Герхарт Гауптман «Перед заходом солнца»
Пожилой тайный советник оказывается в плену ненависти собственных детей, не дающих ему возможность даже на склоне лет начать свою собственную жизнь. Юная Инкен Петерс, в которую влюблён отец, не дает покоя жестоким детям. Действие разворачивается после первой мировой войны в большом германском городе.
Входит в:
— антологию «Драматурги — лауреаты Нобелевской премии», 1998 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 17 марта 2023 г.
Смешно это выглядело: ведь ему за пятьдесят, а она совсем юная (цитата из совсем другой книги)
Как-то у меня с классикой немецкой драматургии отношения до сих пор не складывались. В том смысле, что даже попыток не делал ничего немецкого драматического прочитать или послушать. И пробел этот начал зудеть и чесаться, требуя обратить на него внимание и, наконец, «почесать» это беспокойное место.
Пьеса Гауптмана рассказывает нам, с одной стороны, о довольно банальной ситуации, но с другой — неординарной и неоднозначной, а потому обсуждабельной. Речь идёт о чувствах и отношениях между людьми с большой, а порой просто огромной разницей в возрасте. Примеров тому в реальной жизни множество, и общественность то и дело корчится в осуждении и негодовании, но может и в зависти, слыша об очередной связи между Им и Ею с разницей этак лет в 25 и более.
Вот и здесь старый уже человек вдруг вспыхивает чувствами к молодой девушке. И конечно же начинает совершать всякие безрассудства и нелепости — по крайней мере по мнению своих взрослых детей, да и всего города тоже. А поскольку человек он не бедный и ему есть что завещать (а наследникам — наследовать), то обстоятельства эти приводят детей к необходимости (по их мнению — вынужденной необходимости) действовать, причём действовать решительно. Ни во что не вникая и не желая прислушаться к мнению своего влюблённого отца (и тестя).
Конечный итог всего этого драматизма превращается в трагедию. И тут можно и поразмышлять самостоятельно или пообсуждать ситуацию и действия героев пьесы с друзьями и сотоварищами. Тем более, что мнения, скорее всего, будут разными, а потому обсуждение может стать вполне «горячим».
Не забыть бы посоветовать эту пьесу для чтения в свой читательский клуб КЛюЧ...
Paganist, 24 марта 2020 г.
С одной стороны престарелый и богатый бизнесмен, овдовевший несколько лет назад, пытается устроить личную жизнь и, влюблённый, переживает вторую молодость. С другой — многочисленные отпрыски бизнесмена, которые не позволяют отцу предаваться счастью на старости лет. Само-собой, знакомая и далеко не новая ситуация для литературы. Но мастерство писателя не в том, о ЧЁМ писать, а КАК подать. В этом Нобелевский лауреат демонстрирует высокий уровень. Пьеса очень эмоциональна и многослойна.
Критики усматривают в самом названии (да и в самом содержании) пьесы пророческие мысли — приход к власти нацистов, что станет «заходом солнца» Германии. И проявляется это в столкновении идеалиста отца, олицетворяющего гуманизм, с меркантильными и жестокими детьми — символом надвигающегося человеконенавистнического режима. Ладно, исследователям творчества Гауптманна виднее. Я же усмотрел в пьесе психологический пласт, ибо сюжет построен на неразрешимом противоречии.
Если стать на сторону того самого влюблённого старика-отца, действия его детей кажутся возмутительными и безнравственными. Тем более главный герой заслужил уважение своей любовью и привязанностью к родным, благородством к друзьям и справедливостью к подчинённым. Но рассматривая ситуацию с точки зрения детей и родственников, картина получается иная. Ведь действительно старик не отдаёт себе отчёт — увлёкся простой девицей из рабочей семьи. Какая тут может быть любовь? Разумеется, она его окрутила и теперь станет претендентом на огромное наследство. А на деле — у каждого своя правда. Дети из лучших побуждений, которыми, как известно, выложена дорога в ад, пытаются взять ситуацию под контроль, но в итоге лишь усиливают конфронтацию. Сам же влюблённый взывает к чести и разуму, но тоже остаётся неуслышанным. И попробуй найди в этом хитросплетении правого и виноватого.
А виновато само общество. Которое живёт под грузом устаревшей морали, изживших себя традиций и архаичных представлений о приличиях. Человек не может быть свободен в поступках только потому что существует диктат общественного мнения. Это печально, в этом и весь трагизм пьесы. Хорошей, к слову, пьесы.