она в руки своих преследователей, а наоборот судьба свела ее с Урменем. Кстати, если вам интересно, кто скрывался под личиной Соловья-разбойника, то автор дает ответ и на этот вопрос:)
Было очень жаль Закиру и Альвену, обе оказалась пешками в чужой игре. Правда, одна заплатила всего лишь своим женским предназначением и счастьем, а другая и вовсе жизнью.
Жаль было и хитроумного воеводу Хальварда. Сгубила таки мужика власть! А я так восхищалась его умом. И сына его Безымянного жаль. Правосудие вроде бы совершилось, но как и Урменю от совершенной мести, было мне грустно.
В общем, получился добротный и захватывающий исторический роман. Сюжет не провисал ни на секунду, все персонажи вышли яркими и запоминающимися. Правда его историчность можно оспорить, но я этого делать не буду ибо авторское виденье никто не отменял. И многие догадки писателя вполне логичны и как по мне могут иметь место. Например, смерть князя Олега Вещего. Честно говоря, мне кажется, что эта история с его любимым конем и змеей слишком романтизирована и придумана, чтобы скрыть правду. Я придерживаюсь мнения, что князь был просто убит и вполне возможно именно так как и говорит автор. Тут следует припомнить, что Олег постоянно звал Игоря змеенышем и упоминал, что опасается змей.
Единственное же с чем я не могу согласиться с автором — это с внешним и кое-где внутренним обликом конунга Олега. Дело в том, что это мой любимый князь киевский. Мне очень нравится этот исторический персонаж еще со школы и возможно я его чрезмерно идеализирую, но для меня он воплощение образа Финрода Фелагунда и по внешности в моем воображении он напоминает скорее Тингола, но совсем не князя Святослава с его чубом:) Но это конечно же все абсолютно субъективно)