Андрей Таран «Пиявки»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор | Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
В уединенной деревушке почти никого не осталось — горстка стариков да сосланный из города дурачок. И когда начинаются затяжные дожди, а дурачок превращается в нечто жуткое, далекое от человека, перед кошмаром настоящего меркнут даже самые страшные воспоминания деда Кузьмы...
У «Пиявок» была небольшая предыстория. Примерно за полгода до отбора в «ССК-2015» объявили эксперимент — конкурс на самый противный рассказ. В чистом виде литературное хулиганство: выяснить, возможно ли создать произведение, одинаково гадское для всех, квинтэссенцию мерзости. Разумеется, на такой вызов захотелось ответить, и я стал писать. Но пыл угас довольно быстро, и оказалось, что мерзкий рассказ не только мерзко читать, но и мерзко создавать. Я забросил ту единственную страницу текста, которую сумел из себя выцедить, и только во время отбора вспомнил о ней. К счастью, особых гадостей там не обнаружилось, была лишь завязка сюжета — и она почти идеально легла в атмосферу ужаса для «ССК-2015». Оставалась мелочь — написать рассказ и отослать на отбор, что я и сделал. (от автора)
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2015», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
senoid, 2 марта 2015 г.
Рассказ построен по классической схеме «Нападение неведомой хрени вдали от спасения». Хрень тут настолько неведомая, что автор не стал намекать на ее происхождение и родословную — с чем, думается, не прогадал. Иногда в хорроре хочется объяснений, чуть ли не разжевываний, откуда есть пошла очередная срань господня и почему она это сделала. А иногда ничего этого не требуется, потому что объяснялки — штука тонкая. Ими очень легко разочаровать, да и фантазии читателя нужно давать поработать. В данном случае нам достаточно знать, что неведомая хрень — очень голодная. Описанная деревня, может, и не самое оторванное от цивилизации место действия в сборнике, но в силу того, что герои — глубокие старики, едва передвигающие ноги, она представляется едва ли не льдиной посреди океана. Деревня медленно уходит под воду, а в воде той... В общем, выхода нет, помощи ждать не стоит, а персонажи настолько беспомощны, что за них действительно переживаешь. Достойный рассказ, хотя есть ощущение, что иногда автор заигрывается с языковыми финтифлюшками. И околодеревенская стилистика, с присущими оной несерьезными нотками, крадет у рассказа определенную долю мрачности. Ну и концовка показалась скомканной. Дело даже не в заключительной сцене (опять же, классической для фильмов ужасов), а в том, что, перевернув последнюю страницу, ловишь себя на мысли: историей не наелся. Вроде и покушал, а в животе до сих пор урчит. Слишком быстро промелькнули «Пиявки» перед мысленным взором. Пожалуй, первый рассказ сборника, который хотелось бы увидеть в более развернутом формате.
sergej210477, 25 ноября 2015 г.
Вот этот рассказ по-мне! Для меня это классический русский хоррор. Заброшенная деревня, старые беспомощные жители. И нечто, тварь непонятной природы, в которую превратился сельский дурачок. И очень образный, яркий язык рассказа. Ничего лишнего, никаких объяснений и долгих предъисторий. Все случилось внезапно и по-настоящему. Очень атмосферный и реалистичный рассказ.
ii00429935, 8 мая 2015 г.
Талантливо написанный, но при этом очень депрессивный рассказ. Впрочем, если и бывает «хоррор по- русски», то именно такой. Автору особенно и придумывать ничего не надо. Достаточно выбраться за пределы Московской кольцевой автодороги.
Частенько в жанре хоррор герои — лишь пушечное мясо, которое как-то странно жалеть. «Пиявки» — совсем другая история. Рассказ полон сочувствия к нашим старикам. Они, как герой Тарана Кузьма Игнатьич, чудом уцелели в пекле войны, терпели голод и холод во имя светлого будущего, которого так и не дождались. И сейчас они не живут, а выживают. Автор обостряет ситуацию, и потому действие происходит в умирающей деревне, где осталось всего 5 жителей. Показательно, что у деревни даже нет названия. Кто знает, может, так и выглядит 1-й круг Ада? Появление монстра (это ведь хоррор!) в таком антураже совсем не удивляет. По сути и компания «золотой молодёжи» в эпилоге «Пиявок» — тоже в своём роде чудовища. Но не это пугает более всего, а то, что нищая, унылая жизнь у нас считается нормой.
Heckel, 14 марта 2015 г.
Хороший рассказ, в котором даже по-стариковски грубоватая и затейливая образность, как лыко в строку. На редкость удачный монстр, годный сам по себе, без лишних пояснений, которые только испортили бы впечатление, как портит его совершенно ненужный визит в деревню Сявиного внука со-товарищи после того как...
Вот тут и надо было заканчивать эту замечательную историю. Замечательную по большей части тем, что грустная житейская правда вытягивает и делает реальностью фантастический ужас. Так мне думается. И всё же рассказ хорош.
Колобок У, 31 января 2015 г.
Написано отлично, монстр один из самых оригинальных и жутких в антологии. Концовка оставила некоторую неудовлетворённость (но, возможно, это просто была неудовлетворённость от того, что закончился хороший рассказ: а ведь это две большие разницы )), но удовольствие от рассказа получил ощутимое. «Пиявки» честно насосали (молчать, гусары! )) свои восемь баллов, автору — спасибо! :)
Lass, 13 мая 2015 г.
Отменно написанный рассказ про вполне оригинального монстра. Пугать — не пугает, но язык заставляет облизнуться. Картинка в воображении возникает объемная, красочная; героям сопереживаешь, а это главное. Финальный кусочек повествования кажется несколько оторванным от рассказа, но это не страшно.
Mizantrop, 18 января 2015 г.
Что то большинство наших авторов потянуло на заброшенные деревни. «Пиявки», «Черная церковь», «Трофики».Еще немного и набьет оскомину.
Рассказ неплохой, хотя автор и не объясняет, как так случилось и почему.Хотя определенная обыденность материала играет автору на руку. 7 баллов
Илья Пивоваров, 16 января 2015 г.
Читая «Пиявки» Андрея Тарана, понял, что среди писателей стало «модным» отправлять своих героев в сельскую глушь или просто на природу, где их поджидает ________________________ (нужное вписать). Так вот, «Пиявки» чем-то напоминают «Чёрную церковь». Главные герои — старики, к ним приезжает группа молодых идиотов (кстати, тупая молодежь — тот ещё штамп в хорроре), даже церковушка есть, правда не Чёрная. А вообще, рассказ отлично написан. И иллюстрация классная.