Сьюзен Флетчер «Колдунья»
Почти сто лет назад официально закончилось Средневековье, но на Британских островах по-прежнему казнят обвиненных в колдовстве.
У Корраг так погибла сначала бабушка, а потом и мать. Теперь и сама юная знахарка брошена в тюрьму, а на городской площади неспешно строится эшафот. Для суеверных обывателей она проклятая ведьма, для узурпатора Вильгельма Оранского — свидетельница преступления, совершенного его вассалами в горах Шотландии. Но кем она станет для ирландского священника, которого привела в эту северную глушь секретная миссия?
Номинации на премии:
номинант |
Премия Джона Лливелина Риса / John Llewellyn Rhys Prize, 2010 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Линдабрида, 2 января 2015 г.
Медленная, неправдоподобно красивая книга, построенная на резких контрастах.
Главный из них — противопоставление идеального мира природы и мира людей. Поэтическая гармония леса — и человеческое сообщество, где так много ненависти, жестокости, страха. Героиня, Корраг, создана для вольной жизни в лесах и ее столкновения с людьми чаще всего заканчиваются для нее трагически. Она — колдунья, отверженная. Ее близость к природе, ее неспособность жить, как все, абсолютно не сочетается с представлениями окружающих о правильном и должном. Неудивительно, что каждое слово, каждый поворот головы Корраг вызывают суеверный ужас. При этом она напоминает не столько фольклорных ведьм, сколько современную викканку, чудом перенесенную в XVII век. Но в данном случае ее личность раскрыта настолько рельефно, в душе ее столько света, что придираться к чему бы то ни было не хочется.
Герой — тоже по-своему отверженный, в данном случае, из-за политических взглядов. Он — якобит, сторонник свергнутого Якова Стюарта, а значит, в глазах официальных властей ничем не лучше Корраг. Но все же он священнослужитель, он зажиточен, набожен, высоконравствен — и поначалу очень резко ощущает собственное отличие от «прислужницы Сатаны». Впрочем, с самого начала ясно, что беднягу ждет культурный шок и потрясение основ.
И еще один контраст, который и свел воедино судьбы священника и ведьмы. Не мирная и не идиллическая, но все же устоявшаяся жизнь клана Макдональдов — и кровавые сцены резни в Гленко. Наш якобит пытается получить информацию об этом преступлении, а получает (вместе с читателем) гораздо больше...
Из череды контрастов вырастает роман, который нельзя просто пробежать глазами, которым нужно любоваться, который хочется смаковать...