Марлен Хаусхофер «Стена»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле | Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Главная героиня, чьё имя так и останется неизвестным, приезжает на отдых в охотничий домик в горах — и оказывается отрезанной от мира прозрачной стеной. Это невидимое препятствие словно выросло за ночь: его нельзя ни сломать, ни обойти, а все люди и животные по ту сторону странным образом застыли. Это ловушка или спасение от неожиданной катастрофы?
Так начинается её история выживания, где одиночество скрашивают только пес и заблудшие кошка с коровой. День за днём фиксируя в дневнике происходящее, героиня узнаёт новую себя и все больше размышляет о главном — можно ли жить без надежды?
Экранизации:
— «Стена» / «Die Wand» 2011, Австрия, Германия , реж. Юлиан Пельслер
- /языки:
- русский (2), немецкий (1), украинский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- Н. Иваничук (1), Е. Крепак (2), Х. Немешкюрти (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ptyshke, 11 октября 2020 г.
Роман мне так зашёл, что в промежутке в два года я прочитал его трижды и даже посмотрел фильм. Такое не часто бывает. Вообще, наткнулся случайно, когда искал книги, похожие на «Под куполом» от Стивена Кинга, почитателем которого я и являюсь.
» Всё живое « от Саймака тоже прочёл, но без удовольствия. А вот «Стена» своей серой меланхолией очень зацепила.
Это очень подробное и достоверное описание одиночества, безысходности наталкивает на мысль, что автор лично пережила эти все эмоции и чувства.
Местами описание событий пробирает до слёз, в буквальном смысле.
Очень «сильная» книга, советую.
gintaras67, 31 марта 2018 г.
Наболее известный роман австрийской писательницы Марлен Хаусхофер(1920-1970).Жизнь автора не назовешь счастливой.
“Дочь лесника и служанки. С 13 лет воспитывалась в интернате при монастыре урсулинок, несколько раз тяжело болела. В 1938—1940 годах находилась на принудительных работах. С 1940 года изучала германистику в Вене, с 1943 года — в Граце. В 1941 году вышла замуж за врача-дантиста (уже беременная от другого человека), взяла фамилию мужа. С 1946 года начала публиковать рассказы в периодике. В 1950 году супруги разошлись, в 1957 году воссоединились. Писательница растила двух сыновей, вела домашнее хозяйство, много работала.Умерла от рака кости.”Это из Вики.Другие источники указывают,что писать она начала рано по утрам,дабы не мешали члены семьи и оставалось время на домашние дела.После литературого успеха разошлась с мужем.(Почему?Мужа,кот.видимо был старше-уважала,но не любила?30 лет-еще многое казалось впереди?Кто знает…)В 1957 вернулась(не найдя счастья?),но супруги проложили жизнь только как колеги по работе.Последние годы болела.Все эти факты,чтобы понять смысл романа.
Роман-ретроспективный дневник двух лет жизни в изоляции.Стена-метафора,человек и среди людей может оказаться отгорожен стеной и это печально.Автор,похоже,оказалась в такой ситуации.
Погибших родных женщина вспоминает без особой жалости,зато сколько тепла она отдает животным!Мне(как кошковладельцу в т.ч.) приятно было читать об отношениях с кошкой(именно так-не “отношении к “,а “отношении с”,т.к. кошка показана самостоятельной личностью,чем эта зверушка и является).
Цитата:
Можно годами жить в городе в постоянной суете, правда, нервишкам тогда — конец, но выдержать можно долго. Никто не может, однако, дольше месяца лазить по горам, сажать картошку, колоть дрова и косить, все время при этом нервничая. Тот первый год, пока я еще не приспособилась, подорвал мои силы, мне уже никогда не прийти в себя до конца после тех трудовых подвигов. По глупости я еще и гордилась тогдашними рекордами. Нынче же я даже от дома до хлева бреду неторопливой походкой лесовика. Тело не напрягается, глазам есть время оглядеться вокруг. Когда мечешься, ничего не замечаешь…. Когда же я перестала торопиться, лес вокруг ожил. Не хочу сказать, что это — единственно возможный образ жизни, но для меня он — самый подходящий. Правда, чего только не пришлось пережить, прежде чем прийти к этому. Раньше я всегда куда-то торопилась, постоянно спешила, все время дергалась, поскольку куда бы я ни прилетела — везде приходилось подолгу ждать. С тем же успехом можно было потихонечку брести себе всю дорогу. Иногда я отдавала себе абсолютно ясный отчет в собственном состоянии и в состоянии всего нашего мира, но не могла тем не менее вырваться из скверной этой жизни. Скука, часто нападавшая на меня, была скукой скромного любителя роз на машиностроительном конгрессе. Я провела на этом конгрессе почти всю жизнь, удивительно, как это в один прекрасный день я не померла от досады. Вероятно, выжила только потому, что всегда могла укрыться в семье. А в последние годы мне начало казаться, что самые близкие мне люди тоже переметнулись к врагу, и жизнь стала по-настоящему серой и мрачной.
Здесь же, в лесу, я наконец на своем месте. Я не держу зла на машиностроителей, они давным-давно просто не интересуют меня. Но как же мучили они все меня тем, что мне глубоко отвратительно. У меня есть всего лишь одна маленькая жизнь, и ту они не давали мне спокойно прожить. Газовые трубы, электростанции и нефтепроводы; только теперь, когда людей больше нет, вещи показывают свое истинное жалкое лицо.”
В романе проскальзывает персонаж-белая ворона.Она держится особняком,остальные вороны настолько её презирают,что не удостаивают даже чести заклевать.(Это сама Марлен?)Женщина жалеет ворону,подкармливает,желает найти ей пару-такого же белого ворона(знаю-знаю,ворон-это не “муж” вороны,а другая птица),понимает,что это безнадежно(Марлен,так и не нашедшая себе пару?).А может-я это все выдумал и она счастливо жила с мужем-дантистом?Кто знает…
timosh, 15 сентября 2021 г.
Для меня роман — недоробинзонщина, от фантастики тут ничего нету. При чем очень скучная робинзонщина, щедро разбавленная описаниями котиков, собак и прочего.
На 90% страниц ничего не происходит, главный герой сидит на одном месте, никаких приключений не происходит, иногда кто-то умирает с животных, кто-то рождается и снова умирает (что естественно кэп), бесконечно долгие описания сельской работы — покос сена, уход за живностью, огород и и тп. Сюжет до последней страницы никуда не двигается и бац — последняя страница, а там — бац иииии ничего)
В целом сама идея, тот мизер что был от фантастики, понравился. наверное, для того времени очень смело, но идея совсем никак не развивается дальше, это все что понравилось в романе.. то есть первых 30 страниц, дальше можно закрывать и не читать.