Дмитрий Мамин-Сибиряк «Приваловские миллионы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Дело», № 1-5 и 7-11, 1883 г.
«Семья Бахаревых», «Каменный пояс» и «Сергей Привалов (история одного наследства)» — названия других редакций романа.
Над этим произведением с небольшими перерывами писатель работал десять лет. По собственному утверждению, именно на этом произведении он выучился писать. Роман был задуман еще в годы ученичества. Он выдержал пять редакций, его сюжет то ограничивался историей одной семьи, то расширялся до целой эпопеи об уральской жизни. Изменялось и название будущего произведения. Вариант под названием «Семья Бахаревых» был написан уже на Урале. О месте написания свидетельствует пометка на первом листе рукописи: «Дмитрий Наркисович Мамин — Екатеринбург, Большая Вознесенская улица, дом Зубринской против Вознесенской церкви» (в Екатеринбург Мамин приехал 25 марта 1878 г.). Затем появились две редакции под названием «Каменный пояс» (1879 и 1880 гг.) На следующем этапе был написан «Сергей Привалов (история одного наследства) ч.2» (1880-1881). Наконец, пятая редакция романа получила название «Приваловские миллионы». На последнем листе рукописи Мамин обозначил место и время написания: «Кончена эта рукопись в г. Екатеринбурге, в Колобовской ул., в д. Алексеевой, 1883 г., 2 сентября в 1 час 35 мин. пополудни».
Экранизации:
— «Приваловские миллионы» 1972, СССР, реж. Ярополк Лапшин
— «Die priwalov'schen Millionen / Милионите на Привалов» 1982, ФРГ, Болгария, реж. Дитард Кланте, Николай Попов
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 8 мая 2024 г.
Когда я был ребёнком, у нас дома была старая, изрядно зачитанная книжка «Приваловских миллионов» 1951 года издания. Я её периодически открывал, читал пару первых абзацев, перелистывал пожелтевшие страницы и ставил на место. Особого желания её прочитать не возникало, ведь было много гораздо более интересных завязок, чем вот это вот «приехал, барыня, приехал». Зачем я её регулярно доставал из книжного шкафа, уже и сам не знаю. :) Всё это вспомнилось мне, когда недавно решил всё же прочитать эту классику русского социального романа 19 века.
Над свей дебютной книгой Мамин-Сибиряк, уже достаточно известный на тот момент очеркист, работал 10 лет. Менялись названия, видоизменялся сюжет, но неизменным оставалось место действия — вымышленный уездный город горнозаводского Урала, где-то на границе гор и степей. Автор жил и работал на Урале, хорошо знал местный быт и специфику жизни, его произведения малой формы в большом количестве публиковались в периодике, создав ему вполне заслуженную репутацию знатока уральских реалий.
В небольшой уездный город, после многолетнего отсутствия, приезжает из Петербурга местный уроженец Сергей Александрович Привалов — отпрыск знаменитой когда-то здесь фамилии и наследник расположенных неподалёку металлургических заводов. Его появление производит фурор в тихом омуте местного высшего света и вызывает массу разнообразных событий, от незначительных, до судьбоносных для их участников. Привалов, человек тихий и скромный, неожиданно для себя оказывается ввергнут в пучину бурлящей светской жизни, с некоторым удивлением обнаруживает оборотную сторону тихого провинциального городка, ему предстоит находить и терять, отделять агнцев от козлищ, ну а самое главное — искать себя.
Роман, достаточно спокойный и скучноватый поначалу, наполняется страстями и интригами, действие ускоряется, герои раскрывают свои многочисленные и, зачастую, неожиданные качества. Природы и заводов — того, чем богат и славен Урал, в книге оказывается совсем не много, автор делает упор на психологию сложных взаимоотношений в обществе, касается, осторожно и вскользь, социальных проблем, а что делать со своим главным героем, похоже и сам не знает. Старое поколение уходит, унося с собой свои идеалы и образ жизни, новое пока ещё не оформилось во что-то осязаемое, но лёгкий ветерок перемен уже поднимается, а с ним и до 20 века совсем недалеко.
Социально-психологическая книга — энциклопедия жизни уральских предпринимателей конца 19 века, написанная хорошим языком и не потерявшая актуальности во многих моментах до сих пор.
NIKItoS1989, 24 февраля 2022 г.
Как локальный патриот Урала, я не мог пройти мимо нашего второго великого автора после Павла Бажова — Мамина-Сибиряка. С момента посещения его музея осенью 2019 я всё собирался прочитать его великий роман Приваловские миллионы. И наконец-то, я начал.
Сергей Привалов, наследник неких Шатровских заводов на Урале, приезжает из столицы, где он окончил университет — обратно в свой городок — Узел. Он тут же становится первым женихом и его пытаются сосватать с некой Надей Бахаревой, из некой не очень богатой, но значимой для города семьи. Её сестра, Вера Бахарева, тоже и испытывает какие-то чувства к Привалову, но при этом желает сестре удачной женитьбы. Тут же фигурирует некая Хиония Заплатила, местная сплетница и светская дама, решившая помочь Бахаревым заполучить такого зятя. Как оказалось — глава семейства был одним из опекунов заводов Привалова, но вышел из состава. Тут мы понимаем, что миллионер из Привалова скорее отрицательный, ведь долгов на его заводах немерено!
А Надя? Надя тоже не такая уж и невеста, ведь она совершенно не хочет замуж, она против объективации, не желает быть товаром, который заберёт заезжий в их дом — купец! И лишь отец, давший дочери образование поддерживает её в этом — мать и госпожа Заплатина категорически желают устроить удачную партию.
Хотя с Заплатиной всё не так просто — она преследует свои скрытые интересы и хочет извлечь для себя максимальную выгоду из ситуации.
Приятна испытать радость узнавания — когда китайские и японские предметы посуды — сопоставляешь с японизмом и китаизмом, охватившим всю Европу с 50-60х годов 19го века, и к 70-80м добравшимся до России. А оговорка про старое судопроизводство, при котором суд длился 15 лет! Да, сейчас тоже иной раз суды идут годами, но 15 лет — до реформы Александра II — это была норма. Немыслимо, но так действительно было.
Забавно наблюдать, как 30летний Привалов одновременно умён, но как-то по-житейски наивен и простоват. Его какая-то нерешительность и даже малодушие тормозят его. Хотя, он не так прост, как кажется.
Антагонисты — Половодов и Ляховский, тоже не совсем таковы, какими кажутся. Да и они являются лишь явными антагонистами, за ними прячется кое-кто ещё, более хитрый.
Поразительно, но семья Бахаревых и такое уютное, тёплое отношение их к Привалову, как к еще одному сыну — напоминает мне семейство Уизли из известной книжной серии. Думаю, что это связано с недавним просмотром фильма Гарри Поттер 20 лет спустя. Пускай родители Сергея умерли по другим причинам, но он тоже сирота и Бахаревы — это всё, что у него осталось.
Тема феминизма и постколлониализма поразительно вплетена в роман, написанный 150 лет назад! Недаром автор был столь любим большевиками — вы только посмотрите на эти строки: «потому что на заводах в недалеком будущем выработается настоящий безземельный пролетариат, который будет похуже всякого крепостного права…»
Как прав оказался автор, это просто пророчество. За 30 лет до Путиловского восстания — он уже видел такое будущее!
Но вот в последней части я был несколько разочарован, ведь какой размах был и как-то всё смазалось так. Как-то измельчало, да и концовку ожидал я совсем другую... но это не умаляет впечатления от романа в целом — это действительно сильное произведение, достойное встать на полку русской классики!
strannik102, 9 апреля 2017 г.
Какое великолепие классического литературного русского языка! При чтении книг современников Мамина-Сибиряка нет-нет, да и чувствуются архаизмы — и словечки тех времён, и фразеологизмы, и само построение фраз и предложений. А вот во время чтения «Приваловских миллионов» (1883 г.) ничего такого и в помине не было — было полное ощущение современности книги (ну, пусть не нашему времени, но ощущение современности её второй половине века XX было точно). И потому текст романа воспринимался без малейшей запинки.
Сюжетная составляющая задумана и выполнена с высочайшим мастерством. Тут вам и любовно-романтические истории (и даже не одна и не две), тут же и интриги и конфликты как производственного плана, так и в разрезе финансово-денежной состоятельности героев. Очень динамично простроены смены «декораций» — мы находимся то в одном доме, то в другом, то перемещаемся на заводы, а затем вдруг где-то на строительство мельницы или на ярмарку, бываем в театре-варьете и в кабаках, а потом вдруг на лоне природы... Ярко прописаны образы героев и персонажей романа — и положительные и отрицательные герои и героини обладают и характером и «ндравом», и внешней статью и внутренним наполнением, отчего все они быстро запоминаются и легко различаются в череде лиц, мелькающих на страницах романа.
А для любителей исторической литературы тут и вообще раздолье — плотная фактурная масса примет того времени, как внутрисемейных отношений, так и общей атмосферы небольших уральских городков, множество деталей, прорисованных автором с такой скульптурной рельефностью, что сразу и вдруг переносишься туда, в те времена и в те «палестины» — любой автор фантастической книжки с переселенцами и попаданцами может завидовать и сдирать у Мамина-Сибиряка антуражные колоритности...
Да и просто сама история молодого предпринимателя как человека не оставила равнодушным или скептическим. Так что иду в библиотеку и беру теперь уже роман «Хлеб» — дружба с Маминым-Сибиряком продолжается.
Шербетун, 11 ноября 2018 г.
Миссия: «Выжить среди пауков и паразитов».
Что делать, когда миллионы давят, а душа мечтает взлететь и планов громадье, вот только нет силы духа и умения взмахнуть крыльями и воспарить? Как действовать, когда рядом полно присосавшихся к тебе лебезящих паразитов-приспособленцев, готовых в любую секунду переметнуться к тому, кто вкусней и зажиточнее? Как избавиться от паучищ, плетущих для тебя свои сети в надежде высосать все соки? Как быть, если твои добрые чаяния соседствуют с неискушенностью, балансирующей на грани с глупостью, и полной неподготовленностью к реальной жесткой жизни? Мечтать, покориться судьбе, опустить руки или бороться? Такой выбор стоит перед главным героем произведения. И пусть задуманное ему не в полной мере удалось осуществить, он неоднократно ошибся и наломал не одну поленницу дровишек, но, в конце концов, Привалов находит в себе силы выкарабкаться, не столько ради себя, сколько ради тех, кого он любит. Ведь деньги – тлен, как приходят, так и уходят, а вот без тепла душевного прожить нельзя.
Героев в романе много и каждый объемный, выписанный с любовью. Привалов часто уходит на второй план и становится лишь фоном для раскрытия различных типажей. Вообще книга хороша тем, что показывает читателю панорамную картину мирка небольшого промышленного уральского городка, причем показывает совершенно разных людей: раскольников, потихоньку сознательно принимающих «большой мир», образованную мыслящую молодежь, крупных прижимистых промышленников, мошенников различного калибра и салонных егозливых кумушек-финтифлюшек. Я бы назвала этот роман не просто социальной драмой, а социально-психологическим произведением с выраженной авантюрной линией...
И хотя финал «Приваловских миллионов» показался мне словно написанным в спешке и неправдоподобно счастливым из разряда «да воздастся каждому по делам его», но за шикарно прорисованные характеры персонажей, картины быта уральских промышленников и за великолепный слог я готова простить автору эту маленькую слабость.