Валерий Шлыков «Адамов»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Африка | Австралия и Океания )
- Время действия: 20 век | Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля | Революция
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Петроград, 1918 год. Позади у героя этнографическая экспедиция к странным аборигенам Новой Гвинеи, впереди — вечность.
10 место в финале ФЛР-8
Входит в:
— цикл «фантЛабораторная работа 8+» > цикл «Основной конкурс (8 конкурс)»
— цикл «фантЛабораторная работа 8+» > цикл «Финал (8 конкурс)»
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, 8-я фантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Сэн, 26 июля 2014 г.
Тяжеловесные и громоздкие, бессмысленные в своем вычурном величии, громоздились друг на друга предложения, лоснились сытостью гротеска, сурово громыхали метафорами, длинные, как мировой змей и, подобно мировому змею, вцеплялись они друг в друга широкими пастями, сцеплялись намертво когтями словосочетаний и были велики как сама вселенная, не объять их было иссохшему скудоумному сознанию одного человека. Для понимания рассказа «Адамов» требовалось, как минимум, сознание двух человек. А лучше клайстер из четырех. Смекаете, автор, о чем я? Пафос бывает только двух сотртов: дурной и уместный. Вот у вас уместного пафоса не получилось.
Не получились и логичные связки между частями рассказа. Получилась, собственно, сама по себе линия Адамова и параллель с судьбой папуасского племени, вот если бы остановиться на этом и проработать психологический или исторический аспект, рассказ вышел бы на десять из десяти, а ударились в дурную фантастику с претензией на свои метафизические влажные фантазии и все попортили.
К слову об ущербности идеи произведения (а в том, что она ущербна, у меня сомнения нет), вот автор пишет «начать новый путь — но уже не привязанный к косной материи, уже не требующий подпорок в виде общества, культуры и цивилизации», а что такое человек в отрыве от культуры, цивилизации, общества? Это что, «подпорки»? То есть, человек без культуры и общества себе подобных единица более важная и значимая? Ладно, я пойму претензии к косной материи, но претензии к самому явлению культуры? Только посмеяться.
Не лидер, нет. Категорически нет. Язык местами (там где про Адамова) очень хорош, сюжет тоже хорош, но тоже местами, а вот идея — шлак.
еремина, 17 июля 2014 г.
отзыв из группы:
общая мысль о том, чтобы
цитата
«разбудить разумные сознания, да
бы смогли они начать новый путь —
но уже не привязанный к косной материи, уже не требующ
ий подпорок в виде общества,
культуры и цивилизации.»
конечно интересна...
Но. Столько пафоса на каждый сантиметр текста мне еще не встречалось. Мой мозг был вынесен вперед ногами примерно на втором абзаце. Обилие метафор, сложность их структуры, и запутанное хитросплетение оных, дает задуматься разве что о напряженной работе авторских мозгов, задумавших читателя оторвать от простых, тленных, закостеневших материй и превратить его в невесомого фантома, сплетенного из сверхглобальных идей и душераздирающих образов. Хотелось бы остаться человеком, не расстаться с собственным разумом и понять в чем непосредственно суть истории, цельная картина не нарисовалась.
bbg, 4 августа 2014 г.
Тема: Есть, даже обе. Зачёт.
Идея: С какой стороны не посмотри, ничего особенного. Души, большевики как зловредные пришельцы, благостность примитивного, дикарского существования. Неинтересно.
Язык: Вполне приличный, глаз ни за что не зацепился. Зачёт.
Увлекательность: Была вполне на уровне, пока не случилась финальная объяснялка. Она сильно испортила впечатление. 1/2.
Личное: Ничем меня рассказ не порадовал. Ординарная работа, ещё и замусоренная идеей души.
Итого: 5/10
zmey-uj, 25 июля 2014 г.
Начинается смачным описанием катаклизма. Звучные эпитеты, прорисованные картины.
«Луна, разорванная невидимыми силами любви-ненависти, расплющенная в кольцо, печально опадала каменным дождём на распахнутые недра Земли.
И всё же было что-то, устоявшее посреди вакханалии распада и безумия первоэлементов.»
- так и ждёшь, что вот-вот явится дьявол, отец вечной материи. В общем-то, кто-то вроде него и является, только не отец материи, а отец духа.
Надо признаться, что при всей моей нелюбви к духовностям и загробностям, а также к истории и пережёвываниям заново войн и революций, рассказ понравился. Уж очень толково написано, даже привычно-штампованные «поповские штучки» и «в расход» смотрятся органично. Да и сопоставление: белые люди – зловещие духи в глазах туземцев, революционеры – зловещие духи в глазах «бывших» — яркое и достоверное.
Из общего тона выбивается:
«Попал-с.»
- современный жаргон.
«что более матери-природе ценно?»
- Маяковский, заскочивший в текст промежду большевиков.
Представление о посмертной жизни не сказать чтобы оригинальное, хотя подано увлекательно:
«Жизнь — это то, что роднит нас с животными. То, что наступает после жизни, роднит нас с богами. Вакаи тоскует по жизни, потому что не знает иного. Даже умерев, он продолжает цепляться за неё. Мы, люди, существуем не век. Мы существуем вечность».
Последний человек – Тамо-Роши, хотя это прямым текстом выражено, а потому не идеально. Гости, меняющие планы – британцы и революция. Темы есть обе.
И есть некая идея, выводящая мысль в другую плоскость.
Единственное замечание: если сохранились искорки и Адамова, и Тамо-Роши, стало быть, не только туземцы достойны вечной жизни, но и белый человек, которого они считали вакаи. Тогда можно продолжить это рассуждение и в отношении британцев, и в отношении революционеров: мало ли что они кому-то казались вакаи. Видимо, по другим критериям души пробуждаются к вечной жизни – например, по признаку разумности, осознанности, даже и искусственной (там и искусственные сознания упоминались). А значит, неважно, верить ли, нет ли, и во что. Если автор хотел сказать именно это, то у него получилось.
видфара, 24 июля 2014 г.
Третий кандидат на победу.
Более неровный, чем первые два, но тоже весьма достойный соперник.
Эпичная история о настоящих людях, которые оказываются последними. Каждый по-своему… Масштабное повествование держится на заглавном персонаже, но не Адамов тут центральная фигура, а дух человеческий.
И было бы, наверное, правильней описать его восхождение «в беззвёздное небо чистого духа» не как результат внешнего воздействия, а как закономерный итог развития всего человечества.
К чему этот наворот в виде непостижимого и мудрого ОНО, башен этих циклопических? Оккама нашего Вильяма на них не нашлось…
muravied, 18 июля 2014 г.
Не очень..
Если бы я не знал что это свежий рассказ подумал бы что это один из советских рассказов 80-х. Такая же претензия на эпичность, но при этом какая-то казенность что ли. Согласен что скачки из одного времени в другое слишком резкие, да и особой взаимосвязи я не углядел. Но сцена в деревушке папуасов хороша. Особенно разговор со старым мудрецом. И ещё первые пару абзацев красиво написаны. А в целом .... короче цельного рассказа я не увидел.
narsyy, 13 июля 2014 г.
Не знаю как оценивать. Родной брат «Наследника» по стилю.
Если где и попахивало Пелевиным, то я, кажется, нашел источник.
Мало понял связь историй. Рановато мне такие рассказы читать.
А что, одна из нужных тем в рассказе есть?
gavniamra, 11 июля 2014 г.
Немного наивно, есть анахронизмы (в Российской империи расстояния по морю меряли не километрами), тема революции раскрыта несколько поверхностно, но общее впечатление рассказ все равно оставил хорошее, в отличие от пары... как бы это выразиться поделикатнее... произведений, представленных на этот же конкурс. И язык неплохой.
Yazewa, 11 июля 2014 г.
Отзыв из группы
Очень профессионально сделанный рассказ. Собственно, и хорошо сделанный. Третий найденный мной финалист.
anok, 11 июля 2014 г.
Отличный рассказ на тему о вечном и ценном. Автор удачно смешал в одном расскае религиозные представления аборигенов Новой Гвинеи, гибель цивилизаций, научную фантастику, тему октябрьской революции в России, и даже, как мне показалось, внёс некую мистическую составляющую. Кто-то может подумать, что такое сочетание может быть несуразным, но автор сливает воедино эти компоненты четко и грамотно. Рассказ очень понравился, ставлю за него «девятку».
Тиань, 9 июля 2014 г.
Отзыв из группы
Два гостя и два последних человека. Причем тема последнего человека раскрыта неожиданно, вне связи с гибелью человеческой цивилизации.
Рассказ на вечную тему: какой путь развития предпочтительнее — научно-технический или духовно-сознательный. По мнению автора, первый путь ведет в тупик самоуничтожения, второй же представляет собой подлинную эволюцию разума, сознания, духа. Материальное ограничено в пространстве и времени. Духовное свободно, ему не требуется тело, планета, звезда. Путь к бессмертию лежит не через познание мира, а через осознание своего места в нем.
Идеи необъятные в своей глубине, как необъятна Вселенная и сознание человеческое. Изложены красивым, местами поэтическим языком. Герой показан в развитии. Вот он вакаи — дух с точки зрения симаи, а чуть дальше уже человек, последний, а предыдущим последним был Тама-Роши. Дух (вакаи) в представлении симаи есть человек, ориентированный на развитие материальной стороны жизни. Человек же — тот, кто стремится к реализации духовного, психологического потенциала.
Финал зачаровывает мрачной красотой умирающего мира и загадочностью происходящего. Получается, души умирают вместе с людьми и заключаются в Черные башни, где покоятся до прибытия неназванного существа, миссия которого «вновь зажечь огонь человеческих душ, вновь пробудить разумные сознания, дабы смогли они начать новый путь – но уже не привязанный к косной материи, уже не требующий подпорок в виде общества, культуры и цивилизации.»
Таким образом, пробуждаются только души человеческие, разумные сознания, которые начнут новый путь. Души вакаи не пробуждаются. При этом между смертью последнего человека и прибытием загадочного существа в Черную башню значительный временной интервал, то есть пробуждение душ человеческих не связано с гибелью последнего вакаи. Есть некая персона или принцип, которые определяют момент пробуждения душ, направляют посланника в Черные башни. В рассказе они не названы. Это создает ощущение незавершенности, как будто перед нами не законченное произведение, а лишь начало более крупной вещи. Это в минус рассказу, общая картина не складывается.
В остальном же интересная, хорошо выполненная, достойная вещь.
AntonAbramov, 9 июля 2014 г.
Отзыв из группы:
На что замахнулся автор? – В маленьком рассказе создал свою теорию космогонии. В чем ее суть:
Материальные существа могут познавать законы природы и даже менять их. Но отменить, отказаться от них возможно только иным, не материальным существам. И это не души человеческие. Это, если я правильно понял автора, существа, которые за “неисчислимые эоны духовной эволюции” развились из душ. И приобрели замечательные способности: “путешествовать по космосам и измерениям, игнорируя их законы и принципы. С какой же целью? Чтобы взрастить себе подобных”.
И с этой целью ОНО (одно из таких высших духовных существ) прибыло на Землю и высвободило доселе где-то спящие “долгим сном небытия и смерти” человеческие души. Теперь из них будут расти духовные существа – ОНИ.
А при чем здесь Адамов? Автор впрямую не говорит. Но мне кажется, что имелось в виду следующее: Адамов примкнул к горному народу – симаи, с их предводителем Тамо-Роши. К людям, как они себя называли. А цивилизованных господ симаи называли духами. У людей были души, а у духов – не было. И вот настал момент (14 миллиардов лет прошло), прибыло ОНО и высвободило души людей, из которых начнут ОНИ воспитывать себе подобных. Ради этого момента симайцы и жили по своим принципам. А другие не так жили и не заслужили такого воскрешения. То есть мораль проста: надо было всем этим господам и товарищам жить как Адамов (и как Тамо-Роши). И тогда – можно было бы продолжить знакомство через миллиарды лет, как те же Адамов и Тамо-Роши. Но уже не в физическом мире, а в другом, пусть – духовном. Или пусть – раю. А остальные – тем и ад не светит. Их вообще не осталось. Это, конечно, отличает теорию автора от религиозных схем мироздания.
Есть еще важная составляющая в космогонии автора. Автор вопрошает: “Почему погибла человеческая цивилизация? — И отвечает: — Всё материальное преходяще, всё составное обязательно распадётся”. И делает плавный переход к жизни “антиматериальной, антифизической”. То есть получается, что с какого-то момента вся физическая и материальная природа закончится – не только человеческая, но вообще вся. Останется только некий духовный мир. А души возникали (жаль автор не сказал – как) в физическом мире. То есть подпитки душами с какого-то момента не будет. Такая вот космогония.
В принципе, описанный автором мир мог быть понятно устроенным, внутренне непротиворечивым, если эту составляющую выбросить. Оставить и физический мир и духовный. И оставить между ними связь: физический мир поставляет души духовному, а в духовном души развиваются до ОНИ, а может и еще дальше. Не понятно только насчет душ – они сразу каким-то образом появляются в некоторых человеках или постепенно – за счет правильного образа жизни человека? Причем, на это созревание души у человека есть только одна попытка, поскольку переселение души в новые тела автором не предусмотрено.
Есть еще ряд нестыковок и потому – непоняток. Зачем нужны были черные башни высшему существу. Сохраненная в них информация о сгинувшей цивилизации его не интересовала. Его интересовали человеческие души. Понятно, что нематериальное не могло храниться в материальном? И автор считает, что находит выход — говорит, что души находились не совсем “здесь”, но из черных башен их проще всего было извлечь. Это, на мой взгляд, полный туман. Так где же хранились души? И почему из черных башен их проще было извлечь? Я не придираюсь. Просто из-за этих не отвеченных вопросов лично мне не понятен выстроенный автором мир. Нет веры в него.
Ясно, что с башнями получается красивее. Но они просто пришиты белыми нитками. Так же как и весь кусок с Петроградом. Он нужен только для того, чтобы показать нам, почему Адамов понял, что революционеры и поднятая ими со дна человеческая муть – не люди. И что? Может автор имел в виду, что именно революционеры и “новые люди” (поднятая человеческая муть) рано или поздно приведут человечество к гибели? А также те, кто посылал британских солдат покорять туземные острова? Но разве мы не найдем в каждом из нас зачатки этих качеств? Значит прав был Тамо-Роши, и только туземцы – люди с душами, остальные – духи с небес? Лишь Адамов исключение. И ему подобные. А чем Адамов отличается от других (не туземцев)? Тем, что он – совестливый человек, тем, что…? Но ведь понятно, что поведение практически всех нас зависит от обстоятельств, в какие мы попадаем. До встречи с Тамо-Роши и Адамов мог оказаться “новым человеком”. И любой из нас. Или не любой? А кто не мог бы стать таким ни при каких обстоятельствах?
Автор, ты замахнулся на многое. Попытался построить новую космогонию. В ней есть “хорошие” с душами и “плохие” — без. Исчезающий физический мир. А для меня получилось неубедительно, наивно, неправдоподобно. Потому что с этими “плохими” и “хорошими” все гораздо сложнее. Так же как с преходящим и составным. И может те, кто пытаются упростить мир, и есть те самые “новые”? С таким замыслом надо было идти на роман. А иначе ничего не раскрылось.
А вот взял бы автор и построил рассказ на кусочке своего большого замысла. Например, на апокалипсисе. Более крутом, чем просто умирающая Земля. Пусть те же первоэлементы начнут распадаться (по-настоящему, а не как у автора – волны лавы и т.п.). Но не потому, что ночь Брамы настает. А потому, что Адамовы довели. Конечно, путь исхоженный, сделать интересно и свежо ой как не просто.
Или — на черных башнях. И тем же ОНО, к ним прилетевшим, но не с пришитой белыми нитками целью. А с какой? — От тебя, автор, и жду интересное решение.
И еще отмечу пафосность рассказа. Судя по дискуссии, имевшей место на форуме, к ней не все относятся отрицательно. Я отношусь. Потому как считаю, что пафос маскирует отсутствие продуманной, логичной, внутренне согласованной и непротиворечивой идеи. И тогда возникает: не верю. Еще пафосные высказывания как бы тянут меня за нос к местам, на которые автор хочет обратить особое внимание. Автор, не надо так. Попробуйте другим способом. К “не верю” добавляется — ”не хочу”.
Как простой читатель: какое-то время мой интерес держался на интриге: как связаны между собой черные башни, ОНО, исчезающая Земля, Адамов, симаи, Петроград? Связи эти оказались нарушены, нелогичны. И интерес угас. Особенно — добиваемый пафосом. Интрига умерла. И ничем не компенсировалась.
Vlad lev, 15 июля 2014 г.
Пожалуй, это наиболее интересный рассказ из всех. Заслуженная 9 (поскольку для «вышки» — 10 не хватает всё же достаточно плавной логической связки между частями повествования). Произведение легко для восприятия и прочтения.