Андрей Валентинов «Око силы: Первая трилогия (1920-1921 годы)»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Центральная Азия | Восточная Азия | Южная Азия ) | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Гражданская война. Белые против красных. Все вроде бы привычно и соответствует истории... Но, есть не большое исключение — то, что умолчала официальная история. Отряды красноармейцев-упырей, засекреченый проект межпланетных перелетов, таинственные дхары...
Автор пытается понять, что же стоит за трагедией гражданской войны, за всеми ее ужасами и кровью. Почему люди превратились вдруг в зверей, жадных до зверства и убийств, почему все это происходило? Что вдруг произошло с сознанием людей, что толкнуло их в эту пропасть безумия? На некоторые из этих вопросов автор дал ответы, переосмыслив историю нашей страны, попытавшись разобраться в истоках.
Содержание цикла:
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— роман-эпопею «Око силы»
Награды и премии:
лауреат |
Фанкон, 1997 // Дебют Украины | |
лауреат |
Аэлита, 1997 // Премия «Старт» |
Номинации на премии:
номинант |
Мечи, 1997 // Лунный Меч | |
номинант |
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 10 августа 2023 г.
Сегодня, спустя пять лет после первого прочтения, в восприятии сего мастодонтальнейшего труда — абсолютно ничего не изменилось. Это — по-прежнему — более чем специфическое чтиво, стоящее особняком в разнообразнейших приделах Светлого Храма Фантастики.
Ни на что не похоже, ни с чем не сравнимо. Разве что со звягинцевским «Одиссеем…». Но там сил хватило — только до половины (чуть больше, реально осилил только «ХлопОк одной ладонью»), здесь же — не только все томА воспринЯл, но даже и перечитывать — как оказалось — настроя хватает.
Труднообъяснимый фокус, уважаемый потенциальный читатель. Чтиво создаёт какую-то особую атмосферу узнавания чего-то незнакомого, вспоминания чего-то неизвестного, какое-то мистическое дежавю. Погружение в текст — неизменно и неизбывно — формирует некий устойчивый набор микроэмоций, составляющих картинку осознания сАмости чего-то неочевидного, но бесконечно родного и близкого.
Парадоксально. Гипноз какой-то. Или — действительно — некий ментальный фокус
genametr, 12 ноября 2022 г.
Таки присоединюсь к отзывам о первой книге — годнота. Есть и динамика и сюжет и характеры. Мистика не зашкаливает и у героев ясная цель. А вот дальше началось «хождение по мукам» — автор растратил силы на эпизод про Шекар-Гомп, который прописан отлично. Но чем героям заняться после (таким же масштабным) не придумал. В результате от динамики не осталось и следа оба протагониста слоняются по свету и маются дурью. До кучи, к концу третьего тома «беляк» Арцеулов вдруг стал называть «краснопузого» Косухина исключительно на «вы» хотя в первых двух они вроде на «ты» были. Так и хочется списать на «огрехи перевода»)) В среднем получилось где-то на «семерочку» и по большей части за первый том.
rerwier, 11 сентября 2020 г.
Я читал Валентинова еще подростком, зачитывался им, Олди, Лазарчуком. Так что пожалуй смею судить о прочитанном вполне адекватно, не предвзято.
Сломался я на третьем томе данной эпопеи.
О причинах слома писать не буду, скажу о другом.
Первый том — достойное чтиво. Все есть — и люди и нечисть и большое светлое будущее и мистики вагон.
Но главное — есть про людей. Читаешь, веришь, сопереживаешь.
В остальных томах считаю это утерянным, так что прямиком их «в штаб Духонина».
Sic
Ironic_Cloud, 15 сентября 2019 г.
На первых страницах думала, что брошу. «Красно-белый» сеттинг — совсем не мое. Но потом автор стал накидывать мистику, и вот меня уже за уши не оттащишь!
Одно только появление кольца, захороненного вместе с почившей супругой главгера, чего стоит!
И вот я весело мчусь через первую книгу, однако на второй и третьей задор затухает — вместо лихо закрученного детектива (на который я уже настроилась) мне подсунули приключения ради приключений и вообще «Индиануджонс». И оно не плохо, но бесконечно жаль, что все придуманное автором в первой книге отошло на второй план. А что же на первом? Отношения красного Степана и белого Ростислава — которые по разные стороны баррикад, но вообще отличные ребята и хорошо работают в тандеме.
По итогу мне скорее понравилось, чем нет. Да, «Страж раны» проседает по части продолжения сюжета, заставляя читателя топтаться вокруг волшебного монастыря, а «Несущий свет» разочаровывает развязкой. Но, черт побери, я хочу знать, что будет дальше))
mikereader, 11 сентября 2019 г.
Получил меньше чем ожидал. Первая книга была нормальной: нам показали страну, раздираемую гражданской войной (кстати, давно не встречал ничего про тот период истории, было непривычно), и стали плавно погружать в мистику, научные эксперименты и закулисные противостояния. Естественно, я ожидал дальнейшего развития событий, но его не произошло. Вторая и третья книги буксуют на месте и отличаются только декорациями, автор словно выдохся и больше не старается нас удивить чем-то необычным. Герои бегают по квестам, все это, можно сказать, почти ничем и не связано. Можно просто куски выкидывать и ничего не изменится в сюжете, никакого влияния. Куча непонятных намеков и заумных подмигиваний «ну вы ж понимаете», а не деле сумбур из идей.
Спасает только то, что написано более менее нормально для приключенческой книги. Герои живенькие и в отличие от сценарных задумок, понятны, их действия оправданы. Интерес вызывает, читать дальше буду. Однако, даже сразу после прочтения, кроме событий китайского полигона в конце первой книги, в памяти ничего не остается, дальше какая-то сплошная беготня и суматоха с периодическими вкраплениями «роялей в кустах» с многочисленными сценарными указаниями, что героям следует делать дальше.
Ну и нельзя не отметить странные идеи, продвигаемые автором. Дескать, революция была не потому, что люди по 20 на 7 на фабриках вкалывали, а дети голодные сидели, а просто это их кто-то с рогами с панталыку сбивал, чтоб они жирующих беломордых на столбах развешивали... Ну-ну... Все эти «автор пытается понять, что же стоит за трагедией гражданской войны... переосмыслив историю нашей страны...» просто фуфло для громкого словца, ничего автор не пытается, у автора тут волшебные колечки на первом месте.
Barrell, 31 августа 2015 г.
Лет 15-ть назад прочитал впервые. Перечитал — эмоции не изменились. Добротно, забавно, тревожно, профессионально. Всего в меру. Эхом звучит «Аэлита» Толстого, которая в это же время и рождалась и история нахождения «Велесовой Книги». Ну так а чего в этом плохого?
ЧИТАТЬ !
Takeda13, 5 февраля 2015 г.
Вы знаете, я понял, что книга — суть цирк с конями, еще когда читал аннотацию... И тогда же я понял, что обязан ее прочитать — это же такой дикий микс — Гражданская война, вампиры, космические полеты, затерянные монастыри в Тибете, король Артур, дхары, логры и прочая, и прочая... В общем — просто сумасшедшая сборная солянка из мифологии, приключений аля Индиана Джонс, и все это на фоне драки «белых» с «красными»... Казалось бы, в лабораториях по производству опиатов — день открытых дверей...
А вот шиш вам. Книга получилась яркой, живой и невероятно милой.
Да, опять же, очень много недостатков... И первый из них — темп повествования. Он лезет, что называется, поперед батьки в пекло — А.В. почему то дает всем героям трилогии периодический пинок под зад(видимо, что б не расслаблялись)... В результате книга летит вперед «стремительным домкратом» — драки, погони, перестрелки, борьба со всякой потусторонней шушерой. А на персонажей остается мало времени и места — и это подводит нас к...
Второму недостатку — персонажи... Они, конечно, яркие и харизматичные — и белый офицер Арцеулов («белая кость»,потомственный дворянин и просто хороший человек), и красный командир Косухин (ум, честь, совесть, квинтэссенция пролетарской сущности и просто орел)... Но при этом недостаточно глубокие и живые — ну вот мало в них деталек таких мелких, чтоб смотришь на них и думаешь — «ВЕРЮ!»... Мотивации им опять же не достает — ну вот дико меня бесил в течении всей трилогии Степа Косухин со своим классовым материализмом. Ну Степа — тебя ж чуть нежить потусторонняя на тот свет не отправила, кучу раз тебя силы неведомые спасали, а ты — «не верю» и «поповщину развели, буржуи»... Я ж за тебя, Степа, всю трилогию переживал (с Арцеуловым вместе). А ты — ничего не видел, ничего не знаю. Дурак ты, красный командир Косухин. Харизматичный, но дурак.
Все эти недостатки перекрывает художественный язык автора — и все, нету больше для меня недостатков, ничего знать не хочу. И я дурак, конечно, а что вы хотели — классовая субъективность... Язык придает книге особенный колорит — именно так и должна быть написана книга о временах Гражданской войны(по моему мнению, конечно).
Подведем итоги — хорошая, милая трилогия. Если вы не плюетесь при таком количестве смешанных между собой ингредиентов — пожалуйста, извольте-с к столу, вашбродь... Не пожалеете.
А я пойду... Мне в атаку завтра...
Да где ж наган-то мой, чердынь-калуга?!
glupec, 31 декабря 2014 г.
Об этой книге можно говорить долго. Но я скажу сразу самое главное: Валентинов не был бы Валентиновым, если б то и дело не провоцировал читателя. Страшные опасности и ужасные приключения, древние храмы, летающие всадники-призраки... Легендарный 33-й полк Бессмертных красных героев, полный ходячих трупов (Не хочу такого «бессмертия!» Однако потом, уже в 4-й трилогии, Валентинов откажется от этой идеи, заявив — устами Семена Тулака — что никакого такого полка нет, а это все просто испорченный телефон. Кто-то где-то что-то переврал... Но ведь Степа же ВИДЕЛ! Вот и кому прикажете после этого верить? Своим глазам, или простой житейской логике?)
«Парижский квест»: миссия, цель которой — найти ножны Экскалибура *зачем? а просто так, для левел апа!*
Битва в заброшенной церкви с... Вием (да-да-да, с самим Вием, хоть его в этой книги и зовут по-другому!) Красная рожа Венцлава во все небо, и страшный хриплый голос, поминающий всуе Бааль-Зебуба (ну правда, этот эпизод Валентинов потом убрал. А жаль — стеб-то был шикарный! Иногда и красные командиры, как видно, не брезгуют помощью секретного войска, состоящего... из мух.
Короче, Гаррисон Форд завидует — и нервно курит в сторонке. Слово «лубок» тут подходит больше всего. Эта невероятная смесь из правды, полуправды, высказанной втихаря, и откровенного шутовства, была воспринята читателями в начале 90-х... скажем так, с изрядными сомнениями. Кто только не пинал бедного А. В. за «плохих» краснопузых«! Читатель у нас за долгие годы настолько привык к обратному (красные — хорошие, «потому что народ», белые — плохие, «потому что гнилая телихенция»)... Попробуй автор хоть чуточку отступить от «совковых» правил и канонов изображения той братоубийственной войны — ему этого не простят :(((
Вот поэтому некоторые вещи, кои А. В., видимо, боялся писать открытым текстом, он тихонько, как бы «вскользь», проговаривает посредством ну очень нетонких намеков: «что-то задержало Арцеулова. Он еще раз посмотрел на уютно устроившегося в кресле толстяка — и заметил то, на что не обратил внимания вначале. На левой щеке англичанина белел шрам, вместо двух пальцев правой руки, мизинца и безымянного, торчали короткие обрубки, а на зеленом кителе сверкал скромный знак военного ордена. И капитан, с бесцеремонностью фронтовика указав на искалеченную кисть, затем на орден, спросил — «где?»
Лицо толстяка изменилось, как-то сразу помолодев, стало суровым и жестким. Он произнес одно слово: «Кабул» — и капитан вспомнил стихи Киплинга о городе Кабуле на реке Кабул, в которой тонет британский эскадрон, а уцелевшие выхватывают сабли и мчатся в горящий мятежом город...»
(Ясно же, что тут речь о советско-афганской войне, а не о британской).
Словом, вся эта запутанная мешанина, в которой сам черт ногу сломит (и АБСОЛЮТНО непонятно, когда автор издевается, а когда — серьезен), образует самую удивительную книгу из тех, что были в отечественной фантастике начала 90-х. «Око Силы» можно не уважать за то, что-де «замах на рубль — удар на копейку» (хотя 4-я трилогия, кажется, таки все расставила по своим местам); но это очень интересное и нестандартное произведение. У меня оно — в любимых. 8-)
upd.: А на среднюю оценку не смотрите — это просто по старой памяти. И потом — шестерка для меня совсем не низкий балл. Хотел бы принизить автора, поставил бы 5 или 3...
laughingbuddha, 9 января 2014 г.
Книга своеобразная, достаточно тесно переплетенная с реальной историей. Гражданская война, красный террор, белый террор, сознательный и не очень пролетариат... И тут же — мрачная мистика, живые мертвецы, имперская программа эфирных полетов, загадочный тибетский монастырь, голубые свастики. Сюжет, правда, несколько фрагментарный, особенно во второй книге, чем-то напоминающий стандартную квестовую компьютерную игру — эдакое последовательное выполнение заданий и решение головоломок. Герои хороши, разве что их взаимная ненависть/дружба временами кажется чуть показной. В паре-тройке мест автор подпустил очень забавные ляпы (для гуманитария, впрочем, вполне простительные), типа смены обоймы в нагане. Скажу откровенно: на мой вкус, это не лучшее произведение Валентинова, но вполне ничего себе. Подозреваю, что у политически озабоченных товарищей/господ/граждан серия может вызвать определенные подвижки в мозгу и кишечнике, но лично я сие во внимание принимать не намерен. Как приключенческое произведение — очень и очень даже ничего. Автор пытается в фантастическом ключе дать ответ на вопрос: почему тогда победили именно те, кто победил? Для меня лично вопрос очень интересный и неоднозначный, и неожиданная трактовка Валентинова мне понравилась.
alexis1273, 10 декабря 2012 г.
Глядя на оценки ожидал большего. Первая часть дала какие-то надежды на интересное развитие сюжета, но вторая была похожа на поток сознания в части череды различных сверхъестественных проявлений, непонятно для чего нужных. В третей части ситуация с логикой чуть улучшилась, но ответов на вопросы и разгадок автор не дал. До конца не ясно кто тут «хороший», а кто «плохой» и почему. Можно рассматривать это как задел на следующую трилогию. Местами довольно затянуто. Какие-то части сюжета не несут логической нагрузки для сюжета, а, видимо, просто являются историческими зарисовками автора. Такой темой как объяснение сверхспособностей персонажей автор вообще не озадачился. Они есть и все, а почему они есть непонятно. Даже Панов подвел какую-то базу под природу магических способностей всякой чуди, люди. У Лукьяненко детально проработана физика магии и присутсвуют законы сохранения. А здесь сразу непонятки с логикой: у кого какие интересы и что им мешает (с их сверх способностями) их реализовать.
coleebree, 22 июля 2012 г.
Трилогия прочиталась на одном дыхании. И, конечно, в ней имеются отдельные недочеты. На мой вкус, тут явный перебор с огромным количеством «магических» артефактов и смешения мифологий, есть и откровенные рояльчики. Но картина, которую рисует Валентинов поистине грандиозна. Это и приключения героев в различных частях света, и своеобразное апокалиптическое видение исторических процессов, происходивших в начале 20-го века, и судьбы отдельных людей, которых перемололо в мясорубке революции и гражданской войны, но которые при этом не утратили человечности.
На мой взгляд, революция и гражданская война при всех своих ужасах была мифологизирована и идеализирована в советские времена. Разве мы не пели вместе с Окуджавой: «Я все равно, паду на той, на той единственной гражданской. И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной»? И уходящие на закат любимые всеми неуловимые мстители. В этом была какая-то романтика. По крайней мере, это так преподносилось нам. Люди боролись за свои идеалы, за то, во что верили. В этом Валентинов как раз таки продолжил традицию. Просто он создал свой собственный миф про гражданскую, по своему переосмыслил то, что происходило. Герои его прекраснодушны и романтичны, суровы и трогательны. Враги — по-настоящему опасны и мечтают уничтожить всех и все чужими руками, сталкивая людей друг с другом. И при всем при том, что трилогия была написана в начале 90-х в ней нет присущей 90-м чернухи и грязи.
Трилогия является прекрасным образцом приключенческой литературы, которая будет интересна как взрослой, так и подростковой аудитории. Куда там Роллинсу со своими Сигмами! С радостью жду встречи с остальными шестью книгами эпопеи.
Shai-Hulud, 26 марта 2012 г.
В общем я скажу достаточно банальную вещь, проблема таких произведений прежде всего в неправильном позиционировании, Ведь что пишут в аннотациях?
<i>Автор пытается понять, что же стоит за трагедией гражданской войны, за всеми ее ужасами и кровью. Почему люди превратились вдруг в зверей, жадных до зверства и убийств, почему все это происходило? Что вдруг произошло с сознанием людей, что толкнуло их в эту пропасть безумия? На некоторые из этих вопросов автор дал ответы, переосмыслив историю нашей страны, попытавшись разобраться в истоках.</i>
Соответственно люди и подходят к книге с серьёзными ожиданиями. На соревнованиях по боксу все ждут разрекламированного сурового бойца, а на ринг выходит лопоухий и бойкий Петька из 5 б.
Нет у Валентинова никакого переосмысления трагедии гражданской войны, возможно что какие-то уж совсем карикатурные подростки и в самом деле могут принять всех этих упырей-призраков-тибетских странников за какую-то философскую нагрузку, да проблема в том, что речь идёт не о теоретических эдьфах из вакуума, автор в качестве рабочего материала использует настоящую войну, настоящую трагедию моей страны, а это извините требует немного другого уровня, ведь поневоле будут сравнивать с «Хождениями по мукам» или «Белой Гвардией».
Итак книжка изрядно легковесна, а иногда совсем скатывающаяся до бульварщины а-ля московский комсомолец.
Далее из минусов — сумбурный, не проработанный сюжет, с постоянными роялями, бессмысленными поворотами, не выстрелившими ружьями. Герои — не буду говорить приевшиеся уже словечко «картонные», скажу — «убогонькие», в некоторых случаях, они действительно действуют как форменные идиоты.
Мифология мира... в конце превратилась в какой-то уж совсем неаппетитный борщ из фэнтэзи, европейских эпосов (непонятно зачем перевранных), плохо придуманных в азиатском стиле легенд.
Ситуацию спасают авторский задор и буйство фантазии, посему о времени проведенном за чтением не жалею. но дальше серию читать не буду.
Kobold-wizard, 27 мая 2011 г.
Читается легко, даже местами завлекательно. Тяжкое впечатление приходит после. Весьма плоские персонажи, которых автор попытался оттенить метаниями компромисса, но в распылении на большую часть героев это уже не смотрится. В сюжете часты повторения и ходы, которые теперь уже можно считать вторичными. Историческая часть, что удивительно, часто противоречит моим хлипким познаниям. Приплетенный в третьем романе Цандер опять-таки напряг. Фридрих Артурович стоит у основ нашей космонавтики, вот только те конструкции, которые он предлагал в 21м году сильно отличались от технологии «Мономаха». Так что Валентинов нарисовал весьма абсурдную с моей точки зрения техническую картину. Конечно, конечно, это не главное, вот только почему в одних моментах историческая правда важна, а в других нарушается весьма неприятным способом?
Эпопею я постараюсь дочитать, но вообще первая трилогия оставила весьма и весьма среднее впечатление.
Dentyst, 11 ноября 2010 г.
Приступал к прочтению с некоторой опаской, но и с ожиданием чего-то «эдакого». Ну, по-крайней мере, после «Точки Омега» была уверенность, что скучно не будет. Ожидания и уверенность подтвердились, а опасения не сбылись.
В эпопее имеем все признаки махровой бульварщины. Тут и спекуляция на отечественной истории в её переломный период, и масса приключений сменяющихся с головокружительной быстротой, и мистика, так модная в наше время, и мифология.... Короче, много чего намешано. Фантастические допущения автора крайне фантастичны(простите за каламбур). Упыри на службе делу «освобождения рабочего класса» — это не каждому в голову придёт. А космические полёты в начале ХХ века? А мистически-энергетическая «Голова слона» в Тибете? А парижский голем?А ...?
Но самое интересное, что все эти , казалось бы нелепицы, очень гармонично лепятся одна к другой и получается вполне интересное и монументальное полотно. Андрей Валентинов, конечно, достаточно вольно обращается с историей, но и умело — видимо сказываются профессиональные навыки. И даже постоянные «боги из машины», кавалерия появляющаяся в самый нужный момент не раздражают. Чувствуется воля автора — что надо, то и будет, невзирая на логику и объективную реальность. Хорошо используется принцип : «С историей возможны любые вольности, если в результате получается хороший ребёнок».
Ну, это всё про смысловую наполненность, про содержание, так сказать. Да вот ещё — очень мне эта эпопея напомнила серию про Индиану Джонса — своей эклектичностью и занимательностью.
А с литературной стороны мне лично, первое «Око силы» напомнило (и сильно) творчество А.Н.Толстого, а именно — «Аэлиту», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Хождение по мукам». Может быть, мне это и показалось, но (забегая немного вперёд), начав вторую трилогию и найдя там явные аллюзии на другого нашего классика, я уверился, что «это ж-ж-ж — неспроста»
ELENDAR, 11 января 2010 г.
Это первое произведение Валентинова,написанное не в соавторстве,которое я прочитал. Честно признаться — не разочарован ни на грамм. С первых же страниц провалился в мир произведения и вынырнул уже когда захлопнул третью книгу. До сих пор нахожусь под впечатлением,а Валентинов теперь честно занимает место среди моих любимых авторов. Очень здорово в произведении проведена и показана параллель между «красными» и «белыми»,и то как герои постоянно оказываются по разные ее стороны. И хоть «беляки» и получиились пожалуй слишком идеализированы,все же статус «краснопузых» для меня не упал,хотя бы благодаря тому же Косухину.
А сдобрить революцию еще и прекрасной мистической составляющей — это,на мой взгляд,очень замечательное решение Андрея Валентиновича. Книге ставлю заслуженную 10 и с нетерпением жду появления в магазине второй трилогии.