Ф. Пол Вилсон «Полуночная месса»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество ) | Иудаизм ) | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Раввин и священник-пьяница. Что может быть общего у этих людей? Разве что одно — стремление бороться со злом. Не на жизнь, а на смерть...
Повесть переработана в одноимённый роман.
Входит в:
— антологию «A Taste for Blood», 1992 г.
— антологию «The Mammoth Book of Vampires», 1992 г.
— журнал «Weird Tales, Winter 1992», 1992 г.
— антологию «Midnight Mass & Other Great Vampire Stories», 1999 г.
— антологию «Vampire Slayers», 1999 г.
— антологию «Вампиры», 2004 г.
— антологию «Вампирские архивы», 2009 г.
- /языки:
- русский (2), английский (8)
- /тип:
- книги (9), периодика (1)
- /перевод:
- О. Ратникова (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 18 мая 2022 г.
Два харизматичных главных героя, вампирский постапокалипсис, отчаянная и почти безнадёжная борьба оставшихся людей за выживание на фоне ужасающей жизни под ярмом кровососов — эта повесть была обречена на то, чтобы стать прекрасной историей. И читается как бодрый, трешовый в хорошем смысле боевик, в котором даже есть некоторый смысл про поиск смысла жизни, борьбы, прощения и т.д.
Простите, но это всё, мне нечего добавить после исчерпывающего отзыва Нескорения.
Нескорений, 2 марта 2016 г.
По своей сути вампиры — строгие индивидуалисты и социопаты, это обусловлено не только их темной природой, но и банальными законами жизненного пространства — поодиночке прокормиться гораздо проще. Но что будет, если дети тьмы всё же объединятся и объявят человечеству тотальную войну на уничтожение? Зомби-апокалипсисом нас уже давно не удивишь, но если неуправляемые орды пожирателей мозгов заменить на группы хитрых и изворотливых кровососущих, то может получиться интересно. Одному из ярких эпизодов глобального противостояния людей и вампиров и посвящена данная повесть Ф.П. Вилсона. Несмотря на ряд моментов, вызвавших у меня недоумение, о которых будет сказано ниже, я довольно высоко оцениваю это произведение, которое без тени сомнения можно назвать увлекательным чтением.
Что послужило причиной глобального вампирского апокалипсиса так и останется тайной, покрытой мраком, автор не дает ни малейшего намека на предысторию событий. Хотя герои периодически погружаются в воспоминания о прошлом, их размышления затрагивают либо совсем мирные времена, либо кровавые эпизоды вторжения, которое уже шло вовсю. Главная удача автора — яркие, сочные образы главных героев, благодаря которым можно даже закрыть глаза на ряд логических нестыковок и несуразностей сюжета. Довольно колоритно выглядит пожилой раввин Зев Вольпин, который носит католический крестик поверх традиционного раввинского одеяния. Довольно неожиданно, что его лучший друг — молодой католический священник Джо Кэйхилл, который также выглядит весьма экстравагантно — двухметровый голубоглазый ирландец в джинсах и майке, с неизменной бутылкой «Джека Дэниэлса» в кармане, при этом трезвым его видели довольно редко. Пара главных персонажей выглядит довольно забавно, что отлично помогает справляться с пафосом их миссии по спасению человечества.
Помимо внешности автор поработал и над речью героев — Вольпин обильно перемежает свои словесные излияния словечками на идиш, а Кэйхилл, будучи священником, не стесняется порой крепко выражаться и богохульствовать. Их антагонист — Антонио Пальмери, бывший настоятель церкви Св. Антония, ныне возглавляющий местную группировку вампиров, оккупировавших церковь. Пальмери — типичный злодей, при жизни еще и педофил, автор даже не пытается добавить ему неоднозначности, приписать некую свою правду, здесь это верное решение, т.к. перед нами удалой боевичок, а не философско-психологический трактат о смысле жизни. Все прочие персонажи — просто эпизодические статисты, внимания на себя не обращают, да этого и не требуется, в соотношении с объемом произведения трех персонажей вполне достаточно.
В плане каких-либо новых идей, которые могли бы обогатить жанр вампирских историй, автор заморачиваться не стал, здесь всё привычно и знакомо. Вампиры боятся огня, крестов, святой воды, серебряных пуль и острых деревянных предметов. Обладают большой физической силой, днем спят в своих схронах, а выходят только ночью, без приглашения хозяина не могут переступить порог дома, разве что о превращении в летучих мышей и неспособности отражаться в зеркале здесь умалчивается. Боевые сцены прописаны хорошо, проблема в том, что их мало — кроме финального побоища в тексте лишь один эпизод поединка героев с вампиром, для боевичка этого явно недостаточно. С упырями активно сотрудничают отщепенцы рода человеческого, которых Вольпин называет вишистами, по аналогии с французскими коллаборационистами времен Второй мировой. Здесь автор не удержался от небольшой шпильки в адрес ислама, сделав отличительным знаком предателей серьгу с изображением полумесяца.
Забавно читать, что Вольпин сравнивает вампиров с нацистами, а всё происходящее с холокостом — здешние вампиры явно не испытали бы особой радости от встречи с германскими солдатами, каждый из которых если не носил на груди железный крест в серебряном обрамлении, то по крайней мере имел на мундире нашивку с изображением свастики, которая, как известно, лишь один из вариантов изображения креста. Представить же вампира в крематориях Аушвица можно разве что в качестве жертвы — местные упыри боятся огня не меньше, чем креста. Вообще, даже не трогая Вольпина, евреи в повести получились какие-то совершенно мифические — согласно воспоминаниям Зева, вампиры перегрызли евреев почти без остатка, потому как иудеи предпочитали смерть в клыках монстров ношению креста. Выходит, перед лицом смертельной угрозы представители нации, специализирующейся на адаптации и выживании в любых условиях, просто подняли лапки кверху и сгинули, как обры. Про евреев-выкрестов, принимавших христианство ради гешефта, а не просто носивших крестик, автор не слышал, капо, убивавших своих сородичей в концлагерях, тоже вроде как не существовало. Как, по мнению автора, евреи тысячелетиями выживали в условиях постоянных гонений остается непонятным.
Возвращаясь к «вишистам», хотелось бы напомнить, что во все времена противоборствующие стороны могли проявлять милосердие к врагам, но собственных предателей уничтожали беспощадно. У наших же героев просто рука не поднимается на изменников, они, в лучших традициях Ганди, предпочитают молчаливо стоять и смотреть как банда пособников вампиров планомерно уничтожает защиту церкви. Спрашивается, зачем тогда герои запасались огнестрелом, если в предателей стрелять не собирались, а для вампиров обычные пули безвредны. При этом персонажи прекрасно знают, что возвращение вампиров означает для них страшную гибель, но даже это знание не помогает им оказывать сопротивление предателям. Население ведет себя крайне пассивно, никто даже не думал о том, чтобы при свете дня, когда кровососы беспомощны, крестом и огнеметом выжечь все вампирские гнезда, неужели такая простая мысль никому не пришла в голову. Днем горожане предпочитают изображать мирную жизнь, а по ночам дрожать от страха. Особенно доставляет раввин на стареньком велосипеде, который беззаботно колесит по дорогам вообще без оружия — ему, наверно, и в голову не приходит, что «вишисты» могут его изловить и передать для ночного пира своим хозяевам — спасает Зева только то, что местным предателям такой очевидный момент тоже не приходит в голову.
Хотя, честно сказать, всё вышесказанное — это по большей части постскриптум, во время чтения сознательно не хочется заостряться на логике происходящего — сюжет держит и не отпускает, я прочитал эту небольшую повесть на одном дыхании, получил удовольствие от самого процесса, так чего же боле? В плюсах произведения безусловно запоминающиеся образы главных героев, динамичный сюжет и боевые сцены, хотя их и мало. В минусах — отсутствие логики происходящего, поверхностные описания окружающего мира, спорная мотивация персонажей. В целом, повесть напоминает хороший комикс — красочный, яркий, местами забавный. В качестве развлечения и отдыха — отличный выбор, для серьезного и вдумчивого чтения лучше поискать другие варианты.
alex1970, 30 марта 2011 г.
Хорошо написанная повесть, позже переработанная в роман.
Отличный стиль, захватывающий сюжет (правда, без особых изысков).
Главные герои – раввин Зеэв и молодой священник-алкаш – успешно противостоят нашествию вампиров.
Но тут важен не сюжет, а именно герои, они получились впечатляющими.
Pupsjara, 10 августа 2010 г.
Интересный рассказ, прежде всего из-за двоих главных героев. Священник-ирландец-выпивоха и раввин по воле обстоятельств отказавшийся от некоторых аттрибутов иудаизма-это просто гремучая смесь. Больше всего понравился раввин со своими еврейскими словечками и юмором, но и священник получился колоритным персонажем. Борьба против вампиров в рассказе также удалась, единственное, что не совсем понравилось-это момент чуда, лишним он был. В целом очень удачный рассказ.
Вертер де Гёте, 29 июля 2008 г.
Отличный рассказ. И пускай вампиры банально классические, а жанр боевика о «истребителе вампиров» изъезжен Голливудом вдоль и поперёк, читать очень интересно, особенно благодаря темам развивающимся параллельно основному сюжету: например, описана личная трагедия одного из героев — иудея-ортодокса, который понимает, что всё во что он верил, не только погибло, но и погубило его народ и он сам вынужден нарушать постулаты своей веры.
armitura, 26 января 2009 г.
Отличный рассказ, который вполне мог бы стать очередной частью «От заката до рассвета», если бы попал в руки к Роберту Родригесу. В нем есть все для этого — хлесткие диалоги, яростные вампиры, экшен, харизматичные герои...
В итоге получился стильный атмосферный боевик, насыщенный кровью, религиозными символами и недюжинной дозой адреналина.
elent, 7 апреля 2009 г.
Очень хороший рассказ. Ноавы и настроения обывателей переданы очень хорошо, пусть и косвенно, через диалоги и воспоминания священников. Вампиры тоже лишены всякого романтического ореола. Они жестокие убийцы, и ничего более.
Claviceps P., 23 декабря 2007 г.
Вновь довольно традиционно все вроде бы. Верно подмечено, что пересекается с Матесоном и Кингом. Но по мне — весьма неплохая вещь.
Интересна и сама история, и неожиданный еврейский колорит. Даже не думал, что так будет. Романы Уилсона, честно говоря, многие на 6 баллов с натяжкой идут. А этому рассказу даже 9 хотелось поставить...
duke, 26 июля 2008 г.
Мне рассказ очень понравился. Не берусь судить, насколько оригинальна идея, связанная конкретно с нечистью (не силён в этом жанре), но вне зависимости от этого — история явно удалась. Персонажи колоритные, повествование логичное и ритмичное, идея привлечь в сюжет настоящего иудея — выше всяких похвал и весьма удачна. Эмоционально я проникся. Чего еще желать? Твердая девятка!
mastino, 3 января 2008 г.
Весьма занимательный рассказ. Порадовало всё: и сюжет, и реализация. Несмотря на то, что идея рассказа, мягко говоря не нова, но автору удалось привнести в сюжет несколько вполне удачных нюансов, что очень оживило произведение, и сделало его намного интересней.