Владимир Высоцкий ««ЯК»-истребитель»
Фонограммы авторского исполнения: первая — 6 марта 1968, последняя — 1975.
Была издана на пластинке-миньоне фирмы «Мелодия» 1981 года «Владимир Высоцкий. Песни» (Код С62-16247, С62-16248 и Гибкая пластинка. Код Г62-08519, Г62-08520).
Входит в:
— антологию «Песни русских бардов. Серия II», 1977 г.
— стихотворения «Две песни об одном воздушном бое», 1981 г.
— сборник «Нерв», 1981 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MikeGel, 28 августа 2015 г.
Непросто писать рецензии на лучшие стихотворения (песни) Владимира Высоцкого. Непросто потому, что на язык просится всего одно слово — «гениально», и оно подходит лучше всех остальных.
Попытаюсь найти другие слова всё же. Это не единственное произведение, поданное от первого лица, где это первое лицо — не человеческое (у Высоцкого есть стихотворения от лица волка, попугая, кота, скакуна-иноходца, бабы Яги, средневекового фрегата) и не единственный диптих (вспомним «Баньки...» по-белому и по-чёрному, «Письма...» с выставки и на выставку, «Охоту...» на волков и с вертолётов, перекличку микрофона с певцом...). Другими словами — вполне типичная для автора форма.
Чем же подкупает это произведение... Вроде бы стандартные, простецкие глагольные рифмы (звенит — сидит, несёт — поёт, жгу — могу), не выдержанный размер вплоть до тотально разного количества слогов в строках. Не слишком изысканное музыкальное сопровождение, ко всему... И, тем не менее, слова и исполнение таковы, что мороз дерёт по коже, что отзывается внутри, заставляет стискивать кулаки и зубы от шквала эмоций.
Видимо, дело в том, что в тринадцать коротких строф (куплетов) Высоцкий сумел зашить всю биографию своего не живого героя — его прошлое, настоящее и расстрелянное будущее. Сумел создать образ — со своим характером, ярким, видимым, и этот неодушевлённый образ вдруг ожил, за пару минут яростно прожил свою жизнь и погиб — прямо на глазах (ушах) у слушателя. Каждую секунду его стремительной и очень короткой жизни проживаешь вместе с ним, внутри него, а то и за него, досадуя, что истребитель так и не успел разобраться, что «тот, который во мне сидит» с ним единое целое.
фрейзи, 24 февраля 2016 г.
Эту песню часто ставили дома, и, когда я была маленькая, не понимала кто это такой «тот который во мне сидит» и как стабилизатор, через который включают телевизор, может петь «мир вашему дому».
Когда я выросла и хорошо вслушивалась, а потом ещё и познакомилась со второй версией этого боя, от лица пилота, то поняла — герой -то наш отрицательный. Владимир Семёнович гениально показал образ существа, обуяного такой необъятной гордыней, что становится понятно — в ангельский полк Як не попадёт. В каждой строфе встречается «Я», «меня», «мне' . Пилота, по сути своего боевого товарища он воспринимает как неприятный довесок, говорит о нём обидные слова и без конца противопоставляет себя ему. В то время как от лётчика, во второй версии, мы слышим совершенно другое «Серёжа держись», «Пусть вечно мой друг прикрывает мне спину, как в этом последнем бою».
Будь Як человеком, у него было бы мало друзей, потому что создание с таким скверным характером — плохой товарищ, в разведку с такими не ходят. И гибель, чуть разнесённая во времени, пилота и самого истребителя, лишь со стороны кажется героической. «Тот, который во мне сидит» погиб геройски, а тот кто «досадно, что сам я немного успел» , погиб постыдно, не осознав своей миссии, радуясь гибели боевого товарища.
Полезно, очень полезно время от времени смотреть на вещи и события с разных сторон.
vam-1970, 10 марта 2020 г.
Военная лирика автора. Вид на войну со стороны самолета -неодушевленного объекта. Не только война противна живым существам, но и самолетам, они тоже страдают от разрушений. И эта песня -это крик против войны. Даже самолеты хотят жить. Бесподобно!