fantlab ru

Питер Хёг «Тишина»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.66
Оценок:
66
Моя оценка:
-

подробнее

Тишина

Den stille pige

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Действие нового романа Питера Хега происходит в сегодняшнем Копенгагене, вскоре после землетрясения. Знаменитый клоун и музыкант, почитатель Баха и игрок в покер, лишенный гражданства в родной стране, 42-летний Каспер Кроне наделен необыкновенным слухом: каждый человек звучит для него в определенной тональности. Звуковая перегруженность современного города и неустроенность собственной жизни заставляют Каспера постоянно стремиться к тишине — высокой, божественной тишине, практически исчезнувшей из окружающего мира.

Однажды он застает у себя дома незваного гостя — девятилетнюю девочку, излучающую вокруг себя тишину, — дар, сродни его собственному…

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Тишина
2009 г.

Издания на иностранных языках:

The Quiet Girl
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, наверное, самая неожиданная книга изо всех, что я прочитал, или как минимум в первой пятерке. Здесь не ясно не то что на соседней странице произойдет, а в следующем абзаце. Какая-то логика поломанная, или точнее — очень авторская, как пунктуация у Толстого.

Очень странный текст, очень странный детектив, который если честно, до конца так и не понятен — что-то Питер Хёг перемудрил и переусложнил. Это что-то совершенно нечеловеческое. Как сериал Ганнибал, который сняли маньяки для маньяков, так и эту книгу написал какой-то сверхчеловек для сверхчеловеков.

Чем-то похоже на комикс. Какая-то извращенная супергероика с неформатным супергероем, лажающим на каждом шагу. Боевые православные монашки, все знающие и все умеющие, супердетишки, способные останавливать время и вызывать потопы, а также суперзлодей, чья мотивация и злобная деятельность в итоге для меня остались весьма смутными. Темная изнанка Копенгагена, фриковые персонажи, иногда отсутствует осмысленность поведения, многие события происходят ночью. Главный герой чем-то напоминает Роршаха из Хранителей, но более вменяемого и одаренного.

Довольно быстро у меня появилось ощущение, что книга вот-вот закончится. Когда я прочитал четверть, я подумал — странно, текста еще много, а ведь уже конец виден. Когда я прочитал треть, подумал тоже самое. Потом половина, две трети, и книга, постоянно балансирующая на грани концовки, никак не хотела заканчиваться и все длилась и длилась. Самое интересное, что ближе к концу начинаешь осознавать, что книга не закончится никогда, и всегда будет оставаться еще один непрочитанный кусочек — все меньше и меньше, но так в итоге и не исчерпаемый — что концовка книги только подтверждает.

Читать мне было интересно. Стиль автора интригует и завораживает. Как будто смотришь занимательные иллюзии опытного фокусника, и никак не можешь угадать, что он будет делать в следующий момент и как еще он тебя удивит. Кроме того, сильно забавляло, насколько все события плотно подогнаны друг к другу. Все персонажи появляются ровно в нужный момент, ни секундой раньше, ни секундой позже, как будто стоят за кулисами и ждут своего времени и отмашки автора. Тишина работает как идеально заведенные ходики, и персонажи как будто двигаются по кругу, все время появляются одни и те же личности в разных ипостасях, это удивляет даже самого героя.

Однако при этом роман страшно выматывает — очень уж сильные и протяженные эмоции, очень глубокие и насыщенные, автор очень качественно переводит слова в тактильные ощущения, осязание и соучастие. Это сложно долго выдерживать, хочется с криком броситься в ближайшее окно, чтоб все наконец закончилось.

Если рассматривать книгу как жанровую, то это полный провал — книгу штормит, автора перекидывает из темы в тему, жанры смешиваются и размешиваются, различить основной сюжет довольно сложно (даже детективная линия в результате вырождается). Однако если не пытаться искать нужные тэги, жанровые черты и координатную сетку, то книга обретает связность и не то чтобы осмысленность, но какую-то сферичность. Произведение очень авторское, и воспринимать его надо со всех сторон сразу — а это трудно, и лично у меня, как представляется, это не получилось в полной мере.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

90% информации об окружающем мире мы получаем при помощи глаз. Автор небезуспешно смоделировал ситуацию, при которой главный герой, имея отличное зрение, взаимодействует с окружающей действительностью прежде всего при помощи слуха. В ходе повествования для создания той или иной звуковой атмосферы писатель активно приводит наименования огромного количества классических произведений. Чтобы быть на одной волне с героем приходилось постоянно откладывать книгу и знакомиться с музыкальными зарисовками при помощи планшета. Вероятно, обладатели хорошего музыкального образования избежали бы этой участи :)

Формально произведение можно причислить к жанру «детектив», однако детективная линия сюжета выглядит слабовато. Тем не менее, указанную огреху автору можно простить, поскольку роман писался не ради этого. Некая рваность сюжета не помешала Хёгу создать интересное, нетривиальное произведение. Прежде всего за оригинальность и расширение музыкального кругозора — 7.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я считаю эту книгу очень мужской. Для женщины — мир главного героя, его внутренние переживания, его внешние действия могут показаться слишком неестественными, нелогичными, неинтересными в конце концов. Всё показано слишком с близкого расстояния, почти физиологично. И город показан так же. Если вы были когда-либо в Копенгагене, — ваши ощущения от его атмосферы вновь нахлынут на вас: вся эта выморочность архитектуры, морской ветер, какая-то вечная скандальность, висящая в воздухе, люди... Для меня «Тишина» — добрый роман, о тихом уюте посреди мира хаоса, о красоте (во всех смыслах), о безоглядной смелости, о мире Духа. Ещё хочу сказать о «послевкусии», которое надолго остаётся с вами после прочтения всей этой истории... Хорошая литература. Высокая плотность текста. Рекомендую.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу я думал назвать новый роман П. Хега «Тишина» главным разочарованием года. Но, по-видимому, это будет слишком мягко сказано. Пожалуй, «провал года» будет самой подходящей номинацией для нового хеговского романа.

Кажется, что автор соединил в «Тишине» несоединимое: самых эксцентричных и фантастических персонажей с банальными разсуждениями и псевдоинтеллекутальной болтовней. В романе присутствуют: разочарованный в жизни клоун, умеющий слышать приближение тумана, определять по тиканью марку часов, но, самое главное, слышать звуковое поле, которое излучает сердце каждого человека. Имеется также очень странная женская монашеская община, принадлежащая «белорусскому патриархату». Настоятельница общины (разумеется, мать Мария — как же еще?) носит под власяницей кружевное белье и не может обойтись без секса. Другая белорусская монахиня, по национальности эфиопка, также совсем не проста. Она наделена невероятной красотой и столь же невероятной физической силой. А есть еще дети-индиго, «рожденные под радугой», и (само собой!) обладающие паранормальными способностями. А еще в романе присутствуют безногий автогонщик (друг нашего клоуна) и злодей по имени Каин (разумеется, враг нашего героя). Но все эти необыкновенные персонажи, которые вполне могли бы украсить роман какого-нибудь Далквиста, не вызывают ни малейшего читательского умиления. Почему? Да потому что текст, который произносят герои Хега, поистине ужасен. В этом тексте (прошу прощения за тавтологию) пошлость на пошлости сидит и банальностью погоняет.

Ну как, скажите мне, еще можно расценить нижеследующие авторские «откровения»:

«Злых людей не существует. В каждом человеке звучит сострадание.»

«Действительность — это птичья клетка».

«Безысходность окрашена ре-минором». «С Моцарта начинается сомнение в Божественном».

«Сердце каждого человека излучает звуковое поле — оно звучит восхитительно. К сожалению, мы сами его приглушаем...»

Можно еще долго цитировать эту псевдо-интеллектуальную чушь. Скажу лишь одно — сам Липскеров в своих худших произведениях стеснялся выписывать подобные «размышлизмы».

А еще ( к нашему несчастью) во время написания «Тишины» П. Хег внимательно читал Мейстера Экхарта, Карла Юнга, Готфрида Лейбница, Мартина Бубера, Георгия Гурджиева etc.// И теперь этих авторов к месту и ни к месту вспоминает главный герой романа. Так сказать, придает тексту «интеллектуальный лоск».

Читая «Тишину», я долго не мог поверить — неужели все это всерьез? Оказалось — абсолютно всерьез. Ни малейшей попытки самоиронии, ни капли авторского лукавства, никакой «игры в классику». От подобного авторского самомнения и неприкрытого самодовольства становится по-настоящему грустно.

Финал романа не то чтобы разочаровывает, а окончательно убивает. Для чего были нужны все эти лейбницы-буберы и дети-«индиго», теория музыки и распутные монахини, святые отцы и безногие гонщики? И Каин-злодей чего умышлял? А очень просто — весь авторский пыл был направлен на

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разоблачение махинаций с недвижимостью.

Стоило ли вообще огород городить?

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, как расстроена то я...Так хотела прочитать эту книгу, прочла, а в итоге...

Купила, как уже было у меня неоднократно с современной литературой, по заинтриговавшей обложке. Пришла домой, прогуглила, что есть Питер Хёг, и решила оставить книгу, так сказать, на десерт. Друзья, которые приходили ко мне, всегда выпрашивали дать ее почитать, опять же, из-за обложки. Никому не дала, говоря, что только после меня вы узнаете, что там такого в содержании, или же покупайте себе свою. Спустя несколько месяцев поняла, что пришел ее черед. И вот кульминация, таа-дааа, начало первой главы! Все отлично, и потомственный клоун нравится, и автор пишет так что надо задумываться, и сюжет вроде пока еще не встречался... Но вот глава за главою все больше лишней информации, уже теряешь мысль от того запутанного многообразия городов, улиц, имен, монашек, детей и прочего прочего...

Перегромоздил, Хёг, что ли...Как-то уж ооочень всего много... Уповала на конец... Зря уповала...(

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сумбурное произведение, повествование в начале книги как мозаика, ничего не понятно. Потом потихоньку проясняется, и начинается драйв с погонями, мордобоями, стрельбой... Но написано это все так, что повествование вообще не захватывает. Читать откровенно скучно от начала до конца.

У меня возникло ощущение, что я не читал книгу, а смотрел черно-белый немой кинобоевик с середины... то есть на экране что-то мелькает, ты видишь стрельбу, кучку людей, все куда-то едут, потом бегут, потом морду бьют, потом еще что-то.

Не понятна мотивация героев, характеры абсолютно не раскрыты. Также раздражает полное отсутствие логики в поступках героев. Никому не сопереживаешь, вообще чувств не возникает никаких при чтении.

В общем не книга а какой-то «театр абсурда», как было сказано в чьей-то рецензии. Жаль потраченного времени. Еле дочитал.

Оценка: 2
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

История жизни Каспера Кроне разбита на кусочки. Они чередуются на страницах романа, решительно пренебрегая временем, словно играя с ним в прятки и показываясь на свет без очереди и без спроса. Вот он выступает на аренах самых известных цирков мира. Вот он — маленький мальчик, засыпающий на руках отца во время ночных переездов. Вот — бредущий по городу после любовной ссоры. Вот проходит реабилитацию после травмы, выявившей его особый талант.

Каспер Кроне умеет слышать.

Он слышит звучание людей и мест, ритмы города и окраин — их уникальные звуковые рисунки, читает мир, как по нотам, и знает, что ни один человек не остров, и звон колокола — это тоже чей-то звук, вплетенный в другие голоса и мелодии. Вместе, одновременно, сейчас они сливаются в притягательно шумную какофонию, которая и есть жизнь.

Сейчас для него звучат тревожные нотки.

Каспер Кроне — 42 года, характер нордический, не женат — оказывается фигурантом дела о неуплате налогов и рискует оказаться в тюрьме. Однако страшит его не это, а загадочное исчезновение КларыМарии — десятилетней девочки, обладающей притягательным даром тишины.

Вскоре оказывается, что похищение детей поставлено на широкую ногу, и одним ребенком дело не ограничивается. А все похищенные и похитители таинственным образом связаны с неожиданным землетрясением, изменившим ландшафт и облик Копенгагена.

Роман превосходно иллюстрирует характерную тенденцию, связанную с традиционным разделением литературы и фантастики, а именно продолжающуюся их мирную конвергенцию. Главные места в литературе «основного потока» все чаще и все увереннее занимают книги, уклончиво атрибутируемые как «романы с элементами фантастического». А авторы мейнстрима все чаще и все охотнее используют идеи, приемы и сюжетные схемы, характерные для фантастического жанра. Возможно, одна из причин в том, том, что реализм не справляется с задачей адекватного отображения действительности.

Изменившееся, сверхчувственное восприятие главного героя является лишь уловкой, способом показать волшебство жизни — не приукрашенное, но подсвеченное и преувеличенное лишь самую малость. Что позволяет своевольно отнести роман к своего рода нордическому магическому реализму, суровому, но симпатичному. Или возвести его генеалогию к сказкам другого датчанина, Ганса Христиана Андерсена.

Удивительно ли, что поиски клоуном с манерами трикстера, склонным рассматривать свою жизнь как представление, девочки, которая способна даровать ему тишину, на деле оборачиваются поисками трансценденции. Поисками божественного автора и исполнителя музыки сфер, доступной восприятию Каспера. Не случайно немалую роль в происходящих событиях играет восточная (то есть православная) церковь.

В романе вообще нет случайного. Встречи, события, люди, которые по сюжету могли бы претендовать на случайность, оборачиваются на поверку или результатом замысла персонажей, до поры сокрытого от читателя, или юнгиановской синхронностью — свойством жизни проводить и пересекать параллельные прямые.

Круговорот действующих лиц — монахинь с загадочной миссией, африканок, мастерски владеющих айкидо, легендарных воров, работающих карманниками, морских офицеров, ставших королями преступного мира, детей с фантастическими способностями, умирающих юристов и цирковых артистов в кризисе среднего возраста, да к тому же практически безнадежно влюбленных, ближе к финалу перестает быть смешением, напоминающим джазовую импровизацию, и обнажает внутренние связи и закономерности, причины и следствия.

Вслед за этим, сразу за наступлением развязки повествование, совершенно в традиции Хёга, обрывается, едва ли не на полуслове, не давая затихнуть ее последним нотам, резко и беспокойно.

Напоминающий цирковое представление роман, пестрый и живой, то по-осеннему элегический, то бодрый как цирковые марши, не ставит своей целью развлечение читателя.

Насыщенный музыкальными терминами и отсылающий к известным и малоизвестным произведениям классической музыки роман не ставит своей целью поучение читателя.

Демонстрируя мир по Касперу Кроне, преисполненный звуков и нуждающийся в божественной тишине, он предлагает читателю сопереживание.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Тихая девочка» (а именно так дословно переводится название последнего романа Хёга) писалась 10 лет. Точнее, такая пауза отделила этот роман от предыдущего («Женщина и обезьяна», 1996). Потом прошло еще 3 года в ожидании перевода и публикации книги на русском языке. Будучи человеком, обожающим (к чему лукавить)) прозу Хёга, я, естественно, ждал последнее хёговское творение с нетерпеливым предвкушением.

Книжка вышла, я её купил, прочитал и …«залился горькими слезами». Настолько большого разочарования я никак не ожидал. В попытке хоть немного похвалить, могу упомянуть всего пару вещей – это хёговская фантазия сама по себе и слог (некоторые изящные детали повествования в виде, например, удачно найденных фраз или красивых метафор).

А в целом, книга переполнена банальнейшими сентенциями, псевдофилософскими рассуждениями, нарочитой религиозностью — и всё это, по большей части, базируется (весьма сомнительно, надо сказать) на теории музыки. По сюжету – сплошной хаос: все зачем-то бегают, чего-то ищут, взламывают замки, стреляют, ломают кости, выбивают челюсти, отрезают пальцы. Какие-то недоговоренности (тайны, тайны, тайны), которые к финалу утомляют так, что и словами не передать. А многозначительный сумбур, состоящий из неадекватных (и главное, непонятных) действий почти всех персонажей усугубляется цитатами из Бубера, Кьеркегора, Лейбница, Будды, Рамакришны, святых отцов (включая белорусского патриарха(?!)) и т.д. и т.п.

Театр абсурда — и ни грамма иронии.

А финал — я так надеялся, что он расставит всё по своим местам! – только добавил негодования к общему ощущению неудовлетворения от книги. Посему рекомендовать книгу могу только узкому кругу лиц, которые, во-первых, любят всё странное и необычное (а этого здесь с избытком), во-вторых — тем, кто как и я, очень любит творчество этого датчанина в принципе.

P.S. Отрешившись от содержания собственно романа, хочется лишний раз вспомнить добрым словом Елену Краснову, замечательнейшую переводчицу с датского языка и сказать ей огромное спасибо за великолепно проделанную работу.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный роман, главный герой которого обладает практически абсолютным музыкальным слухом и воспринимает окружающую действительность как череду тональностей, создающих грустную и парадоксальную симфонию бытия, чем-то похожую на композиции Ойстена Севага смешанные с отрывками произведений Баха... Сюжет в романе играет весьма второстепенную роль, как впрочем и в большинстве других произведений Хёга, главное здесь — это умение почувстовать мелодику строк, впитать в себя впечатления о разрозненные образы, которые словно тени оживают на страницах и сопровождаются цитатами из Киеркегора, Витгенштейна, св. Катарины. Один из самых лучших и проникновенных романов года.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страниц за 100 до конца я мысленно ставила Хёгу (любимому мной!) 6 и уповала на финал. Ну уж концовка-то точно поднимет балл хотя бы до 7. Ха! С недоумением и удивлением ставлю книге 4 — только за то, что я ее все-таки осилила. Хотя за это, видимо, действительно стоит сказать спасибо переводчику.

Нагромождение героев, фамилий и звуков. Все-таки есть что-то общее со «Смиллой» (дети, детектив, некоторая научность), музыкальная составляющая напомнила мне «Альтиста Данилова» — но как там, так и здесь я, плохо разбирающаяся в классике, т.е. не способная по названию воспроизвести в голове мелодию, этим не прониклась.

Возникла мысль, что если по этой беготне за непойми чем с мистическими наворотами и периодическим кровопролитием снять фильм или даже сериал (ибо 550 страниц), сопроводив действо музыкой, конечно, Баха, — возможно, и получилось бы что-нибудь более удобоваримое. Но финал в сценарии все равно однозначно придется переписать.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласна с автором первого комментария, гвалт страшный. Честно говоря, Хега до этого не читала, но взялась, поскольку стала жертвой какой-то немыслимой маркетинговой компании, которую развернул питерский Дом книги. Заманчиво облаченный в черную блестящую суперобложку новый хит поджидал своих жертв чуть ли на каждом шагу чуть не от входных турникетов магазина.

Честно признаюсь, некоторое моменты очень понравились- например, небанальная задумка-идея. В результате несчастного случая герой обрел какой-то фантастически совершенный слух, который издают не только предметы, но и, нарушая все физические законы — душа и сознание человека, его психофизический настрой. Обилие «агрессивны (цит. отзыв) деталей и обилие экшена, а также нелогичные сюжетные ходы (как-то не-по-чеховски — много ружей висять, но ни одно не выстрелит в следующем акте). И смазанная супер-хэппи-эндовская концовка вконец испортили впечатление от прочитанного.

Так что за идею и хороший слог готова была поставить 9, но в итоговом «командном зачете» всему произведению готова поставить только 6, отдельные полалла — личное мое трепетное отношение к скандинавам)

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тишина» Питера Хёга требует от читателя недюжинного запаса времени, терпения и хорошей памяти. А также умения посмотреть на происходящее отстранённо, чтобы за деталями увидеть общий замысел, сказать деталям: «Цыц! На место!». Иначе агрессивные детали в наглую заполнят собой всё восприятие и начнут галдеть, кто громче.

Я раньше не была знакома с книгами Хёга, читала впервые, потому не ожидала ничего — ни качества, ни его отсутствия.

Сначала замысел увлёк: музыка как ведущая линия — интересно, интересно. Нелинейная композиция тоже занятна, происходящее разворачивается как бы через видение героя, хотя повествование от третьего лица. Поэтому там постоянные отсылки на его прошлое, обрывки воспоминаний, «объяснения», чем для него ценен тот или иной кусок настоящего.

Потом начало раздражать: супергерой постоянно получает такие удары судьбы и в челюсть, что странно, как вообще не рассыпался, хоть и супергерой. Начало раздражать обили деталей и сюжетных поворотов, этакая клиповая техника — эпизод сюда, эпизод туда, всё на драйве. Все куда-то несутся сломя голову, вроде, понятно, почему, но не понятно, чем кончится. Эта скорость и это напряжение могут быть оправданы только финалом (как уже здесь писали).

В середине книги выросло огромное желание отложить её насовсем: экшн никак не прекращался, экстремумы чуть не на каждой странице, а результата всё нет. Американские горки, а не роман. То есть огромным количеством приёмов и деталей автор дал понять очень простую вещь: герой крепко вляпался.

Плюс у него есть возлюбленная, которая непонятно когда появилась и непонятно по каким причинам от героя ушла. И он томим тоскою с тех пор, как. И ищет, ищет без устали, и её, и не только её. Можно было бы с натяжкой принять, что сюжет заквашен на христианском экзистенциализме Кьеркегора (и откуда-то вылезли суфии с образом Всевышней, а не всевышнего), поиск высшей любви, все дела, духовное восхождение простым быть не может, и достижимым тоже — экзистенциализм, всё-таки, не эпикурейство какое. Можно было бы увидеть аллюзии с алхимическим великим деланием. Но не знаю, как другим читателям, а мне скучно, когда подобные философские вертикали подают в форме боевика. Скучно и смешно. Перед кем проповедуем, уважаемый автор? Или обращайтесь к целевой аудитории, которой не нужна красочная обёртка, чтобы понять, чем герой на самом деле занят, или не пытайесь впихнуть в обёртку явно не подходящее для неё наполнение — пипл всё равно не схавает, подавится. А так — получился очередной «фишкинг», то есть выезжание на «фишках» при посредственном замысле.

Остросюжетный роман читается вяло и нудно. Страсти в клочья и кульминация на каждой странице. С половины книги ощущение, что она давно должна кончиться, а всё никак. И все вещают, просто не переставая.

Прочитав до конца, осталась в недоумении. Есть сразу 5 вариантов, «что это было»:

- это плохо продуманная книга, просто ради наворотов (замужняя монахиня-мастер айкидо и монахиня в кружевах повеселили, да);

- это игра автора с читателем: вот, мол, гляньте, как герой, клоун, страшно серьёзно относится к себе самому и куда его заводит эта сверхсерьёзность;

- автор замыслил сыграть музыкальное произведение в прозе, а-ля Бах, на которого он ссылается всё время, и все эти детали нужны именно для соответствующего звучания, настроя. То есть не важно, какой там финал (смысл музыки в самой музыке, а не в«чем всё кончилось»). Если Хёгу было важно создать образ, то сюжет вообще роли не играет.

- он имел в виду, что сам роман — гвалт страшный, а тишина наступает, когда читатель закроет книгу;

- это может быть и самопародия — как на автора, который пытается дотянуться к божественному и не может, получается вот такая фигня, как этот роман.

Вроде бы нормальная для постмодерна ситуация, когда книгу можно понять и так, и эдак, но завершённости и точности не хватает.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх