Владимир Высоцкий ««ЯК»-истребитель»
Фонограммы авторского исполнения: первая — 6 марта 1968, последняя — 1975.
Была издана на пластинке-миньоне фирмы «Мелодия» 1981 года «Владимир Высоцкий. Песни» (Код С62-16247, С62-16248 и Гибкая пластинка. Код Г62-08519, Г62-08520).
Входит в:
— антологию «Песни русских бардов. Серия II», 1977 г.
— стихотворения «Две песни об одном воздушном бое», 1981 г.
— сборник «Нерв», 1981 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 10 марта 2020 г.
Военная лирика автора. Вид на войну со стороны самолета -неодушевленного объекта. Не только война противна живым существам, но и самолетам, они тоже страдают от разрушений. И эта песня -это крик против войны. Даже самолеты хотят жить. Бесподобно!
фрейзи, 24 февраля 2016 г.
Эту песню часто ставили дома, и, когда я была маленькая, не понимала кто это такой «тот который во мне сидит» и как стабилизатор, через который включают телевизор, может петь «мир вашему дому».
Когда я выросла и хорошо вслушивалась, а потом ещё и познакомилась со второй версией этого боя, от лица пилота, то поняла — герой -то наш отрицательный. Владимир Семёнович гениально показал образ существа, обуяного такой необъятной гордыней, что становится понятно — в ангельский полк Як не попадёт. В каждой строфе встречается «Я», «меня», «мне' . Пилота, по сути своего боевого товарища он воспринимает как неприятный довесок, говорит о нём обидные слова и без конца противопоставляет себя ему. В то время как от лётчика, во второй версии, мы слышим совершенно другое «Серёжа держись», «Пусть вечно мой друг прикрывает мне спину, как в этом последнем бою».
Будь Як человеком, у него было бы мало друзей, потому что создание с таким скверным характером — плохой товарищ, в разведку с такими не ходят. И гибель, чуть разнесённая во времени, пилота и самого истребителя, лишь со стороны кажется героической. «Тот, который во мне сидит» погиб геройски, а тот кто «досадно, что сам я немного успел» , погиб постыдно, не осознав своей миссии, радуясь гибели боевого товарища.
Полезно, очень полезно время от времени смотреть на вещи и события с разных сторон.
MikeGel, 28 августа 2015 г.
Непросто писать рецензии на лучшие стихотворения (песни) Владимира Высоцкого. Непросто потому, что на язык просится всего одно слово — «гениально», и оно подходит лучше всех остальных.
Попытаюсь найти другие слова всё же. Это не единственное произведение, поданное от первого лица, где это первое лицо — не человеческое (у Высоцкого есть стихотворения от лица волка, попугая, кота, скакуна-иноходца, бабы Яги, средневекового фрегата) и не единственный диптих (вспомним «Баньки...» по-белому и по-чёрному, «Письма...» с выставки и на выставку, «Охоту...» на волков и с вертолётов, перекличку микрофона с певцом...). Другими словами — вполне типичная для автора форма.
Чем же подкупает это произведение... Вроде бы стандартные, простецкие глагольные рифмы (звенит — сидит, несёт — поёт, жгу — могу), не выдержанный размер вплоть до тотально разного количества слогов в строках. Не слишком изысканное музыкальное сопровождение, ко всему... И, тем не менее, слова и исполнение таковы, что мороз дерёт по коже, что отзывается внутри, заставляет стискивать кулаки и зубы от шквала эмоций.
Видимо, дело в том, что в тринадцать коротких строф (куплетов) Высоцкий сумел зашить всю биографию своего не живого героя — его прошлое, настоящее и расстрелянное будущее. Сумел создать образ — со своим характером, ярким, видимым, и этот неодушевлённый образ вдруг ожил, за пару минут яростно прожил свою жизнь и погиб — прямо на глазах (ушах) у слушателя. Каждую секунду его стремительной и очень короткой жизни проживаешь вместе с ним, внутри него, а то и за него, досадуя, что истребитель так и не успел разобраться, что «тот, который во мне сидит» с ним единое целое.