Мария Артемьева «Тёмная сторона дороги»
Перед вами не сухое документальное повествование о дорожных аномалиях, а сборник увлекательных рассказов «темного жанра» от авторов, многие из которых уже знакомы читателям по сборникам «Самая Страшная Книга 2014» и Пазл». Рассказы очень разные, но все они о дорогах: зловещие попутчики; повороты, ведущие в никуда; «проклятые участки», на которых необъяснимо часто случаются аварии, и всякого рода нечисть, чинящая препятствия плавающим и путешествующим… Темная сторона современной России приглашает читателей в путь!
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Тёмная сторона ...», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lady-maika, 19 ноября 2014 г.
(Мнение составителя)
Если кто-то считает, что составитель (да еще и один из авторов) не имеет права высказываться о своем сборнике – пожалуйста, не читайте этот отзыв. Он, разумеется, будет самый пристрастный из всех возможно пристрастных высказываний. И еще — здесь будет куча спойлеров. Но, как мне кажется, спойлером хорошую книгу не испортишь.)
Но думаю, ребятам и девчатам, тексты которых я в сборник отобрала, может быть интересно услышать мое мнение об их рассказах. Свои оценки я тут на Фантлабе примерно выставила (себе не ставила, нет))) по каждому тексту, но хочу не только цифирками, но и словами.
Сказать по правде, когда я этот сборник отправляла в изд-во, мнение мое о нем было не самое высокое. Но это отношу, скорее, за счет своей склонности к критике, самокритике и дьявольскому вечному перфекционизму (Да, да! Первым перфекционистом на Земле был Дьявол, и об этом не стоит забывать, устремляясь к прекрасному и в поисках лучшего, когда особенно начинаешь жестко критиковать других в духе – вот так надо было, или вот эдак… Когда речь идет о других, мы все знаем, как надо сделать ЛУЧШЕ, в этом нисколько не сомневаюсь. Со стороны многие промахи заметнее, это действительно).
Сейчас, когда уже прошло достаточно много времени, когда сборник показал неплохие результаты в продаже, когда появились первые отзывы читателей (огромное спасибо за поддержку, друзья!) я смотрю на сборник в большей степени отстраненно.
И, знаете, с удивлением замечаю, что, хотя у меня есть, конечно, свои фавориты и аутсайдеры (любимчики и второгодники), но в сборнике нет ни одного рассказа, который бы я оттуда сейчас выкинула. Текстов, о которых бы я пожалела – нету. (Даже свои – не стала бы. Как ни странно).
Меня убеждает в правоте читательская реакция: все по-разному понимают, какой текст «хороший», а какой «плохой». Четкого, единого и однозначного мнения нет ни у кого.
А если есть разногласия – значит, все нормально. Значит, есть что обсудить и о чем поговорить. Значит, не скучно…))
Поэтому я тут выскажусь – чем лично мне каждый текст или автор ДОРОГ в этих ДОРОГАХ, что я лично в них увидела.
Да, еще должна заметить – хотя тут, на Фантлабе это не отражено, но сборник начинается ПРЕДИСЛОВИЕМ. Вступительной статьей и ЛЕГЕНДОЙ о Хранителях Дорог. Советую обратить на нее внимание, потому что легенда образная, на мой взгляд, довольно любопытная. Ну, вот. А теперь – поехали!))
Поворот налево (2014) // Автор: Дмитрий Витер. — Прочитав этот рассказ, я сразу поняла, что он – о лично пережитом (и это так и есть). Не смотря на фантасмагорию происходящего, горький жизненный опыт чувствуется моментально, и это придает и силы, и глубины тексту. Проза Дмитрия Витера всегда поэтична и прочувствована, и этим она мне нравится. Если сборнику нужна была капля взрослой серьезности и достоверного трагизма, истинного жизненного ужаса – то она в этом рассказе.
Гроб на колесах (2014) // Автор: М. С. Парфенов – Рассказ этот был написан давно, и знаю, что Михаил сомневался и даже не хотел публиковать его. Да, М.С. Парфенов, как автор, как раз сейчас входит в полную силу, и у него есть тексты сильнее. Но меня этот рассказ очаровал своей идеей – жуткая городская сказка о маршрутке-монстре, этаком смешении Нечто и Чужого, разъезжающей по трассам города. При этом Михаил, как автор интеллектуальный, склонный к реалистичному исследованию глубин человеческой души, не написал только лишь сказку. Он еще и попытался проанализировать и показать поведение людей в ситуации кошмара. В рамках небольшого рассказа он с этой задачей, на мой взгляд, справился великолепно.
Житель дороги (2014) // Автор: Алексей Жарков
Забавный рассказ Алексея Жаркова по теме чем-то совпадает с предыдущим текстом, но он как раз более сказочный, поэтично-фантастичный. Он более легкий, но и в нем есть некий флер ужаса и, если вдуматься, можно и некую мораль разглядеть. Вроде того, что: эй, путешественник! А не боишься ли ты стать вечным скитальцем? Эта мысль остается в голове читателя, как легкое эхо в горах. Пугает, но легко.
Что-то не отпускает никогда (2014) // Автор: Андрей Сенников
А вот рассказ Андрея Сенникова – как и сказано в названии, «не отпускает долго». В первую очередь, за счет серьезности самого автора. Каждое слово здесь взвешено и отмерено. Обилие шоферской терминологии, доскональное знание предмета поначалу даже подавляет – автор вслед за своим лирическим героем настолько погружен в тему, что буквально живет в ней, уходит в себя. Ему нет дела до читателя, он мрачен, угрюм. Он абсолютно ДОСТОВЕРЕН. И сочувствие, все-таки пробуждаемое к нему в конце само по себе становится печальным катарсисом: вот оно как, мужик! Ну, что ж… Все там будем. Своеобразное мементо мори.
Попутчица (2014) // Автор: Алексей Шолохов Этот рассказ написан по реальной дорожной легенде. Алексей проработал все детали, продумал и уложил в крепкий художественный текст, связал все логические ниточки и систему образов. Это грубоватая мужская проза. Но что мне всегда нравится в работах Шолохова – его исключительное моральное чутье, исповедальная правдивость и честность автора, позволяющего ему смотреть в глаза любой, даже самой ужасной человеческой мерзости – печально, с укором и внутренним стыдом, но без страха. Если б мне когда-нибудь на страшной дороге понадобился попутчик (не в духе одноименного фильма ужасов))) – Лешу позвала бы первым.
До следующего раза (2014) // Автор: Юлия Ткачёва
С работами Юлии Ткачевой до этого рассказа не была знакома совсем. Текст понравился неожиданной концовкой, удивительно логичной привязкой современности и русской фольклорной мифологии. Хороший литературный язык. Юлия приятно удивила и буду рада знакомиться с ее текстами и в дальнейшем.
Мешок без подарков (2014) // Автор: Александр Подольский
Этот автор всегда поражает меня оригинальностью своего мышления. Александр Подольский всегда экстравагантен и непредставимо разнообразен, как индийские божества – такие многорукие, странные, фантастические. Догадаться, что Дед Мороз может быть ТАКИМ, и дорожная легенда – ТАКОЙ… Нет, это никому не под силу. Кроме Саши. Если дорожный сборник, как и любая дорога должна встречать неожиданными поворотами – вот вам рассказы Подольского. Оба.
Вечная мерзлота (2014) // Автор: Александра Давыдова
Полусонное покачивание поезда и отрывочные картинки в замерзшем окне – таким предстает перед читателем рассказ Саши Давыдовой. Саша сама опытная путешественница и умение удивляться неизвестному, видеть тайну в окружающем мире, наверное, у нее в крови. И она отлично сумела это передать в своем рассказе. К тому же здесь есть еще и про любовь, про встречи и расставания.
Узкая колея нашего детства (2014) // Автор: Олег Кожин
Кожина часто критикуют за сентиментальность и излишнюю многословность. Может быть, это справедливо. Но много ли есть авторов, у которых это многословие так интересно читать? Войти в рассказ Кожина – как вступить в реку. И уже плыть по течению, потому что другого не дано. Необычные пейзажи, неординарный способ путешествия и действительно жуткие сцены в конце. Этот рассказ просто застревает в голове. Еще одно мемент мори: подумай, путешественник, стоит ли выходить на такую дорогу? А любая дорога начинается в детстве.
Поезд 099 (2014) // Автор: Михаил Павлов
Реальный поезд, реальные люди… и нереальная действительность. Поэтичный и философский рассказ. Он на самом деле существует в двух плоскостях, на самом деле двоится: в нем есть плоскости буквального, художественного изображения, и мифа, притчевого подтекста, который зыбок так же, как тот зыбкий, иллюзорный мир, в котором движется поезд 099 (реальный поезд Москва-Казань). Где-то в этой притче скрывается какая-то мораль, но выразить ее словами невозможно, ее не ухватить мыслью, только чувством. Один из самых сложных текстов сборника, на мой взгляд. И самых простых – потому что похож на сон. Вернее, на полуобморочный кошмар в поезде.
Лишний вагон (2014) // Автор: Мария Артемьева
Продолжение темы кошмаров; рассказ, написанный по сюжету городской легенды.
Карты и иглы (2014) // Автор: Альберт Гумеров
Ужас идет по нарастающей: суматоха образов, реальных и разнообразных, попутчиков, жертв, дорог — увиденных как будто сверху самим Воландом. Местами непонятно, местами жутко. В дороге так часто бывает.
Ночь трассы (2014) // Автор: Илья Пивоваров
Над этим текстом нам с Ильей пришлось хорошо поработать. Не все в нем увязалось, не все уложилось. Но что в нем точно есть, и чем он мне лично понравился – прекрасно выписанной атмосферой. Автомобильная трасса. Лето. Жара. Юные автостопщики, в чем-то наивно-глуповатые, в чем-то – в конце концов мудрые. Им нельзя не посочувствовать. Их нельзя было не взять. Равнодушно проскакивать мимо голосующих детей?)) Это дурно.
Бог тошноты (2014) // Автор: Владислав Женевский
Есть люди, которым очень тяжко даются путешествия. Их укачивает. Тошнота буквально убивает для них прелесть путешествия. Я представила себе такого человека в пути – и поняла, что этот рассказ способен в чем-то его утешить. По крайней мере, поразительный финал рассказа укажет ему ту жуткую и фантастическую причину, по которой ему так хреново сидится даже у окошка в автобусе… А чувство юмора поддержит и спасет от ненависти к самому себе за неудачную физиологию)). Да здравствуют разнообразные боги! На них можно так много всего свалить.)))
«Принцесса Мария» (2014) // Автор: Александра Давыдова
Еще один тонкий проникновенный «девический» текст. Нежный. Беззащитный. Про море, корабль, про то, как легко заблудиться и пропасть в этом мире…
Хозяин туннелей (2014) // Автор: Александр Подольский
…даже если ты просто спустился в метро с надежным другом. Все равно не стоит зарываться и соваться туда, куда не просят. Даже там, где все кажется знакомым и изведанным – есть многое на свете, друг Горацио. Один из самых пугающих текстов сборника. Зло совсем близко, совсем рядом, и человек каждый день идет по краю гибели, даже не замечая этого. Отличный рассказ!
Изоляция (2013) // Автор: Александр Матюхин
Один из лучших рассказов Александра Матюхина. Он тоже о метро – самый привычный вид транспорта для современного горожанина. Но привыкнуть к метро – не означает, все в нем знать и понимать. По смыслу этот рассказ как бы дополняет предыдущий текст, но смотрит на предмет немного с другого ракурса. Обратите внимание, какие у людей в метро отрешенные лица. А.Матюхин особо подчеркивает: путешествуя там, под землей, мы каждодневно погружаемся в себя, в одиночество. И это тоже одна из опасностей…
Рейс (2014) // Автор: Дмитрий Козлов
Рассказ написан по реальной городской легенде. В чем-то простоват, в чем-то наоборот – изящен. У Дмитрия есть более сильные тексты, но и этот хорош — и в тему, и пугающий. Особенно, если прочесть его в самолете.
Собачка (2014) // Автор: Юрий Погуляй
Мне этот рассказ еще на Чертовой Дюжине понравился. Очень достоверно описана ситуация – обычная, ничем не выдающаяся поездка женщины с ребенком за город, в деревню… Поначалу подводит погода, заставляет их машину увязнуть в грязи… А затем, встретившись с непонятным злом, они увязают в трясине чужой, фантасмогорической реальности, из которой неизвестно как выбраться. Пугающий и мрачный рассказ. И очень атмосферный.
Стрелочник (2014) // Автор: Мария Артемьева
Рассказ о случайностях, влияющих на судьбу. Отчасти по реальным событиям.
Метастазы (2014) // Автор: Максим Кабир
Самый черный и жуткий рассказ сборника – о том, что случайность – это на самом деле неузнанная до поры, до времени закономерность. Максим Кабир – один из самых интересных и растущих авторов. Высшее мастерство литератора – писать так, чтобы художественный прием не был заметен. Максим – один из таких поразительных умельцев. Вот и этот рассказ — вроде бы текст как текст, местами с ошибками написан (корректоры исправили!)… А пробирает до дрожи.
Скорбный перегон (2014) // Автор: Олег Кожин
Рассказ написан по реальной городской легенде. В том смысле, что под Медвежьегорском и вправду рельсы «поют». А вот почему они поют – это уже безудержная фантазия автора, предлагающего весьма пугающую (и в чем-то остроумную) версию.
Деление с остатком (2014) // Автор: Ольга Дорофеева Мне очень понравился этот рассказ. В нем – память о детстве, о «счастливых билетиках», и их свойствах. Он легкий, остроумный, светлый. Пусть и на Темной стороне иногда мелькает что-то вроде солнечного зайчика! Для контраста. Не все же черной краской мазать.
Самые свежие новости (2014) // Автор: Алексей Шолохов
Этим рассказом мы как бы замыкаем круг начатых тем: снова шоссе, пассажиры автобуса. Предчувствие катастрофы… И сама авария. Здесь все более мистично и фантастично, нежели в рассказе Дмитрия Витера, но ощущение невозможности вырваться из колеи вполне живое и достоверное. Предчувствиям стоит доверять.
Заброшенная дорога (2014) // Автор: Мария Артемьева
По мотивам городских легенд – напоминание о том, что нельзя войти в одну реку дважды. О дороге и возвращении домой. О том, что даже возвращаясь, вы не можете знать, к чему вас привела дорога. Дороги всегда что-то меняют.
Вот такое лично у меня представление об этом сборнике. Он сам по себе был для меня дорогой (и не только для меня). Надеюсь, и читателям он послужит хотя бы не скучным попутчиком в дороге. Удачи всем на Темной стороне и Темных дорогах!
Хельг, 3 декабря 2014 г.
Пробегусь-ка и я целиком по сборнику «Темная сторона дороги».
Первое, что понравилось — концепция. Дорожные истории близки всем, вне зависимости от рода деятельности. Разве что законченные домоседы не поймут. Тут вам и романтика путешествий, и боязнь, и откровенный страх, и раздражение, и усталость, и радость встречи, и новизна ощущений — гремучий коктейль эмоций. Все мы испытывали нечто подобное, в поездах. в автобусах, в маршрутках, самолетах и пароходах. Перемещения — часть нашей жизни.
Второе — ровность сборника. Да, здесь нет шедевров, которые ах, и перевернули мировосприятие человека. Но нет и откровенных провалов. Некоторые рассказы годятся для повторного вдумчивого перечитывания. Некоторые просто развлекают, помогают проводить время. Эта целостность сборника тоже идет в плюс.
Немного выбивается из общей концепции всего два рассказа: «Житель дорог» Жаркова (единственный рассказ, где действие происходит не в России) и «Деление с остатком» (не хоррор, скорее городское фэнтези) Дорофеевой. При этом оба рассказа вполне себе. особенно «Деление с остатком».
Мне лично больше всего запомнились и понравились рассказы Ткачевой, Подольского (оба рассказа), Сенникова, Матюхина и Кабира. Шикарные работы, пронизанные ужасом. Столкновение с неизвестными страхами здесь заканчиваются, как и положено — трагично. Артемьева выступила традиционно хорошо, у автора-составителя рука на рассказы набита. Все три работы Марии читаются с интересом и легким холодком по спине. Хорошо выступили Саша Давыдова, Альберт Гумеров, Михаил Парфенов, Юрий Погуляй.
Женевский, Витер, Козлов и Пивоваров понравились меньше, но все же выше среднего. Неожиданно для меня достойные работы представил Шолохов. Мне его проза не очень нравилась до этого времени, но в ТСД у Алексея крепкие мистические рассказы. Немного огорчил Павлов, выступив значительно слабее, чем может, хотя рассказ однозначно неплохой, но все же не дотягивает. Вот, вроде и все... а, нет! Кожина традиционно не обсуждаю по понятным причинам. Не авторское это дело.
В целом по сборнику — очень удачная книга. От оформления, как внешнего, так и внутреннего, до содержимого. И в руках держать приятно, и читать интересно, и хочется продолжить знакомство с прозой представленных авторов. Я ее прочел за два дня. Скучно не было.
Deliann, 20 декабря 2015 г.
Дорога – место опасное. Никогда не знаешь, где тебя может подстеречь опасность. Ведь как только ты покинул свой уютный и безопасный дом, с тобой может случиться что угодно: поездки с пугающими попутчиками, встречи с маньяками, столкновения с инфернальными существами, мистические случаи и жуткие злоключения. «Темная сторона дороги» — это как раз сборник историй о том, что плохого таит в себе путь куда-либо. Сборник состоит из 25 рассказов, оценки на которые я поставил в разбросе от 5 до 8 баллов по десятибалльной шкале. И так как рассказов слишком много, чтобы пройтись по каждому, далее я опишу впечатления лишь от тех история, которые получили от меня 7 и 8 баллов. Сперва «семерки»:
• «Поворот налево», Дмитрий Витер. Скорее психологическая драма, нежели что-нибудь еще. Главный герой попал в аварию и выжил. Но как теперь ему пережить и преодолеть все остальное – реабилитацию, последствия травмы и т.д.? Как жить дальше? История интересная и глубокая, даже успеваешь проникнуться сочувствием к персонажам. Что далеко не в каждом рассказе встретишь. Хороший выбор для открытия сборника.
• «Что-то не отпускает никогда», Андрей Сенников. Достаточно стандартный мистический триллер о мстительном призраке. Рассказ выделяется разве что отлично проработанной темой перегона машин, чувствуется, что автор с материалом неплохо поработал.
• «Вечная мерзлота», Александра Давыдова. Достаточно неплохая мистическая история. В поезде волей случая встретились двое мужчин. Один из них психолог, другому очень нужно выговориться. Обоим необходима помощь. Рассказ очень атмосферный, но уж больно непонятный. Не смотря на это – он оставляет очень приятное впечатление.
• «Поезд 099», Михаил Павлов. Что-то близкое к городским легендам. Жуткая мистическая история о крайне неудачной поездке молодого парня на поезде к любимой. Вся жуть наводится сюрреалистическими видениями в духе Нэвилла с его «Номером 16» и какой-то безысходной атмосферой. В целом очень неплохо.
• «Лишний вагон», Мария Артемьева. Еще одна городская легенда. Если вы не будете внимательны в метро, то сядете в вагон-обманку. Помните чудовищную маршрутку из второго рассказа сборника? Тут что-то похожее. В целом рассказ очень напоминает «Полуночный поезд с мясом» Баркера и оставляет достаточно приятное впечатление.
• «Бог тошноты», Владислав Женевский. Отличный и необычный ужастик. Девушка едет в автобусе с веселой компанией и ее непрестанно тошнит. С ней явно что-то не так... Читаешь рассказ и прямо таки ощущаешь дурноту. Подоплека событий до конца не раскрывается, но в данном случае это идет на пользу истории. Благодаря своей загадочности местное чудовище становится еще более жутким.
• «Собачка», Юрий Погуляй. Рассказ выделяется своей вязкой дождливой атмосферой. Автомобиль Светы застревает намертво в земле, во время поездки в деревню. Света ехала с дочкой и хотела лишь поглядеть на наследство мужа, но вместо этого она вынуждена сидеть в обездвиженной машине и в безмолвном отчаянии взирать на пустую трассу через завесу дождя. А рядом с машиной еще какая-то странная собака ходит… Начал читать и не мог отогнать ожиданий истории в духе «Куджо». Хорошо, что на деле все оказалось совершенно иначе, чем в романе Кинга.
• «Метастазы», Максим Кабир. Хороший мистический триллер на тему зловещих попутчиков. Жаль с концовкой автор перемудрил. А вот борьба главного героя с нечистью читалась с интересом. В целом неплохо.
Теперь те истории, которые я оценил на 8 баллов:
• «Гроб на колесах», Парфенов М. С. Отличный полноценный ужастик. Артем сел в подозрительную маршрутку, оказавшуюся монстром-людоедом. История довольно динамичная, щедро приправленная кровью и щепоткой черного юмора.
• «До следующего раза», Юлия Ткачёва. Отличная мистическая драма. Глеб ехал очень аккуратно. Погода стояла ненастная, любой решивший полихачить гарантированно покупал себе билет на тот свет. Но Глеб всегда ездит аккуратно. По дороге он подбирает девушку, сочувствует ее проблемам, вот только выбор, который предстоит ему сделать, станет поворотным в жизни одного из них. Питаю слабость к закольцованным (пусть и частично) сюжетам с достаточно неожиданными концовками.
• «Узкая колея нашего детства», Олег Кожин. Еще один отличный хоррор-рассказ. Двое друзей находят старую дрезину и добираются на ней до заброшенного городка посреди леса. Естественно, лучше бы они этого не делали и сидели дома. Рассказ убедительно доказывает, что правильно смешивать дух детства и качественный ужастик умеет не только Стивен Кинг.
• «Изоляция», Александр Матюхин. Интересная вариация Чистилища. Бывает так, что человек совершает преступление, спускается в метро и больше не может выйти из вагона, т.к. обречен он кататься по кольцевой, пока не будет вынесен ему приговор. Идея мне понравилась, исполнение тоже не подкачало.
• «Стрелочник», Мария Артемьева. Рассказ привлекает своим фатализмом. Мне всегда нравилось читать произведения такой направленности, а тут мало того что хороший триллер, так еще и драматическим элементам место нашлось. Да и персонажи не картонные.
Кроме того, у сборника отличная вступительная статья, которая настраивает читателя на нужный лад. В целом рассказы разноплановые и каждый найдет себе что-нибудь по вкусу. Так что если вам хочется прочитать обо все всех тех жутких вещах, которые поджидают неосторожных путников в дороге, то я рекомендую вам прочесть именно эту книгу.
URRRiy, 17 января 2020 г.
Первый сборник мастеров, или дерзающих быть таковыми, отечественного разлива, которые от всей широты русской души сформировали хоррор на тему «дороги» и перемещения в пространстве.
Получился такой четкий концентрированный блок, который вполне может конкурировать со сборниками не то, что импортных мастеров, но и сольными последними сборниками рассказов Стивена Кинга, например, два рассказа Олега Кожина — «Узкая колея нашего детства» и «Скорбный перегон», весьма высокой качественной категории.
Конечно, имеются и недостатки, вызванные объединением большого числа рассказов на не очень широкую тему, что повлекло схожесть сюжетных идей. Поэтому интрига к середине сборника в значительной части уменьшилась.
Тем не менее, качество никуда не делось.
Рекомендую.
darklot, 31 октября 2014 г.
Как автор одного из вошедших в сборник рассказов я, возможно, несколько предвзят. Но мне книга в целом понравилась. Прежде всего — отсутствием откровенных провалов: тексты держат достаточно высокий уровень. Из минусов, которые отметил для себя — хотелось бы побольше по-настоящему классных, запоминающихся произведений. Но опять-таки, тут возможна доля субъективизма, так как в большинстве своем рассказы — мистические (призраки, паранормальщина и т.п.), а мне не хватало немного традиционной хоррор-жести (монстры, маньяки, кровь, насилие, безумие).
Выделю прежде всего следующие рассказы:
«Поворот налево» (Дмитрий Витер) — традиционная такая мистическая история. Не удивляет, но это и не всегда бывает нужно. В тоже время задает атмосферу всему сборнику.
«Житель дороги» (Алексей Жарков) — необычный рассказ. Своей необычностью схож с «Богом тошноты» Женевского из этой же книги, но — имхо — выигрывает у него за счет меньшего объема.
«Что-то не отпускает никогда» (Андрей Сенников) — Сенников давно известен (пусть пока и в достаточно узких кругах), как мастер особой, тягуче-черной атмосферы. Я бы сравнил его лучшие творения с рассказами Питера Страуба. Этот рассказ — как раз из лучших.
«Мешок без подарков» и «Хозяин туннелей» (Александр Подольский) — наиболее запомнившиеся рассказы из всего сборника. Люблю толику черного юмора в ужасах, а здесь она присутствует. Плюс — достаточно оригинально и при этом интересно написано, да и пресловутая атмосфера не подкачала.
«Узкая колея нашего детства» (Олег Кожин) — понравился рассказ прежде всего одной сценой, которая действительно нагоняет жути. Какой именно сценой — узнаете из рассказа, когда прочитаете :)
«Лишний вагон» (Мария Артемьева) — тоже и жутковатый, и интересный. Чем-то напомнил старые сериалы вроде «Баек из склепа» — а я обожаю «Байки из склепа», черт подери!
«Ночь трассы» (Илья Пивоваров) — этакая road-story, с твистами и необычным концептом. Пожалуй, лучшее, что я покамест читал у этого молодого автора.
В целом, повторюсь, книга понравилась прежде всего общим ровным уровнем, почти все тексты лично у меня по оценкам находятся в диапазоне от 6 до 8 баллов, то бишь разница — на уровне вкусовой погрешности.
Mizantrop, 25 ноября 2014 г.
Дороги бывают разные..
Лесные тропы, шоссе и автобаны, протянувшие свои артерии по всему миру, воздушные дороги, ветки метро.
О всем многообразии дорог, троп и тропинок эта книга. А так же, о том, мистическом, что ждет нас в пути.
Несмотря на многообещающее название, сборник получился довольно ровный, без изысков. Ощущение, как на хорошем шоссе, на котором периодически попадаются ямы и выбоины.
Шолохов в своих рассказах хорош, как и всегда . Романы у него получаются иногда затянутые, но вот рассказы действительно отличные.
Один из них посвещен дорожной легенде, второй о вреде чтения российских газет :)
Александр Подольский написал новогоднюю страшилку , о славном Дедушке Морозе. В предверьях скорого Нового Года, стоит задуматься, а есть ли повод выходить на улицу лишний раз?
Олег Кожин, вновь обратился к подростковому хоррору и получилось у него это довольно отлично.
Илья Пивоваров «Ночь трассы». Классическая история о дальнобойщике и подобранных попутчиках, меняется в совершенно иную сторону.
Есть и другие хорошие рассказы и авторы, а есть и довольно слабые вещи.
На мой взгляд , российские авторы, как бы стыдятся того, что они пишут хоррор и поэтому пытаются вымучивать из себя никому не нужную и неинтресную «достоевщину».
Поэтому, вырисовывание психологических портретов и раздумий, превалирует над тем, ради чего мы все тут и собрались — над хоррором
Heckel, 23 ноября 2014 г.
Хорошая получилась книжка. Отдельного внимания заслуживает вступление «Хранители дорог». Вышло что-то вроде «Книг крови» Баркера, по моему субъективному впечатлению. Во всяком случае, ничуть не хуже: задаёт настроение, подогревает ожидания. С рассказами ранее знаком не был, за одним-двумя исключениями, читалось с неослабевающим интересом, трудно было отложить книгу в сторону, но всё равно делал это, дабы не наслаивались впечатления. Отменно порадовали Александр Подольский, Олег Кожин, Максим Кабир. Приглянулась «Вечная мерзлота» Александры Давыдовой, очень хороший рассказ, да и проза отменная. Алексей Шолохов и Мария Артемьева, оба замечательные рассказчики, пополнили сборник прекрасными историями. Впрочем, профессионализм этих авторов для меня вполне очевиден. Понравилась работа Влада Женевского, причём я осознал вполне буднично: мне всё равно, что напишет Влад, это стоит прочесть, обязательно. Рассказ Михаила Парфёнова как раз из тех, с которыми я был знаком раньше. По сути, моё впечатление от него не изменилось — хорошая работа и ценного в ней немного больше, чем может показаться на первый взгляд. Хороши «Поворот налево» и «Собачка». К слову, скучных или неинтересных текстов в сборнике нет. Посему оценил его на твёрдую восьмёрку. Плюс бал за тематику. Вот, коротко, если. Что захотелось сказать в первую очередь. Какие-то более сложные впечатления буду излагать в комментариях к самим рассказам. Расставаться с ними пока не хочется.
Колобок У, 10 ноября 2014 г.
Ну-с, кто хочет отзыва на данный сборник? :) Есть он у меня. :) А если без долгих вступлений, то назову наиболее понравившиеся рассказы, которые можно будет перечитать как минимум ещё раз. Прочие тоже читались с определённым интересом, но зацепили поменьше (вкусовщина-с) :) Слабеньких (т.е. не вызвавших никаких эмоций вообще) — всего два. Но называть их не буду, вполне вероятно, что после прочтения многие могут со мной не согласиться :) Хотя, всего два из двадцати пяти рассказов сборника — это сущая мелочь :) Итак:
Гроб на колёсах, Мешок без подарков, Вечная мерзлота, Узкая колея нашего детства, Лишний вагон, Ночь трассы, Хозяин туннелей, Изоляция, Собачка, Стрелочник, Метастазы.
И вам остаётся сущая мелочь — прочитать этот сборник, и посмотреть, насколько ваши вкусы совпадают с моим :) Как бы там ни было — чтиво стоит того, чтобы на него обратили внимание. :)
WAD, 19 июня 2018 г.
Хороший сборник. Ровный. Понравились практически все расскказы, кроме пожалуй, истории, где автор к месту и не к месту вставлял слово-паразит. В результате чтетние певратилось в скачки по болоту, с перепрыгиванием с кочки на кочку.
blade73, 28 января 2015 г.
Прочитал запоем!!! Великолепный сборник. Полностью соответствие названия и содержания !!!! Тем кто любит ужасы и мистику НЕ ПРОПУСТИТЬ !!!! Два или три рассказа показались мне лишними но на общем положительном фоне они больших претензий не вызвали !!!
Мой вердикт. ЧИТАТЬ. И оставлять в свою библиотеку.
P.S Хотя поверье водителю. Дорога не такая уж страшная как нам о ней пишут))))))
vot_vot, 27 ноября 2014 г.
Сборник стоит покупать уже только ради рассказов:
«Узкая колея нашего детства»,
«Что-то не отпускает никогда»
«Бог тошноты».
«Хозяин туннелей»
Вообще работы все довольно ровные. Хватает сероватых, есть парочка совсем слабых, но общий уровень весьма неплохой.
darkseed, 6 декабря 2015 г.
Неплохая в целом антология, но... если читать её с перерывами. Я читал месяца два-три и было интересно. Но даже в таком случае я отмечал достаточное количество похожих рассказов. Что было бы, если бы читал все рассказы подряд — непонятно. Запоминаются рассказы М. С. Парфенова, А. Подольского, В. Женевского, Ю. Погуляя... да, если честно, многие запоминаются. Заметно, что сложилась уже хорошая команда авторов, пишущих в таком жанре. Пусть пишут пока не шедевры, но и не шлак.
sergej210477, 29 июля 2015 г.
Довольно неплохой сборник. Мистические рассказы, связанные с дорогой. Есть довольно слабые, есть посильнее. Мне понравились: « Узкая колея нашего детства» , « собачка», « Поворот налево». Легкое, приятное чтение. Особенно страшных рассказов, на мой взгляд, нет, но в целом, мне понравился этот сборник.