Дмитрий Мамин-Сибиряк «Золото»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Реализм
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Родион Потапыч Зыков был старейшим штейгером на Балчуговских золотых промыслах. Хоть и занимался всё больше службой, но держал всю свою большую семью в строгости. Но вся его семейная жизнь быстро пошла прахом, совпав по времени с открытием новых промысловых работ на бывшей казённой Кедровской даче.
Север. Вестн. 1892. № 1-6.
Золото : роман. – Москва : Товарищество И. Д. Сытина, 1894. – 419, [1] с.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ann.Mcart, 17 июля 2024 г.
Роман поистине читается и ощущается, как эпохальный срез нравов тех времен второй половины 19 века, когда во главу угла ставили строжайший и неукоснительный патриархат, беспрекословное подчинение главе семьи и иже с ним. То было время золотоискателей, старателей и золотой лихорадки, охватившей три небольших поселка, когда в мгновенье ока совершались предательства, замышляли козни и убийства, а уж скольких погубили эти золотые песчинки станет понятно в самом финале книги, когда кровожадности и беспощадности автора позавидовали бы даже Стивен Кинг и Джордж Мартин!
Если же уйти немного в другую стезю, а именно во внутрисемейные отношения, то становится очень уж жутко от того, что этот вот товарищ Зыков, патриарх семьи, так сказать, этакий домашний тиран, уверенный в своей безнаказанности и от того ослепленный местечковой домашней властью терроризирует всё семейство, от чего одна дочь сбегает и не медля получает проклятия в спину от отца, старшой же сын уже в седых годах, а всё также не имеет права голоса в семье и должен только безмолвно во всём поддерживать. С отношениям к женщинам эта книга вообще переплюнула всё, что только можно — женщины и девушки стали просто расходным материалом, мужики вокруг охотятся за молодыми телами, деды берут в жены едва вышедших из подросткового возраста девчушек, крадут их, покупают у родителей, избивают до полусмерти и распинают, в лицо говорят, что не дождутся, когда умрешь, а только 40 дней пройдет, как возьму себе новую молодую🤬😡 самое ужасное, что все соседи знают и молчат, родственники ничего не делают, потому как мужику может грозить тюрьма😤 да ему виселицы будет мало за эти зверства!
Если так и правда было раньше, то стоит радоваться, что мы с вами живем в совсем другое время!
strannik102, 25 марта 2017 г.
Очень знакомая со школьных ещё времён фамилия писателя — Мамин-Сибиряк. И знакомая, и необычная по форме, и ещё из-за каких-то детских рассказов на слуху. А вот большую взрослую литературу почему-то до сих пор почитать не довелось. И было какое-то непонятно откуда взявшееся предубеждение и предвосхищение, дескать, литературный стиль Мамина-Сибиряка наверное архаичен в своей литературной основе, тяжёл и неповоротлив, ну и прочее.
А как оказалось, у этого замечательного русского классика великолепный слог, способность так формулировать мысли и складывать из них слова и предложения, что никаких заблуждений, недопониманий и прочих огрехов восприятия и быть не может. Да и тема забористая и ухватистая — ведь уже само слово «золото» поневоле вызывает всплеск здорового или не очень здорового, но непременно интереса. И потому когда вот эти реалии — золото, его добыча и связанные с промыслом этого коварного металла смятения в душах и делах человеков — слиты автором с историческим содержанием романа (действие происходит в последней трети XIX века), да когда помимо вот этих реалий мы погружаемся в повседневную жизнь людей, живущих в промысловых посёлках, да если ещё на примере одной семьи мы проходим сквозь жизненные судьбы самых разных возрастных героев романа, да если ещё сталкиваемся с криминально-драматическим действом, да и без любовно-амурных дел никак не обходится... В общем, роман захватывает практически сразу, захватывает и не отпускает до самого конца.
Любителям исторической и классической русской литературы гарантирую увлекательные часы, проведённые вместе с героями этой великолепной книги.
Линдабрида, 18 июня 2016 г.
Дмитрию Наркисовичу почтение! Бывали мы и на Клондайке с мистером Лондоном, баек про золотишко да золотоискателей от него наслушались, а у вас на Урале вроде и та же лихорадка-то золотая, да все по-другому. Мистер Лондон, он все больше на приключения упор делает. Славно у него получается, ничего не скажу. А ваш роман, ежели разобраться, вовсе на отличку выходит. Основательный он и не в экзотике становую жилу свою находит, а в нравах, да в вопросах социальных. Жили, положим, три деревеньки — Тайбола, да Фотьяновка, да Балчуговский завод тож. По старым заветам жили, патриархальность блюли. Вот хоть на Родиона Потапыча посмотреть: старшему-то его уж под шестьдесят, а из отцовской воли выйти не смей! Едва ли вы, Дмитрий Наркисович, суровость такую одобряете, а все ж Родион Потапыч и уважение вызывает. Суров он, да честен. Да, жизнь... И вот выходит на волю золотоносный участок: вольным старателям в разработку. И кружит голову золотой мираж и фотьяновцам, и балчуговским, и даже суровым кержакам-староверам из Тайболы. Дикое счастье — лови, пока ловится! Сами собой размываются старые нравы — ах, как вы это все точно заметили, Дмитрий Наркисович! И за поверья старинные вам отдельный поклон: люблю, знаете, бажовские сказы, а у вас точно продолжение их — истории о золотых кладах, что ходят везде в обличьи, к примеру, свиньи, да не всякому даются.
Шербетун, 29 декабря 2014 г.
Железо губит плоть, а золото – души.
«Золото» — роман-драма о жизни уральских золотоискателей второй половины 19 века, об обогащении и о том, как крупинки металла разрушают семьи и калечат человеческие судьбы. Это история взлетов и падений, грехов и кары.
Злато, золото, золотишко, золотины, самородки, россыпи и жилы – быстро достающиеся и так же легко исчезающие, сводящие с ума… Истинно дикое счастье – случайно доставшееся богатство, которое неведомо как поведет себя с хозяином. Да и есть ли у него хозяин, скорее уж лишь кажущийся таковым одержимый раб богатства.
Такая она, золотая лихорадка, поражающая мозг алчностью, разъедающая душу, толкающая жить лишь сегодняшним днем, кутить, в пьяном угаре проматывая все до последней копейки в полной уверенности, что завтра найдешь золотую жилу… Сколько жизней загубил этот золотой бес, скольких мечтателей сделал нищими.
«Нерасчетливый промысловый рабочий не умел сберегать на черный день, а добытые на приисках гроши пели петухами. Отдельные случаи более или менее случайного обогащения совершенно терялись в общей массе рабочей бедности».
Образ каждого старателя тщательно выписан, каждому придан особый колорит. Забыв, что счастье не купишь, герои романа пускаются во все тяжкие. Один становится вором, другой бросает семью на произвол судьбы, третий пытается обмишулить всех, и начинает верить в собственные враки, четвертый становится убийцей, пятый сходит с ума, шестой наушничаньем выбивает себе легкий путь наверх,.. Героев жалко, несмотря на то, что каждый получает по заслугам. И невольно задумываешься, а что если бы они выбрали другую дорогу, к примеру, ремесленничество, смогли бы они сохранить себя, как сложилась бы их жизнь? На этот вопрос ответ дает сам автор:
«Промысловый человек – совершенно особенный, и, куда вы его ни суньте, он везде будет бредить золотом и легкой наживой».
Замечательный роман, пронзительный, клеймящий пороки и проповедующий добро и справедливость. Книга читается запоем и производит неизгладимое впечатление.
Str_Kremen6, 24 ноября 2015 г.
Хочется начать отзыв со слов из известной песни Валерия Ободзинского «Стервятник»
Вновь, вновь золото манит нас!
Вновь, вновь золото, как всегда, обманет нас!
Жизнь Дмитрия Наркисовича была очень яркой и наполненной, но всё же, как мне кажется, самый примечательный в ней момент — возвращение в 1877 году на Урал. Переезжает в Екатеринбург, женится и совершает множество поездок по родным землям, дабы поближе познакомится с народной жизнью. Бывал он и на известных уральских приисках. В XIX веке происходит капитализация России, меняется общественное сознание людей. Особенно это сказалось на золото-добывающих предприятиях. Конечно, золото всегда было яблоком раздора и судьбы из-за благородного металла коверкались всегда, но именно в XIX веке можно заметить , как человеческая душа проигрывает борьбу бездушному металлу.
Роман «Золото» написан очень реалистично, за что большое спасибо Дмитрию Наркисовичу. Автор очень ярко переносит нас на прииски, замечательно и невероятно живо передаёт атмосферу трудящихся золотопромышленников. Все тягоды, невзгоды, трудности, но и прелести и светлые моменты старателей автор прекрасно показывает через призму взаимоотношений простых уральских работяг. Окунаешься , как говорится, с головой.
Также, автор расписал очень ярких и самобытных персонажей, каждый со своей судьбой и характером. Несмотря на , казалось бы, единую цель, люди не находят покоя и взаимопонимания. Неужели блестящий металл так влияет на человека. Не верится, но в то же время печалит реальность. Мамин-Сибиряк, в эдаком гоголевском стиле, не создаёт ни одного положительного персонажа. Мне кажется, основной целью было показать разложение сущности человека на фоне капитализации и добычи золота. Что ж, ему это удалось.
Конечно, в тексте есть и смешные и положительные моменты, но на общем фоне это смотрится, как смех сквозь слёзы. Ну а заканчивается роман необычно. Ничем. Но концовка очень трогательная. Золото победило
Закончить хотелось бы также словами из песни Ободзинского «Стервятник»
Прикажет желтый идол нам —
И мчим навстречу безумным дням.