Майк Гелприн, Марина Ясинская, Наталья Анискова «Одор»
В этом мире неважно за какое время ты пробегаешь стометровку, неважно насколько хорошо ты играешь на фортепиано, водишь машину или рисуешь картины. Главное здесь: сколько ты различаешь запахов?
Входит в:
— журнал «ФанCity № 3, лето 2014», 2014 г.
— антологию «Зеркальная волна. Вал второй», 2020 г.
— «Взлетаем немедленно!», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
anagor1, 2 апреля 2020 г.
Проделана большая работа, выстроен замысловатый мир... А зачем? Такое ощущение, что автор начал набрасывать этот рассказ лет в пять, когда учился считать до девяти. Причем до четырех у него получалось особенно хорошо, из-за чего данная цифра звучит навязчивым рефреном. Уже на третий повтор хочется сказать: «Да помню я, помню». Но увы, тебя буквально заставляют взять бумажку и старательно, без ошибок переписать в столбик все девять каст. И желательно с циферками рядом: кто сколько умеет нюхать. Ведь это самое главное! То есть, написан рассказ, видимо, лет в пятнадцать, когда о стремлении продумать социальную конструкцию чуть глубже можно только мечтать, зато степени двойки приводят в восхищение.
UPD Возможно, это экспозиция более крупной формы. Либо набросок сеттинга для создания в нем других текстов. Но социально-психологические реалии в такой системе (если полагать ее устойчивой) должны быть гораздо сложнее, они не будут простой проекцией нашего социума.
technocrator, 4 апреля 2020 г.
«У каждого дела
Запах особый...» (с)
Детально разработанный мир, который можно было бы назвать полностью оригинальным, если б не напрашивающееся сразу сравнение с «Оттенками серого» Ффорде (в частности, важнейшая роль цветовосприятия). Впрочем, здесь красочные описания задействуют сразу три спектра – цветов, запахов и эмоций (а в концовке вовлекается ещё и «запах мысли»), что даёт возможность объёмно развернуться в нескольких ассоциативных измерениях.
Сюжетные цепочки, частично связанные друг с другом, тут очень простые. Может даже показаться, что нужны лишь для демонстрации сеттинга (в процессе мы поднимаемся вверх по «социально-хроматической» лестнице, рассматривая жизнь и возможности каст), и основная смысловая линия отсутствует.
Но, кажется, общий замысел усматривается. Можно заметить, что большинство историй заканчиваются в той или иной степени трагически для персонажей. Чему виной – система, основанная на «хроматико-одорическом» неравенстве и воздвижении барьеров между людьми разного происхождения, так скрупулезно продуманная. А остаются в моральном выигрыше те, кто стремится эти барьеры разрушить, причём не для личной корысти. Ну и младенец, с которым знакомимся в финале, становится символом надежды...
pavelgubarev, 16 ноября 2020 г.
Дочитывал по диагонали: сюжеты банальные, текст перегружен техническими подробностями и выдуманными терминами, которые ну никак не держатся в голове в таком количестве. И главное: зачем авторам понадобился фантдоп со всей терминологией и правилами? Ну кастовая система. Можно было про Индию написать. Как по мне -- если фантоп не работает на то, чтобы удивить читателя, расширить его представления о мире (возможном и невозможном), то это забивание гвоздей микроскопом (в данном случае газовым хроматографом).
Увы, разочарован.