Владимир Высоцкий «Семейные дела в Древнем Риме»
Фонограммы авторского исполнения: первая — июнь 1969, последняя — август 1978.
Входит в:
— антологию «Песни русских бардов. Серия I», 1977 г.
— сборник «Нерв», 1981 г.
— сборник «Сочинения в двух томах», 1990 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 3 февраля 2019 г.
Существует несколько задокументированных примеров «необъяснимых совпадений» — случаев, когда содержание литературного текста немыслимым совершенно образом «вписывается в реальность», намного опережающую сам текст во времени (назвать это неким «предвидениям» — язык не повернётся, это даже не фантастика, это просто некое «немыслимое совпадение»). Типичнейший случай — роман «Тщетность» Моргана Робертсона, изданный за 14 лет до гибели «Титаника» и содержащий мельчайшие подробности катастрофы. Такое чувство, что Автор — просто живописал трагедию из некоего астрала, других объяснений не нашлось.
В заочных спорах с оппонентами по поводу творчества Высоцкого не раз приходилось слышать один и тот же аргумент: «...не ищите тут никакой глубины и философии, все эти тонкости, что вы городите — излишни, у Высоцкого — просто бытовые зарисовки, не более того...». Так вот — в данном конкретном случае, уважаемые оппоненты, вы попадаете пальцем в небо, как говорится. Для реальности СССР, во времена которого песня и была создана — данному тексту никакие «бытовые реалии» не соответствовали. Тогда — это была... ну..., просто хохма, что ли. Тонкий-тонкий, на уровне почти уже невидимости намек на что-то чисто теоретически возможное.
И совсем другое дело — сегодня. Прямо — «Титаник» чистой воды, однако
vam-1970, 18 марта 2020 г.
Второе стихотворение о любви в разные эпохи.
Жили мы и живем сейчас и будем жить одинаково! Семейная и бытовая жизнь не меняется как и не меняется физический облик человека. Так же выпиваем, так же говорим о женщинах и так же мечтаем об изменах.
StasKr, 21 августа 2014 г.
Иногда режиссёры, которые желают выделить свои постановки среди прочих, переносят действие классических пьес в иные эпохи. Чаще всего ничего путного из этих попыток не выходит, но иногда получаются очень забавные произведения, в которых Ричард III берёт в руки автомат, а события «Бесприданницы» Островского разворачиваются в Каменном Веке. Вот и Высоцкий использовал этот прием, чтобы рассказать про кризис в одной отдельно взятой советской семье в декорациях Древнего Рима.
Картина получилась презабавная. Простые советские работяги волею барда превратились в гордых патрициев, пивная в которой они собрались, стала городским Форумом, а проблемы в семье главного героя заиграли новыми красками.
Ну и, конечно, радует способ решения затянувшегося семейного конфликта, который выбрал Марк-патриций. Отдать постылой жене дом, а самому найти утешение в объятьях другой женщины (пускай и продажной) – далеко не самый худший вариант. Уж лучше так, чем в один прекрасный день придушить благоверную или из года в год тянуть супружескую лямку, глушить обиды водкой, тем самым портя жизнь и себе и ей. Недаром остальные патриции откровенно завидуют главному герою, ведь у них вряд ли имеется такая возможность уйти из семьи.