Юлий Буркин «Русская идея "Мастера и Маргариты"»
На самом деле материал этот прежде всего о «Русской идее», или «Русской Тайне», как её порой называют. Я не в шутку претендую, что сумел ее сформулировать — коротко и внятно. Но подтолкнул меня к этом жутко не понравившийся мне фильм режиссёра Бортко «Мастер и Маргарита» (что ж, все мы помним о яблоке Ньютона и ванне Архимеда). Поэтому данный материал состоит из двух частей: первая (необязательная) — о фильме, вторая (главная) — об Идее. так сказать, от частности к общему. Если фильм и моё мнение о нём вас не интересуют, первую часть пропустите и читайте сразу вторую.
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'05», 2006 г.
— сборник «Королева белых слоников», 2009 г.
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2007 // Критика, литературоведение, эссе | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2007 // Публицистика | |
номинант |
Интерпресскон, 2007 // Критика / публицистика |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 16 ноября 2022 г.
Очередная статья на тему «Русской идеи». Автор предлагает свое решение, основанное на чтении знаменитого булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Я вполне согласен с его критикой киносериала Бортко, который вышел на телеэкраны в декабре 2005 года. Дело тут даже не в кризисе российского кино, а в полном непонимании режиссером и актерами идей, заложенных в оригинальный сюжет самим писателем. Юрий Буркин, прочитавший роман 5 раз, увидел все недостатки сценария и попытался донести их до читателя. А заодно — и ту самую «русскую идею», о которой в 90-х и нулевых годах столь горячо рассуждали в нашем обществе. На мой взгляд, в подобной трактовке имеются отдельные слабые места (ничего не проси и тебе воздастся), но это можно считать личным мнением не данного автора, а самого Булгакова, которому пришлось в свое время много чего натерпеться от «власть придержащих» (даже в 80-е годы прошлого века роман «Мастер и Маргарита» был фактически запрещен к печати в СССР). К тому же, как мне кажется, выводить постулаты национальной идеи из одного-единственного произведения столь неординарного писателя — не только рискованно, но и не очень разумно.